Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Философия и история» Т. В. Филатов, О. А. Торопкова, Т. О. Акимова ФИЛОСОФИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Кинель РИЦ СГСХА 2014 ББК 87 Ф-51 Филатов, Т. <...> Методические указания содержат тематические планы лекционных и семинарских занятий по дисциплине «Философия», вопросы к экзамену. <...> 2 © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 ©Филатов Т. В., Торопкова О. А., Акимова Т.О., 2014 ПРЕДИСЛОВИЕ Целью освоения дисциплины "Философия" является формирование у студентов системы компетенций для решения профессиональных задач по овладению глубокими и разносторонними знаниями по истории философии и теоретическим аспектам современной философии; по расширению кругозора будущего бакалавра, обучению студентов самостоятельному и системному мышлению. <...> ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН И ДО НАШИХ ДНЕЙ Тема 1. <...> Теоретический и личностный характер философии, ее основные проблемы. <...> Философия древнего мира: основные идеи и представители Предфилософия Древнего Китая и Древней Индии: этические учения Конфуция и Лао Цзы; религиозная философия индуизма и буддизма. <...> Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; эзотерическое учение Пифагора; диалектика Гераклита; учение о бытии Протагора; атомизм Демокрита; учение о мышлении и о добродетели Сократа; учение Платона об идеях; философская система Аристотеля как глобальный синтез античной философской мысли. <...> Философия Средневековья и философия Возрождения: соотношение философии и религии, философии и искусства Религиозный характер средневековой философии. <...> Арабская средневековая философия: Ибн Сино и Ибн Рушд. <...> Фома Аквинский о соотношении религии, философии и науки. <...> Теоцентризм и проблема человека в средневековой философии. <...> Философия нового времени XVII-XVIII вв <...>
Философия.pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Философия и история»
Т. В. Филатов, О. А. Торопкова, Т. О. Акимова
ФИЛОСОФИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Кинель
РИЦ СГСХА
Стр.1
2014
ББК 87
Ф-51
Филатов, Т. В.
Ф-51 Философия : методические указания / Т. В. Филатов,
О. А. Торопкова, Т. О. Акимова. – Кинель : РИЦ СГСХА,
2014. – 54 с.
Методические указания содержат тематические планы лекционных
и семинарских занятий по дисциплине «Философия»,
вопросы к экзамену.
Издание предназначено для студентов, обучающихся по программе
подготовки бакалавров в рамках укрупненных групп
направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление.
2
Стр.2
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014
©Филатов Т. В., Торопкова О. А., Акимова Т.О., 2014
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью освоения дисциплины "Философия" является формирование
у студентов системы компетенций для решения профессиональных
задач по овладению глубокими и разносторонними знаниями
по истории философии и теоретическим аспектам современной
философии; по расширению кругозора будущего бакалавра, обучению
студентов самостоятельному и системному мышлению.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование
следующих компетенций:
- владение культурой мышления, способность к восприятию
информации, обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей
её достижения;
- умение логически ясно, аргументировано и верно строить
устную и письменную речь;
- способность понимать и анализировать мировоззренческие,
социально и личностно значимые философские проблемы.
Предлагаемое издание обозначает круг изучаемых вопросов и
те требования, которые предъявляются к обучаемым. Студент
должен последовательно разобраться в указанных вопросах каждой
темы, познакомиться с рекомендуемой литературой, понять и
запомнить значение основных понятий каждой темы, должен
уметь ответить на вопросы соответствующего семинарского занятия
и на вопросы для самоконтроля и тестирования. Выполнение
вышеперечисленных требований является необходимым условием
допуска студента к экзамену.
Успеваемость студента определяется оценками «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При определении оценки знаний студентов во время экзамена
преподаватель руководствуется следующими критериями:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если вопросы
раскрыты, изложены логично, без существенных ошибок, показано
умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
3
Стр.3
примерами, продемонстрировано усвоение ранее изученных
вопросов, основные компетенции, устойчивость используемых
умений и навыков. Нет ошибок в ответе.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если вопросы раскрыты,
изложены логично, без существенных ошибок, показано
умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, продемонстрировано усвоение ранее изученных
вопросов, основные компетенции, устойчивость используемых
умений и навыков. Допускаются незначительные ошибки.
- оценка «удовлетворительно» выставляется, если вопросы
раскрыты, есть небольшие ошибки и неточности при изложении
материала, студент не отвечает на дополнительные вопросы.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если не раскрыто
основное содержание учебного материала; обнаружено незнание
большей части учебного материала; допущены ошибки в
определении понятий, которые не исправлены после наводящих
вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки.
Методические указания по курсу «Философия» составлены с
учетом требований Федерального Государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования третьего
поколения.
4
Стр.4
Тематические планы лекционных занятий
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ С ДРЕВНЕЙШИХ
ВРЕМЕН И ДО НАШИХ ДНЕЙ
Тема 1. Для чего нужна философия? Ее значение для
жизни человека
Мировоззрение, его значение и исторические типы – мифология,
религия, философия, наука. Способы реализации различных
типов мировоззрения – фетиш и магия, вера, рефлексия, рационализация
и эксперимент. Теоретический и личностный характер философии,
ее основные проблемы. Основной вопрос философии, две
его стороны.
Социально-культурные и национальные особенности развития
философии. Исторические этапы становления философии, ее школы,
течения, направления.
Тема 2. Философия древнего мира: основные идеи и
представители
Предфилософия Древнего Китая и Древней Индии: этические
учения Конфуция и Лао Цзы; религиозная философия индуизма и
буддизма.
Космоцентрический и этический характер античной философии.
Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; эзотерическое
учение Пифагора; диалектика Гераклита; учение о бытии
Протагора; атомизм Демокрита; учение о мышлении и о добродетели
Сократа; учение Платона об идеях; философская система
Аристотеля как глобальный синтез античной философской мысли.
5
Стр.5