Аксаков Иван Сергеевич
<Статьи из газеты "Русь">
---------------------------------------------------------------------------Аксаков
К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит,
статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям
российской словесности").
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------<О
рассказе Л. Н. Толстого "Чем люди живы">
Какая прелесть - этот рассказ графа Л. Н. Толстого, помещенный в
декабрьской книжке "Детского отдыха" - "Чем люди живы" (более подробный
отчет о котором помещен ниже, в отделе критики и библиографии)! Что за
эпическая простота, какой художественный реализм при самом идеалистическом
содержании! Мы давно, по поводу одной сцены в романе "Война и мир" (встреча,
взаимное прощение двух смертельно раненных соперников и чувство христианской
любви, внезапно их осенившее), тогда еще высказали мнение {1}, что если граф
Толстой и реалист, то в нем несомненно кроется способность выразить в строго
реалистической форме самые неуловимые, тончайшие, самые возвышенные, именно
христианские движения души, дать им, так сказать, художественную, такую же
тонкую плоть и воздействовать ими на душу читателя. Много было толков о
новом, якобы мистическом направлении
искусства... {2}
автора, о том, что он уже погиб для
Напечатанный рассказ свидетельствует о противном.
Художник-реалист не погиб в нем, но только стал художником внутренно
просветленным, для которого освятилось искусство, раскрылся целый новый мир
художественного творчества и нравственного служения. Говорят, что за этим
рассказом последуют и еще два рассказа в том же прекрасном детском журнале.
Гр. Толстой может успокоиться: его художественная деятельность вполне
благотворна, - пусть только он сам не хоронит в себе божьего дара.
<О кончине И. С. Тургенева>
22 августа скончался в Буживале (поместье близ Парижа) Иван Сергеевич
Тургенев. Кончина нашего знаменитого писателя не была неожиданностью. Более
четверти века постоянным его местопребыванием были чужие края, и в Россию он
являлся только гостем; едва ли бы даже можно было ожидать от него новых
блестящих произведений,
раскрывающих нашему общественному сознанию
какую-нибудь новую сторону русской _общественной_ жизни, внутренний смысл
возникающих в ней явлений и направлений (как, например, в "Рудине",
"Дворянском гнезде", "Отцах и детях" и т. д.). И тем не менее смерть его
образует пустоту, которую заместить некем и нечем, вызывает, - по крайней
мере в литературно-общественной среде, - скорбное чувство обеднения и
сиротства. Старые крупные мастера сходят в могилу или с поприща; на смену им
не является или, вернее сказать, не настала еще пора явиться новым...
Тургеневым замыкается целый период нашей художественной литературы и
запечатленный особенным _типом_ - идеализмом
общественного развития,
сороковых годов, несомненно возвышенным и гуманным, но более или менее
неопределенным, малосодержательным, почти беспочвенным, более эстетическим,
чем нравственно-доблестным;
народного и исторического духа или,
почти систематически чуждавшимся русского
по крайней мере,
сильно
космополитическим, ощущавшим себя на Западе Европы несравненно более дома,
чем в родной стране. В родной стране, впрочем, этот идеализм (нередко в
литературе называемый "западничеством") обрел себе одно определенное,
реальное явление жизни, к борьбе с которым, хотя бы лишь во имя "гуманности"
и "общеевропейских культурных" начал, и приложил он с полною искренностью
возможные для него усилия - в общем союзе с людьми так называемого народного
направления: мы разумеем здесь _крепостное право_, уничтожение которого
поэт-художник Тургенев поставил, по его словам, главною задачею своей жизни.
И действительно, своими "Записками охотника" - едва ли не самым лучшим из
его созданий - сослужил он своему отечеству и народу поистине добрую службу,
после которой, однако, т<о> е<сть> после освобождения крестьян, именно в
1861 г. и променял Россию на постоянное жительство за границей {1}. Тем не
менее Тургенев, как истинный художник, а по природе своей, наперекор своему
воспитанию и так называемым "убеждениям", и вполне русский человек (и какой
Стр.1