№ 2 Н. Н. Зотова ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОШИБОК СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ В литературе по профессиональному самоопределению существует представление об успешном выборе профессии как осознанном, самостоятельном и ответственном. <...> Проведенный анализ ошибок старшеклассников при выборе профессии показал, что наиболее часто встречающейся причиной ошибок является низкая осознанность основных факторов выбора — «хочу» и «могу». <...> Поэтому психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников необходимо начинать с их личностного самоопределения как необходимого этапа профессионального самоопределения. <...> Ключевые слова: успешный выбор профессии, ошибки выбора, осознанность, самостоятельность, ответственность, личностное и профессиональное самоопределение. <...> In the literature on professional self-determination there is a notion about a successful choice of a profession as conscious, independent and responsible. <...> Therefore it is necessary to start the psychological support of professional self-determination of teenagers with their personal self-determination as a necessary stage of professional self-determination. <...> Key words: a successful choice of a profession, an error in choice, awareness, independence, responsibility, personal and professional self-determination. <...> Выбор профессии школьником только на первый взгляд представляется одномоментным актом принятия решения. <...> В это время они осваивают функциональную сторону деятельности профессионала и внешнюю атрибутику: доктор лечит людей, он ходит в белом халате и с «трубочкой», чтобы прослушивать больного; пожарный заливает огонь и спасает людей из горящего дома, поэтому ему необходим специальный защитный костюм, Зотова Наталия Николаевна — мл. науч. сотр. лаборатории «Психология профессий и конфликта» ф-та психологии МГУ. <...> Психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников часто сводится к непродолжительным профконсультациям в 9-м и 11-м классе. <...> Обычно у них довольно рано происходит выбор профессии и далее идет уже целенаправленная подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение <...>