МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Институт образовательных технологий СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материалы организационно-деятельностной игры – 3 (ОДИ-3) 25 апреля 2013 г. Иркутск 2013 УДК 37.1 ББК 74.00 Печатается по решению кафедры управления и развития образования ИОТ Иркутского государственного лингвистического университета Протокол №9 от 23.05.2013г. <...> Материалы подготовлены к печати в соответствии с планом работы экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании» Авторы-составители: Л.А. Выговский, директор Института образовательных технологий, кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления и развития образования, Заслуженный учитель РФ; Т.В. Живокоренцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и развития образования, Заслуженный учитель РФ; О.Ф. Чупрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики; Т.Ф. Ушева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности; Т.А. Жданко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и развития образования Члены редакционной коллегии: И.Н. Почерней, магистрант кафедры управления и развития образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Управление образовательными системами» С83 Системно-деятельностный подход: диагностический инструментарий оценивания метапредметных результатов профессионально-педагогического образования: материалы организационно-деятельностной <...>
Системно-деятельностный_подход_диагностический_инструментарий_оценивания_метапредметных_результатов_профессионально-педагогического_образования.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
Институт образовательных технологий
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы
организационно-деятельностной игры – 3
(ОДИ-3)
25 апреля 2013 г.
Иркутск
2013
Стр.1
УДК 37.1
ББК 74.00
Печатается по решению кафедры управления и развития образования ИОТ
Иркутского государственного лингвистического университета
Протокол №9 от 23.05.2013г.
Материалы подготовлены к печати
в соответствии с планом работы экспериментальной площадки Федерального государственного
автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Системно-деятельностный
подход в разноуровневом вариативном образовании»
Авторы-составители: Л.А. Выговский, директор Института образовательных технологий,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры
управления и развития образования, Заслуженный учитель РФ;
Т.В. Живокоренцева, кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления и развития образования, Заслуженный учитель
РФ;
О.Ф. Чупрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики;
Т.Ф. Ушева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности;
Т.А.
Жданко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
управления и развития образования
Члены редакционной
коллегии:
И.Н. Почерней, магистрант кафедры управления и развития образования
по направлению подготовки «Педагогическое образование»,
профиль «Управление образовательными системами»
С83 Системно-деятельностный подход: диагностический инструментарий оценивания метапредметных
результатов профессионально-педагогического образования: материалы организационно-деятельностной
игры (ОДИ-3) (г. Иркутск, 25 апреля 2013 г.) / авт.-сост.
Л. А. Выговский, Т. В. Живокоренцева, О. Ф. Чупрова, Т. Ф. Ушева, Т. А. Жданко. – Иркутск:
ИГЛУ, 2013. – 37 с.
Представлены материалы ОДИ-3 преподавателей Института образовательных технологий
ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», отражающие анализ диагностического инструментария оценивания
метапредметных результатов профессионально-педагогического образования.
Адресованы преподавателям высших учебных заведений и обучающимся по образовательным
программам педагогической направленности.
УДК 37.1
ББК 74.00
ISBN 978-5-88267-380-1
© Иркутский государственный
лингвистический университет, 2013
© Институт образовательных
технологий, 2013
2
Стр.2
Предисловие
Системные изменения высшего профессионального образования повлекли за
собой множество новшеств и, в частности, необходимость решения вопроса об
инструментарии оценивания метапредметных результатов профессиональнопедагогического
образования, что означает смену результативно-целевой основы
профессионального образования, а вместе с ней и ЗУНовской образовательной
парадигмы на компетентностную.
Результаты двух организационно-деятельностных игр 20 декабря 2012 г. и
28 февраля 2013 г. показали, что изменения должны произойти в целях и результатах
образования, в его содержании, в деятельности преподавателя и студента, в
формах, методах и средствах обучения, следовательно, и в инструментарии оценивания
метапредметных результатов.
Базовым процессом деятельности участников ОДИ-3 стал анализ рабочих
программ учебных дисциплин, реализуемых в Иркутском государственном лингвистическом
университете.
Принципиально важным итогом игры является изменение позиции преподавателей
по отношению к результатам и инструментам оценивания метапредметных
результатов, внесение корректив в содержание рабочих программ учебных
дисциплин.
В сборнике представлены проблемы метапредметного образования, способы
решения данных проблем, а также технология организации коллективного мышления.
Материалы сборника можно использовать также и в учебном процессе
(при работе со студентами).
Приглашаем всех участников ОДИ к дальнейшему сотрудничеству и надеемся
на то, что их участие в ОДИ повлечет за собой качественные изменения результативности
профессионально-педагогического образования в Иркутском государственном
лингвистическом университете.
3
Стр.3
Содержание
Предисловие ................................................................................................................. 3
Оргпроект ОДИ-3 ........................................................................................................ 4
Вступительное слово ............................................................................................... 6
О программе работы участников игры .................................................................. 6
Установочные доклады ............................................................................................ 7
Доклады групп ........................................................................................................ 11
Организационная рефлексия игры ....................................................................... 17
Информация об участниках игры ......................................................................... 24
Приложение ............................................................................................................... 26
Стр.36