Хомяков (1804—1860) ЛИЧНОСТЬ И 1 А. С. Хомяков и для своих современников, и для нас — великий востштатель в любви к своему народу и еще больший, может быть, воспитатель в любви к Истине. <...> Обе эти любви у него находятся в полной гармонии, любовь к своему народу — страстная и горячая — подчиняется любви к Божественной Истине, но отнюдь не отменяется ею, а получает от нее всю свою силу, свое напряжение и свое вдохновение. <...> 342), — в этих словах наметил Хомяков внутренний пафос своей жизни и своего мышления, ту основную стихию, из которой развивается вся его духовная жизнь. <...> Эта жизнь служения и свидетельство об Истине — для него одно. <...> «Истинно мы знаем только то, в чем мы живем и чем мы ') Характерны его слова, обращенные к России: «О, Русь моя! как муж разумный, Сурово совесть допросив» . <...> Подлинное знание об Истине возможно только в Духе Святом, Который есть Дух Истины; только через приобщение к жизни Духа Святого, лишь через духовный рост в Духе, лишь в духовном единении с Церковью, как организмом, напоенным Духом Святым. <...> Поэтому так и полны его письма свидетельствами об этом труде — всяком труде: научном, мыслительском и богословском, педагогическом, техническом, и физическом также (любовь к деревне, к сельскому хозяйству, к охоте!), которым была так насыщена его недолгая и богатая внутренним содержанием жизнь 3 ) . <...> Хомяков вообще сторонник упорства, органичности, постепенности, постоянства и напряженности в труде и в духовной жизни. <...> 258); хотя он со страстным вниманием и религиозно просветленной любовью и чуткостью следит за всеми фазами жизни своего народа — внутренними и внешними — и за жизнью других народов также. <...> упорство воли, строгость занятий, жар любви» . . (из письма к Самарину, апрель, 1856 г.). <...> Как сказано в знаменитом его стихотворении к России: «С душой коленопреклоненной, С главой, лежащею в пыли, Молись молитвою смиренной, И раны совести растленной Елеем плача исцели» . <...> Безмерная любовь самоотдания, но в Боге <...>