Труды академика М.Л. Гаспарова (1935–2005) известны далеко за пределами России. <...> Для любого филолога, необязательно русиста, большой интерес представляют его стиховедческие и теоретико-литературоведческие работы, посвященные истории русского, да и не только, стихосложения, но и широким проблемам мировой и русской культуры. <...> Гаспарова обладают той степенью универсализма, которая позволяет исследователю опираться на них как на методологическую основу в изучении национальных литератур, и особенно в изучении, казалось бы, далеких от русской поэтических систем. <...> Особенную ценность представляет новая книга «Филология как нравственность», в которую вошли широко известные и не опубликованные ранее в книгах работы, заметки, «походные» записи, а порой и мысли на злобу дня. <...> В ней по-новому раскрывается и личность автора, которого, как оказалось, волновали далеко не только научные проблемы, но и большие общественные события, политические баталии и просто сама текущая жизнь. <...> В этом отношении книжка отличается от громадного посмертного 4-го тома Избранных трудов (тоже 2012 г.)1далеко не только объемом. <...> Гаспаров и там универсал — возьмем наугад названия некоторых из 59 статей: «Лингвистика стиха», «Точные методы анализа грамматики в стихе», «Ритмический словарь частей речи», «“Длиннохвостые” слова в синтаксисе стиха», «“Ой-ой-рифмы” от Ломоносова до Твардовского», «Синтаксис двусловий: стиль, ритм, рифма и жанр», «Синтаксис трехсловий: былины», «Синтаксический клише у Пушкина и его современников», «Ритмика 4-стопного ямба раннего Мандельштама», «Вторичная поэзия: С. Дрожжин <...> », «А.Н. Колмогоров в русском стиховедении»… Все же это только филология, сколь ни разнообразная. <...> А про «Филологию как нравственность» С.И. Кормилов в своей рецензии справедливо пишет: «<…> рубрикация длинного подзаголовка, далеко не полностью охватывающая содержание книги, дает понять, что речь в ней отнюдь не только о филологии и истории <...>