Калуцков КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В статье рассматриваются вопросы прикладного (для решения образовательных задач) культурно-географического районирования России. <...> Опираясь на опыт предшественников, автор предлагает систему критериев районирования (история освоения, этнокультурный критерий). <...> При назывании ряда регионов (Русский Север, Русский Юг, Русский Запад) используются номинативные традиции гуманитарных наук. <...> Обычно он заменяется курсами по физической и по социальноэкономической географии России, которые в сумме не сводимы к географии России; “за кадром” остаются важные вопросы по исторической и культурной географии страны, включая этнокультурную, конфессиональную и лингвистическую географию. <...> Калуцков Владимир Николаевич — докт. геогр. наук, проф. кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: bratynia@rambler.ru 51 В то же время учебный план подготовки регионоведов носит явно выраженную гуманитарную направленность, он ориентирован на подготовку специалистов по культурным (социокультурным) регионам. <...> Первая часть программы курса (она читается на первом курсе в первом семестре) посвящена общим и специальным вопросам географии России — исторической, физической, экономической, социальной, этнической, конфессиональной, языковой географиям. <...> Подчеркнем, что образовательные цели предъявляют специфические требования к районированию страны. <...> Принципы выделения регионов должны быть ясны (дидактичны) и должны отражать особенности культурного пространства страны, а количество выделенных регионов (особенно на первом иерархическом уровне) должно быть невелико. <...> В случае отсутствия таковых топонимы-новоделы должны быть компактны, образны и отражать сущность выделенного региона. <...> Поэтому разработки по районированию культурного пространства актуальны и для научных целей. <...> Своеобразие <...>