Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Грани  / № 19 1953

Об одной забытой полемике (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевицкий
Страниц4
ID335726
АннотацияВ статье дан философский анализ материализма, а также приведены взгляды на это философское течение Чернышевского Н. Г. и Юркевича П. Д.
Левицкий, С. Об одной забытой полемике / С. Левицкий // Грани .— 1953 .— № 19 .— С. 106-109 .— URL: https://rucont.ru/efd/335726 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Об одной забытой полемике {Чернышевский и Юрксвич) (Русская философия середины 19 века небогата самобытными .мыслителями. <...> Русская же общественность была захлестнута в конце 60-х и начале 60-х годов волной материализма, увлечение которым было тогда стихийным. <...> впоследствии со свойствощ гой ему убийственной иронией говорил, что .«обязательный авторитет митрополита Филарета был заменен столь же обязательнъггм авторитетом Л. <...> «Как уже давно было замечено умными людьми», добавляет он, «эта смена произошла без всякой вагутренней борьбы», в качестве «властителя дум» той эпохи выступал ЧерньЕшевский, публицистическая одаренность которого совмещалась с откровенной плоскостью мысли в вопросах философского характера. <...> Но тогдашней рядовой русской интеллигенции, с детским восторгом открывшей что «Бога-то нет», отот псевдомыслитель казался русским Бюхнером. <...> В своем'произведении «Антропологический принцип в философии» он, со свойственной ему силой убеждения, прикрывавшей догматическое лакейство мысли, проповедывал стоггроцентнъui материализм, который по присущему той эпохе недомыслию совмещался и с утверждением священных прав личности. <...> Соловьев изобразил «логику» этого хода мысли в ставшем широко известным афоризме: «Нет ничего, кроме материи и силы, борьба за существование произвела сначала птеродактилей, а потом плешивую обезьяну,, из которой выродились люди. <...> Тогда же, в начале 60-х годов, посягнуть публично на авторитет Бюхнера или Чернышевского в их догматике материализма (еще не диалектического) было равносильно оскорблению святыни. <...> •И вот как .раз в это время, в самый разгар романтической влюблен*гости в материю, с принципиальной, тонкой и деловой критикой материализма выступил мыслитель, имя которого тогда было столь же неизвестно, как и теперь, но который дал достойную звания философа беспристрастную отповедь не только плоскому и наивному материализму Чернышевского, но, пожалуй,' и принципам <...>