Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Финансы и кредит: сб. описаний практ. занятий (220,00 руб.)

0   0
АвторыЕвсеева Светлана Альбертовна
Издательство[Б.и.]
Страниц104
ID336375
АннотацияСборник практических занятий по курсу «Финансы и кредит» включает план практических занятий, необходимые теоретические пояснения, задачи с примерами решения, вопросы для самоконтроля и рекомендуемую литературу.
Финансы и кредит: сб. описаний практ. занятий / С.А. Евсеева .— : [Б.и.], 2011 .— 104 с. — URL: https://rucont.ru/efd/336375 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С. А. Евсеева ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Красноярск 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБУОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» Лесосибирский филиал С. А. Евсеева ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве сборника практических занятий для студентов специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) очной, заочной и очно-заочной форм обучения Красноярск 2011 Евсеева, С. А. Финансы и кредит: сборник практических занятий для студентов специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) очной, заочной и очно-заочной форм обучения / С. А. Евсеева – Красноярск. <...> Сборник практических занятий по курсу «Финансы и кредит» включает план практических занятий, необходимые теоретические пояснения, задачи с примерами решения, вопросы для самоконтроля и рекомендуемую литературу. <...> Сборник описаний практических занятий составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта от 17.03.2000 г. (индекс ОПД Ф. <...> 6 РАЗДЕЛ I ДЕНЬГИ Практическое занятие 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ДЕНЕГ (2 часа) План 1 Натуральное хозяйство. <...> Обмен - это движение товара от одного товаропроизводителя к другому, предполагающее эквивалентность (равноценность), что требует соизмерения различных по виду, качеству, форме и назначению товаров (скот = зерно =топор = холст). <...> Примерно в XII в до н. э. в Китае и в VII в. до н. э. в государствах Средиземноморья появились металлические деньги, одинаковые по весу и составу сплавов. <...> . Металлические деньги чеканились в храме древнегреческой богини Юноны. <...> Они не имели собственной стоимости, а свидетельствовали о праве держателя 8 получить в обмен на них определенную стоимость, т. е. стали опосредованными представителями стоимости. <...> Практическое занятие 2 ВИДЫ ДЕНЕГ (2 часа) План безналичные, депозитные деньги, электронные деньги. <...> 2 Товарные 1 Металлические деньги, бумажные деньги <...>
Финансы_и_кредит_сб._описаний_практ._занятий.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Финансы_и_кредит_сб._описаний_практ._занятий.pdf
С. А. Евсеева ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Красноярск 2011
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБУОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» Лесосибирский филиал С. А. Евсеева ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве сборника практических занятий для студентов специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) очной, заочной и очно-заочной форм обучения Красноярск 2011
Стр.2
Евсеева, С. А. Финансы и кредит: сборник практических занятий для студентов специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) очной, заочной и очно-заочной форм обучения / С. А. Евсеева – Красноярск.: СибГТУ, 2011. - 101 с. Сборник практических занятий по курсу «Финансы и кредит» включает план практических занятий, необходимые теоретические пояснения, задачи с примерами решения, вопросы для самоконтроля и рекомендуемую литературу. Рецензенты: доцент Е. В. Мельникова (научно-методический совет СибГТУ); Н. И. Захарова (нач. отдела учета и отчетности администрации г. Лесосибирска). © С. А. Евсеева, 2011 © ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный технологический университет" Лесосибирский филиал, 2011
Стр.3
3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4 РАЗДЕЛ I ДЕНЬГИ ……………………………………………………..6 Практическое занятие 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ДЕНЕГ (2 часа)…………………………………………………………………………..6 Практическое занятие 2 ВИДЫ ДЕНЕГ (2 часа)……………………..9 Практическое занятие 3 ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И ЕГО СТРУКТУРА (2 часа)…………………………………………………………………………16 Практическое занятие 4 ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ (2 часа)……..22 РАЗДЕЛ II ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………….29 Практическое занятие 5 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА (2 часа)…...29 Практическое занятие 6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И НАЛОГИ (2 часа)………………….33 Практическое занятие 7 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС (2 часа)……….36 Практическое ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ (2 часа)……………………………..43 Практическое занятие 9, 10 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ (4 часа)……………………………………………………...............................47 Практическое занятие 11 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ (2 часа)…………………………………………………………………………53 Практическое занятие 12 ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ (2 часа)……….56 Практическое занятие 13 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ (2 часа)…65 Раздел III ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК………………………………….69 Практическое занятие 14 ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (2 часа)…………..69 Практическое занятие 15 КРЕДИТНЫЙ РЫНОК (РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ) (2 часа)………………………………………... 76 Практическое занятие 16 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ (2 часа)……..81 Практическое занятие 17 СТРАХОВОЙ РЫНОК (2 часа)………….92 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….99 ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ………………………………………………………………………..101 занятие 8 НАЛОГИ КАК ЭЛЕМЕНТ
Стр.4
4 ВВЕДЕНИЕ Сфера денежно-кредитных отношений и соответствующих им учреждений является ключевой для развития всей экономики, усиливая подчас до критических значений элементы неустойчивости, хаоса и риска. Именно через денежно-кредитную сферу и ее институты проявляют себя, обретают количественные параметры исходные моменты экономического анализа – покупательский платежеспособный спрос и товарное предложение. Денежно-кредитные отношения обладают всеобщей практической значимостью, тогда как многие экономические модели лишены конкретности и носят умозрительный характер. Курс “Финансы и кредит” по специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии деревообрабатывающей и целлюлознобумажной промышленности очной формы обучения общим объемом 136 часов изучается в течение шестого семестра. Общий объем лекционного курса 34 часа. Практические (семинарские) занятия планируются в объеме 34 часов. Нормативный объем самостоятельной работы (СРС) установлен в объеме 68 часов. Курс завершается экзаменом в 6 семестре. Курс “Финансы и кредит” по специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии деревообрабатывающей и целлюлознобумажной промышленности заочной формы обучения общим объемом 136 часов изучается в течение 8 семестра. Общий объем лекционного курса 12 часов. Практические (семинарские) занятия планируются в объеме 10 часов. Нормативный объем самостоятельной работы (СРС) установлен в объеме 114 часов. Курс завершается экзаменом в 8 семестре. Курс “Финансы и кредит” по специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии деревообрабатывающей и целлюлознобумажной промышленности очно-заочной формы обучения общим объемом 136 часов изучается в течение 5 семестра. Общий объем лекционного курса 16 часов. Практические (семинарские) занятия планируются в объеме 16часов. Нормативный объем самостоятельной работы (СРС) установлен в объеме 104 часов. Курс завершается экзаменом в 5 семестре. Практические занятия одна из основных форм организации учебного процесса. Цель данного сборника описаний практических занятий – организация самостоятельной работы студентов по наиболее важным и сложным темам изучаемой учебной дисциплины. В сборнике представлено содержание, формы, объем и порядок проведения практических занятий по дисциплине. Сборник описаний практических занятий составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта от 17.03.2000 г. (индекс ОПД Ф. 04) и на основе учебного плана 080502.65 Экономика и
Стр.5
5 управление на предприятии (по отраслям). Практические занятия проводятся вслед за лекциями, дающими систематическое, последовательное изложение теоретических вопросов учебного материала. Целью практических занятий является коллективное обсуждение студентами наиболее важных и сложных тем изучаемой учебной дисциплины. Занятия проводятся в традиционной вопросно-ответной форме. Подготовка к практическим занятиям обеспечивает эффективность самостоятельной работы студентов с литературой на основе рациональной организации ее изучения. Список рекомендуемой литературы приводится после каждого плана практического занятия. При подготовке к занятиям кроме рекомендуемой литературы необходимо пользоваться текущей информацией, публикуемой в следующих источниках литературы: «Экономика и жизнь», «Эксперт», «Финансовая газета», «Деньги и кредит» и др.
Стр.6
6 РАЗДЕЛ I ДЕНЬГИ Практическое занятие 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ДЕНЕГ (2 часа) План 1 Натуральное хозяйство. 2 Этап стандартизированных слитков и металлических денег. 3 Эпоха металлических денег. 4 Эпоха бумажных и кредитных денег. Деньги - одно из величайших изобретений человечества. Они известны с далекой древности и появились как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. 1-й этап: натуральное хозяйство. Уровень производительных сил низкий. Продукция производится для собственного потребления, т. е. имеет потребительную стоимость. Потребительная стоимость - это способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека. Излишки производства подлежат обмену. Обмен - это движение товара от одного товаропроизводителя к другому, предполагающее эквивалентность (равноценность), что требует соизмерения различных по виду, качеству, форме и назначению товаров (скот = зерно =топор = холст). Стоимость этих товаров выступает как отражение общественного труда, затраченного в процессе производства товара. Необходимость количественно соизмерять этот труд рождает понятие меновой стоимости. Меновая стоимость - это способность товара обмениваться на другие в определенных пропорциях, т. е. обеспечивается количественное сравнение товаров. С момента зарождения товарообменные отношения тяготели к поискам удобного и приемлемого для всех товара, способного выступать на рынке всеобщим эквивалентом. В разное время это были: металлы, украшения, оружие, орудия труда. Позже для расчетов стали отливать металлические слитки, но их приходилось взвешивать и дробить на куски, если сделка была не очень большой. 2-й этап: появление стандартизированных слитков и металлических денег. Потребность в универсальном расчетном эквиваленте привела к появлению в VIII веке до н. э. стандартизированных слитков с гарантированным весом и составом. Некоторые слитки снабжались зарубками, по которым они делились на части. Рост товарообменных
Стр.7
7 отношений и производства способствовали дальнейшей стандартизации и появлению металлических денег. Примерно в XII в до н. э. в Китае и в VII в. до н. э. в государствах Средиземноморья появились металлические деньги, одинаковые по весу и составу сплавов. Они отличались от слитков более мелкими размерами, платежеспособностью и параметрами, также гарантировались и оберегались государством. Позже на них появился номинал - понятие, олицетворявшее весовой стандарт и закрепившееся за деньгами в качестве их наименований (драхмы, франки, марки, талеры и пр.). Металлические деньги чеканились в храме древнегреческой богини Юноны. Монеты поэтому и стали называться монетами. Изображения портретов королей, гербов, священнослужителей стали обязательным атрибутом с пятого века до н. э. Лицевая сторона называется аверс, оборотная - реверс, боковая сторона называется гурт. Надписи и изображения - легенда. 3-й этап: эпоха металлических денег. Вплоть до начала XIX века в денежных системах большинства стран господствовало параллельное хождение золотых и серебряных монет, имевших одинаковый статус. Ценовое соотношение между золотом и серебром определялось рыночным механизмом. С 1816 по 1900 гг. большинство стран перешло к золотомонетному стандарту, при котором главная денежная единица страны чеканилась в полноценной, имеющей хождение золотой монете. Ее номинал был равен стоимости содержащегося в ней золота. В этот период долговые обязательства банков в виде банкнот беспрепятственно обменивались на золото. Серебряные и медные монеты выполняли роль разменных. 4-й этап: появление суррогатных денег. В конце XIX - начале XX в.в. с развитием крупного машинного производства появились существенные диспропорции между возрастающей массой товаров и количеством денег, ограниченным по условиям золотого стандарта фактическим наличием денежного металла. Золотой стандарт просуществовал в большинстве стран до Первой мировой войны. К началу практически все страны в целях формирования военных запасов изъяли из обращения золотые и серебряные монеты. Их место в денежном обращении заняли необеспеченные банкноты и разменная монета. Появилась новая денежная система, которая формировалась не на реальных деньгах, а на их суррогатах, получивших название денежных знаков. Денежные знаки - это необеспеченные золотом банкноты, казначейские билеты, монеты из недорогих сплавов. Они не имели собственной стоимости, а свидетельствовали о праве держателя
Стр.8
8 получить в обмен на них определенную стоимость, т. е. стали опосредованными представителями стоимости. Первая мировая война привела к тому, что правительства практически всех стран мира выпускали большое количество необеспеченных денежных знаков. Так возникла инфляция. Инфляция - это переполнение каналов денежной массы сверх потребностей товарооборота, что влечет за собой обесценивание денежных единиц и рост товарных цен. Инфляционные процессы охватили многие государства и были настолько серьезны, что попытки некоторых стран восстановить золотой стандарт оказались безуспешными. 5-й этап: эпоха бумажных и кредитных денег. В 70-е годы XX века произошла деноминация золота, в результате оно перестало выполнять сначала функцию средства обращения и платежа, а затем, с 1976 года, и функцию мировых денег. Таким образом, золото было вытеснено бумажными и кредитными деньгами. Практические задания 1. Систематизируйте экономические объекты, занимающиеся денежной политикой, денежным правом и денежным менеджментом 2. Покажите роль денег в деятельности известных физических или юридических лиц Контрольные вопросы: 1.Что такое деньги как явление рыночной экономики? В чем кроется объективная необходимость их появления? 2. Дайте характеристику основным этапам эволюции денег Темы рефератов 1. Денежная политика и денежное право 2. Тенденции и факторы изменения современной роли денег 3. Особенности функций денег в современной экономике Рекомендуемая литература 1. Алпатов, Г. Е. История развития денег/ Г. Е. Алпатов // Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник/ Ю. В. Базулин и [др].; под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – С.6 -19. 2. Голодова, Ж. Г. Финансы и кредит: учеб. Пособие [Текст] / Ж. Г. Голодова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С.13-26.
Стр.9
9 3. Грибов, А. Ю. Институциональная теория денег: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг [Текст]/ А. Ю. Грибов. – М.: РИОР, 2008. – С. 58-79. 4. Фетисов, В. Д. Финансы и кредит [Текст]/ В. Д. Фетисов, Т.В. Фетисова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С.14-17. Практическое занятие 2 ВИДЫ ДЕНЕГ (2 часа) План безналичные, депозитные деньги, электронные деньги. 2 Товарные 1 Металлические деньги, бумажные деньги, кредитные деньги, деньги (анималистичесие, вегетабилистические деньги). 3 Полноценные деньги (слитки, монеты, банкноты). 4 Неразменные деньги (бумажные деньги, депозитные деньги, электронные деньги). Видом денег называется подразделение денег по природнофункциональному признаку. Принято выделять три основных вида денег: товарные деньги, полноценные деньги, неразменные деньги. В рамках вида денег выделяются денежные формы. Формой денег называется внешнее выражение (воплощение) определенного вида денег. Так, например, современные кредитные деньги имеют несколько форм воплощения: бумажные деньги, депозитные деньги, электронные деньги. Наконец, в рамках каждой современной денежной формы можно выделить несколько платежных инструментов, служащих для совершения конкретной покупки. Например, депозитные деньги включают такие платежные инструменты, как чеки, пластиковые карты и т.д. Большинство видов денег, использовавшихся на ранних стадиях развития общества, представляли собой вещные денежные знаки, или товарные деньги. Товарные деньги - это вид денег, представляющий собой реальные товары, выступающие в качестве регионального эквивалента, покупательная способность которых основывается на их товарной стоимости. Выбор реального товара, используемого в качестве денег, обусловливался признанием за таким товаром важных потребительских свойств. Кроме того, на вид общественного богатства, используемого обществом в качестве денег, в значительной степени влияли технические возможности и предпочтения в области торговых отношений. Можно выделить три основных подвида товарных денег: гилоистические,
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.