Статья посвящена изучению миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, служившей многие столетия связующим элементом межэтнического государственного устройства. <...> Православные миссионеры на протяжении всей истории России были активно вовлечены в процессы межкультурной и межэтнической коммуникации. <...> Традиции православной миссии нераздельно связаны с духовной культурой России, с традицией русской святости, с духовным опытом русского монашества, с его широкой культурной, образовательной и просветительской деятельностью. <...> Исполняя среди входивших в состав Российского государства народностей особое - миссионерское - служение, церковь помогала малым народам в полной мере и за незначительный период осознать себя подданными России. <...> Русская Православная Церковь оказывала значительное влияние на процессы этнокультурного взаимодействия, являясь важной составляющей процесса становления российской государственности. <...> Самой крупной миссионерской инициативой на региональном уровне была Духовная миссия «по просвещению самоедов светом христианской веры» в 1825-1830 годах, явившаяся претворением в жизнь миссионерских инициатив государства начала XIX века. <...> Автор статьи освещает еще не до конца изученные страницы работы Самоедской миссии, а именно литературную и научную деятельность священников-миссионеров. <...> На основании архивных документов, материалов центральной и местной периодической печати автор дополняет сведения о работе Самоедской миссии новыми фактами, определяет значение научной деятельности членов Миссии для развития лингвистики и региональной этнографии, выявляет значение литературного наследия священников-миссионеров для расширения знаний о культуре, быте и обычаях малых народов Севера. <...> Впервые в научный оборот вводятся письма участников Миссии. <...>