С выходом (впервые после почти столетнего перерыва) старого трактата Д. Мережковского <...> и Достоевский" в русскую культуру вернулась книга, послужившая фундаментом для всех позднейших исследований творчества этих писателей. <...> До сих пор наши мысли и суждения об этих двух вершинах русской литературы держатся приблизительно в том кругу, который очерчен книгой Мережковского. <...> В книгу московского издательства "Республика" вошли, помимо трактата, еще две работы: "Вечные спутники" и - как приложение - статья "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". <...> Таким образом, в ней представлена, вероятно, самая важная часть литературного наследия Мережковского; назовем ее "идеологической". <...> Если судить о его литературных достоинствах (как поэта, романиста, переводчика), - думаю, все мы согласимся, что он не был писателем первой величины. <...> Роль эта состояла в том, чтобы оформлять духовные стремления новой эпохи русской культуры, - эпохи, позднее известной по названию "Серебряный век", - устанавливать ориентиры; помочь русской литературе в ее самоосознании и определении своего места в мире. <...> Едва ли не главная заслуга "Серебряного века" состоит в том, что он понял и провозгласил это - не как догадку, не как прозрение, а как твердое знание. <...> С этой отправной точки начинается и статья Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях. <...> . Литература всемирная, но скорее по задаткам, чем как явление: ". не с точки зрения индивидуального творчества отдельных художников, а как сила, движущая целые поколения, целые народы по известному культурному пути, как преемственность поэтических явлений, передаваемых из века в век и объединенных великим историческим началом", (стр. <...> 523) Литература "невозможна без великого культурного принципа, имеющего притом общечеловеческое, а не одно только русское национальное значение" (стр. <...> И, если не выработать такой принцип, то страну может постичь "полное литературное варварство <...>