№ 6 М.В. Крысанова РАМКА В ЦИКЛЕ ГОФМАНА «СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ»: ОСОБЕННОСТИ АТМОСФЕРЫ В статье рассматривается рамочное общество в цикле Э.-Т.-А. <...> Гофмана «Серапионовы братья», основное внимание уделяется настроению собравшихся и способам его создания. <...> Прослеживается динамика настроения членов общества, подробно разбираются две сцены музицирования в цикле как наиболее ярко отражающие атмосферу вечеров. <...> В конце статьи делается вывод о важности яркого, многопланового и динамичного изображения братства, которое оттеняет серьезное наполнение бесед и помогает лучше понять эстетические идеи Гофмана, выраженные в цикле. <...> При этом имеется в виду не столько разнообразие вставных новелл, которые несомненно представляют собой богатую палитру тем и стилей, сколько рамка, которая их объединяет. <...> В традиционной для рамочного цикла форме встречи старых друзей Гофман выражает свои взгляды на природу творчества. <...> Единственное, что собирает персонажей вместе, — потребность каждого знакомить со своими произведениями других членов кружка и обсуждать их рассказы. <...> Кроме детального изложения основополагающего «серапионовского» принципа, в рамке затрагивается множество других аспектов, существенных для литературного твор152 чества: техника изображения действительного и фантастического и их соотношение в произведении, обрисовка характеров, роль исторического фона, проблема иронии. <...> Все это, как правило, обсуждается не абстрактно-теоретически, а на примере вставных новелл. <...> Однако рамка не исчерпывается сухим перечислением идей писателя об искусстве. <...> По примеру действительно существовавшего «серафиновского общества» Гофман создал кружок, состоящий из шести непохожих один на другого персонажей, которые дополняют друг друга и обладают в целом общими взглядами на значимые для них вещи. <...> Дух юмора, свободного обсуждения и творчества, царящий в беседах, противопоставлен миру за пределами кружка, и прежде всего <...>