ISSN 2712-8040 (print)
2021. Vol. 2. No. 3
lurian.urfu.ru
Стр.3
Lurian Journal. 2021. Vol. 2. No. 3
Established 2019
Published quarterly
Founded by Federal State Autonomous
Educational Institution of Higher Education
“Ural Federal University named after
the first President of Russia B. N. Yeltsin”
19, Mira Str., 620002, Yekaterinburg,
Sverdlovsk region, Russia
Supported by:
Lomonosov Moscow State University
(Moscow, Russia),
Russian Psychological Society
(Moscow, Russia),
Russian Academy of Education
(Moscow, Russia)
Journal Registration Certificate
ПИ № ФС77‑77365, as of 10.12.2019
Журнал основан в 2019 г.
Выходит 4 раза в год
Учредитель: Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего образования “Уральский
федеральный университет имени первого
Президента России Б. Н. Ельцина”
620002, Россия, Свердловская обл.,
г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
При поддержке:
Московского государственного
университета имени М. В. Ломоносова
(Россия, Москва),
Российского психологического общества
(Россия, Москва),
Российской академии образования
(Россия, Москва)
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77‑77365, от 10.12.2019
Editorial Board Address:
Ural Federal University named after the first
President of Russia B. N. Yeltsin.
Office 238, 51 Lenin Ave., 620000,
Yekaterinburg, Russia
lurian.journal@urfu.ru
lurian.urfu.ru
Адрес редакции:
Уральский федеральный университет имени
первого Президента России Б. Н. Ельцина.
620000, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 51,
оф. 238
lurian.journal@urfu.ru
lurian.urfu.ru
Стр.4
Lurian Journal. 2021. Vol. 2. No. 3
3
Editorial Staff
Editor-in-Chief — Prof. Janna M. Glozman
(Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State
University); Deputy Chief Editors: Prof.
Alexander G. Asmolov (Russia, Moscow,
Lomonosov Moscow State University), Prof.
Elvira E. Symaniuk (Russia, Yekaterinburg,
UrFU); Executive Editor: PhD Maria V. Zinnatova
(Russia, Yekaterinburg, UrFU); Translation Editor:
PhD Olga В. Tomberg (Russia, Yekaterinburg,
UrFU); Executive Secretary Associate: Maria
A. Lavrova (Russia, Yekaterinburg, UrFU).
Editorial Board
Prof. Tatyana V. Akhutina (Russia, Moscow,
Lomonosov Moscow State University); Prof.
Carla Anauate (Brazil, San Paulo, Center
of
Редакционная коллегия
Главный редактор — проф. Ж. М. Глозман
(Россия, Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова);
заместители главного редактора: проф.
А. Г. Асмолов (Россия, Москва, МГУ
им. М. В. Ломоносова), проф. Э. Э. Сыманюк
(Россия, Екатеринбург, УрФУ); ответственный
редактор: канд. психол. наук М. В. Зиннатова
(Россия, Екатеринбург, УрФУ); редактор перевода:
канд. филол. наук О. В. Томберг (Россия,
Екатеринбург, УрФУ); ответственный секретарь:
М. А. Лаврова (Россия, Екатеринбург,
УрФУ).
Integration of Neuropsychology and
Psychology); Prof. Alfredo Ardila (USA,
Florida, Miami, Albizu University); Prof.
Diana B. Bogoyavlenskaya (Russia, Moscow,
Psychological Institute of Russian Academy
of Education); Prof. Michael Cole (USA, San
Diego, University of California); Prof. Pavel
N. Ermakov (Russia, Rostov-on-Don, Southern
Federal University); Prof. Maria V. Falikman
(Russia, Moscow, National Research University
Higher School of Economics); Prof. Bożydar
Kaczmarek (Poland, Lublin, University of
Economics and Innovation); PhD Sergey
Y. Kiselev (Russia, Yekaterinburg, UrFU);
Prof. Bella Kotik‑Friedgut (Israel, Jerusalem,
David Yellin Academic College of Education);
Prof. Natalya V. Kozlova (Russia, Tomsk,
National Research Tomsk State University);
Clinical Psychologist Yulia V. Malafeeva
(Russia, Yekaterinburg, Sverdlovsk Regional
Clinical Psychiatric Hospital); Prof. Sergey
B. Malykh (Russia, Moscow, Psychological
Institute of
the Russian Academy of
Education); Prof. Katarzyna Markiewicz
(Poland, Lublin, University of Economics
and Innovation); Prof. Yury V. Mikadze
(Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State
Члены редколлегии
Проф. К. Анауате (Бразилия, Сан-Паулу, Центр
интеграции нейро психологии и психологии);
проф. А. Ардила (США, Флорида, Майами,
Университет Альбизу); проф. Т. В. Ахутина
(Россия, Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова);
проф. Д. Б. Богоявленская (Россия, Москва,
Психологический институт Российской академии
образования); проф. П. Н. Ермаков
(Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный
университет); канд. пед. наук С. Н. Жеребцов
(Беларусь, Минск, Белорусский государственный
педагогический университет им. М. Танка);
проф. С. Засекин (Украина, Луцк, ВосточноЕвропейский
национальный университет
имени Леси Украинки); проф. Л. Засекина
(Украина, Острог, Национальный университет
«Острожская академия»); д-р психол.
наук О. В. Защиринская (Россия, СанктПетербург,
Санкт-Петербургский государственный
университет); проф. Э. Ф. Зеер (Россия,
Екатеринбург, Российский государственный
профессионально-педагогический университет);
проф. Ю. П. Зинченко (Россия, Москва,
МГУ им. М. В. Ломоносова); проф. Б. Качмарек
(Польша, Люблин, Университет экономики
и инноваций); канд. психол. наук Л. Кинтанар
Рохас (Мексика, Тласкала, Автономный университет
Тласкалы); проф. Ж. Кинтино‑Айрес
(Португалия, Лиссабон, Институт Выготского);
канд. психол. наук С. Ю. Киселев (Россия,
Стр.5
4
Lurian Journal. 2021. Vol. 2. No. 3
University); PhD Valentina A. Naumova
(Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky, Kamchatka
State University named after Vitus Bering);
PhD Darlyne G. Nemeth (USA, Baton Rouge,
Neuropsychology Center of Louisiana); Prof.
Elena I. Nikolaeva (Russia, Saint Petersburg,
Russian State Pedagogical University named after
A. I. Herzen,); Prof., MD Maria Pąchalska
(Poland, Krakow, Andrzej Frycz Modrzewski
Krakow University); PhD Anna A. Pecherkina
(Russia, Yekaterinburg, UrFU); MD Jordi PeñaCasanova
(Spain, Barcelona, Autonomous
University of Barcelona); Prof. Antonio
Puente (USA, Wilmington, University
of North Carolina); PhD Luis Quintanar Rojas
(Mexico, Tlaxcala, Autonomous University
of Tlaxcala); Prof. Joaquim Quintino‑Aires
(Portugal, Lisbon, Vygotsky Institute); Prof.
Vitaly V. Rubtsov (Russia, Moscow, Moscow
State University of Psychology and Education);
PhD Alexandra E. Soboleva (Russia, Moscow,
Research Center of Pediatric Neuropsychology
named after A. R. Luria); PhD Yulia Solovieva
(Mexico, Puebla, Autonomous University
of Puebla; Mexico, Tlaxcala, Autonomous
University of Tlaxcala); PhD Philippe Thomas
(France, Limoges, University of Limoges); Prof.
Yulia A. Tokareva (Russia, Yekaterinburg,
UrFU); Prof. Michael S. Yanitsky (Russia,
Kemerovo, Kemerovo State University); Dr.
Oksana V. Zashchirinskaia (Russia, Saint
Petersburg, Saint Petersburg State University);
Prof. Serhii Zasiekin (Ukraine, Lutsk, Lesya
Ukrainka East European National University);
Prof. Larysa Zasiekina (Ukraine, Ostroh,
National University of Ostroh); Prof. Ewald
F. Zeer (Russia, Yekaterinburg, Russian State
Vocational Pedagogic University); PhD Sergey
N. Zherebtsov (Belarus’, Minsk, Belarusian
State Pedagogical University named after Maxim
Tank); Prof. Yuri P. Zinchenko (Russia, Moscow,
Lomonosov Moscow State University).
Екатеринбург, УрФУ); проф. Н. В. Козлова
(Россия, Томск, Национальный исследовательский
Томский государственный университет);
проф. Б. Котик‑Фридгут (Израиль, Иерусалим,
Педагогический колледж им. Д. Еллина); проф.
М. Коул (США, Сан-Диего, Калифорнийский
университет);
клинический психолог
Ю. В. Малафеева (Россия, Екатеринбург,
Свердловская областная клиническая
психиатрическая больница); проф. С. Б. Малых
(Россия, Москва, Психологический институт
Российской академии образования); проф.
К. Маркевич (Польша, Люблин, Университет
экономики и инноваций); проф. Ю. В. Микадзе
(Россия, Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова);
канд. психол. наук В. А. Наумова (Россия,
Петропавловск-Камчатский, Камчатский государственный
университет имени Витуса
Беринга); д-р мед. наук Д. Г. Немет (США,
Батон Руж, Нейропсихологический центр
Луизианы); проф. Е. И. Николаева (Россия,
Санкт-Петербург, Российский государственный
педагогический университет им. А. И. Герцена);
проф. М. Панхальская (Польша, Краков,
Краковская академия им. А. Ф. Моджевского);
д-р мед. наук Ж. Пенья‑Казанова (Испания,
Барселона, Автономный университет
Барселоны); канд. психол. наук А. А. Печеркина
(Россия, Екатеринбург, УрФУ); проф. А. Пуэнте
(США, Вилмингтон, Университет Северной
Каролины); проф. В. В. Рубцов (Россия, Москва,
Московский государственный психолого-педагогический
университет); канд. психол. наук
А. Е. Соболева (Россия, Москва, Научноисследовательский
центр детской нейропсихологии
им. А. Р. Лурия); канд. психол. наук
Ю. Соловьева (Мексика, Пуэбла, Aвтономный
университет Пуэблы; Мексика, Тласкала,
Автономный университет Тласкалы); проф.
Ю. А. Токарева (Россия, Екатеринбург, УрФУ);
канд. мед. наук Ф. Томас (Франция, Лимож,
Университет Лиможа); проф. М. В. Фаликман
(Россия, Москва, Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики»);
проф. М. С. Яницкий (Россия, Кемерово,
Кемеровский государственный университет).
Стр.6
CONTENTS
СОДЕРЖАНИЕ
From the Editorial Board
Elvira E. Symaniuk. Greetings from
the Ural Federal University
Theophilus Lazarus, Katherine Reardon,
Gershom T. Lazarus. Cognitive
Neuroscience of Neuroinfectious
Diseases
Research Papers
Elvira E. Symaniuk, Georgiy I. Borisov,
Tamara B. Sergeeva,
Anna A. Pecherkina,
Olga V. Obvintseva. Psychological
Well-being by Late
Adulthood People
Ekaterina S. Ignatova. Emotion
Regulation Training During
the Preparation for the Basic State
Examination (OGE):
Case Analysis
7
От редколлегии
Эльвира Э. Сыманюк. Приветствие
Уральского федерального университета 7
13
Теофилус Лазарус, Кэтрин Рирдон,
Гершом Т. Лазарус. Когнитивная
нейробиология нейроинфекционных
заболеваний
Научные исследования
17
Эльвира Э. Сыманюк, Георгий И.
Борисов, Тамара Б. Сергеева,
Анна А. Печеркина, Ольга В.
Обвинцева. Психологическое
благополучие людей в период
поздней зрелости
13
31
Liydmila V. Tokarskaya,
Alexander I. Kotyusov. Diagnostic
Tools for Children with Severe
Multiple Developmental
Disorders: Eye-tracking
and Electroencephalogram Approaches 45
Anna A. Kartasheva. Verbalization
of Emotions in the Cognitive Theory
of Metaphor: An Ontological and
Epistemological Aspects
Екатерина С. Игнатова. Обучение
регуляции эмоций во время
подготовки к основному
государственному экзамену (ОГЭ):
анализ случая
17
31
Людмила В. Токарская, Александр И.
Котюсов. Диагностические
инструменты для обследования
детей с тяжелыми множественными
нарушениями развития:
айтрекер и электроэнцефалограмма 45
Dmitriy S. Kornienko,
Fedor V. Derish, Natalya A. Rudnova.
Chronotype and Life Satisfaction:
The Role of Sex and Age
Elena L. Soldatova, Irina Yu. Zavialova.
The Role of Reflexivity
in the Development of Personality
in the Elderly
62
Анна A. Карташева. Вербализация
эмоций в когнитивной теории
метафоры:
онтогносеологический аспект
76
Дмитрий С. Корниенко,
Федор В. Дериш, Наталья А. Руднова.
Хронотип и удовлетворенность
жизнью: возрастные и половые
различия
88
Елена Л. Солдатова,
Ирина Ю. Завьялова. Роль
рефлексивности в личностном
развитии в старости
62
76
88
Стр.7
6
Contents / Содержание
Dmitriy A. Baranov, Aida B. Koshaeva.
The Development of Young Children:
The Review of Assessment Methods
Alexander N. Pisarchik. Overview
of the Most Important Advances
in Magnetoencephalography
Technology
Elena Yu. Balashova.
Late-Life Depression
and Cognitive Deficits:
A Neuropsychological Portrait
101
Дмитрий A. Баранов, Аида Б. Кошаева.
Развитие детей раннего возраста:
обзор методов оценки
111
Александр Н. Писарчик.
Обзор наиболее важных
достижений в технологии
магнитоэнцефалографии
101
Natalia V. Zaitseva. Cognitive
A Priori and Amodal Perception
in the Focus of Experimental
Philosophy
115
Елена Ю. Балашова. Депрессия
в позднем возрасте и когнитивный
дефицит: нейропсихологический
портрет
Jordi Peña-Casanova. Qualitative
and Quantitative
Neuropsychological Assessment:
A False Dichotomy
Vladimir T. Kudryavtsev. Mother’s Face
of Developmental Psychology
In Memory of A. R. Luria
On the Authors
Enjoy your reading!
145
149
125
Наталья В. Зайцева. Когнитивные
a priori и амодальное восприятие
в фокусе экспериментальной
философии
139
Жорди Пенья-Казанова.
Качественная и количественная
нейропсихологическая оценка:
ложная дихотомия
Владимир Т. Кудрявцев. Материнское
лицо детской психологии
Памяти А. Р. Лурия
Об авторах
Приятного чтения!
145
149
111
115
125
139
Стр.8