Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Москва

Москва №3 2016 (110,00 руб.)

0   0
Страниц241
ID324321
АннотацияЖурнал «Москва» один из старейших «толстых» литературно-художественных журналов. Выходит с 1957 года. В 1966–1967 годах опубликовал роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1989–1990 годы — «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. В основе журнальной политики — принципиальная неангажированность журнала какими-либо политическими силами, православно-государственная ориентация. Сегодня, на фоне бесплодных политических импровизаций, именно это програмное положение смотрится серьезнее и основательнее курсов многих изданий, которые поспешили «примкнуть» или «сомкнуться» с политическими тенденциями, возникшими в это наисмутнейшее из времен русской истории. Наш читатель — гражданин России любой национальности и вероисповедания, осознавший или знавший всегда правоту и моральность существования Русского государства с названием «Россия».
Москва .— 2016 .— №3 .— 241 с. — URL: https://rucont.ru/efd/324321 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Журнал русской культуры Выходит с марта 1957 г. УЧРЕДИТЕЛИ: Союз писателей России Российский Фонд Мира Трудовой коллектив журнала «Москва» 16+ 3 2016 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ Андрей ВОРОНЦОВ. <...> © Журнал «Москва» № 3, 2016 АНДРЕЙ ВОРОНЦОВ Более загадочного человека, чем Адам К., я не встречал в своей жизни. <...> ИМЯ БОГА Андрей Венедиктович Воронцов родился в 1961 году в Подмосковье. <...> Каждая стадия познания соответствует АНДРЕЙ ВОРОНЦОВ ИМЯ БОГА 5 определенной стадии духовного развития человека. <...> Из переводов есть книга Папюса, лекция Борхеса о каббале. <...> Вроде бы имелись в виду неумелые подражатели, а на самом деле бросалась тень на самого Достоевского. <...> «Каббала представляет собой пеструю смесь иудаизма, халдейской теологии, греко-арабской философии, воззрений христианских сект и ислама». <...> Ему необходим ряд перевоплощений, в каббале они называются сферическими истечениями, сефирот-эманациями. <...> От редакции СЕРГЕЙ СМИРНОВ Это необычное по сюжету и форме изложения повествование переносит читателя в первые годы IX века, когда история христианского мира могла совершить крутой поворот и двинуться по совершенно иному пути. <...> ЖЕЛЕЗНЫЕ ЛАВРЫ РЮРИКА ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛАВАХ Сергей Анатольевич Смирнов родился в 1958 году. <...> 26 СЕРГЕЙ СМИРНОВ Трус я от чрева матери моей. <...> Уж не ярл* ли какой убитый, метеором мелькнула негрустная мысль, валькирией уроненный, — слишком тяжел оказался по пути в Валхаллу. <...> Дождя, слава богу, не было третий день, хотя тучи клубились низко и выжать из них воды можно было на пол* Ярл — высший титул в средневековой Скандинавии; в ту эпоху — племенной вождь. <...> И наречие его, слава богу, мне было известно: во Дворце, при Порфировом триклинии*, стоял отряд наемных данских стражей — тоже белокурые, русые великаны на подбор. <...> Разве Беовульф, чтобы вытащить такого грозного, в три бычьих веса (тут я загнул лести ради, хоть и несильно) красавца из такой реки, что и трех быков унесет, как щепки? <...> Однако ж близко к тому — лицо великана <...>
Москва_№3_2016.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Москва_№3_2016.pdf
Журнал русской культуры Выходит с марта 1957 г. УЧРЕДИТЕЛИ: Союз писателей России Российский Фонд Мира Трудовой коллектив журнала «Москва» 16+ 3 2016 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ Андрей ВОРОНЦОВ. Имя Бога. Рассказ ...................................................................... 3 Анна ГЕДЫМИН. Помню об этом дне. Стихи . ........................................................ 17 Сергей СМИРНОВ. Железные лавры Рюрика. Роман ......................................... 24 Священник Владимир НЕЖДАНОВ. Свет в доме. Стихи ................................ 127 Мария БУШУЕВА. Сомнительный. Рассказ ........................................................... 130 Юрий ВИГОРЬ. Болото с привидениями. Рассказ ............................................... 135 ПУБЛИЦИСТИКА Михаил СМОЛИН. Бог есть, и социализм не прав! ............................................ 154 Петр МУЛЬТАТУЛИ. Нить времен ...................................................................................... 161 КУЛЬТУРА Виктор СЕНЧА. Презумпция виновности, или За что был расстрелян поэт Гумилёв .................................................................................................................. 174 Николай КАЛЯГИН. Чтения о русской поэзии. Чтение одиннадцатое .................................................................................................. 183 Ирина СВИСТУНОВА. От Стамбула до Каппадокии ........................................ 205 Олег ТОРЧИНСКИЙ. Русский герой Франции ................................................... 210 НАШИ ПУБЛИКАЦИИ Из архива Юлия БУНИНА. Из жизни провинции в 90-х годах. Окончание. Публикация Тамары ГОРДИЕНКО ......................................................................... 213
Стр.1
МОСКОВСКАЯ ТЕТРАДЬ Юрий КОМАРОВ. Гений. Власть. Общество. Окончание ................................. 224 ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ Протоиерей Димитрий СМИРНОВ. Проповедь в Прощеное воскресенье .......................................................................................... 229 Священник Валерий ДУХАНИН. Долгожданная канонизация ..................... 234 Владимир ВОРОПАЕВ. Хвалите его вси ангели его... ........................................ 237 Главный редактор В.В. АРТЕМОВ (495) 691-71-10 Генеральный директор В.В. КОВАЛЕВ (495) 691-83-91 Ответственный секретарь О.И. КИРЕЕНКО (495) 691-83-64 Отдел прозы и поэзии Т.А. НЕРЕТИНА (495) 691-68-01 Отдел культуры О.Ю. ТАРАНЕНКО (495) 691-68-01 Домашняя церковь С.И. НОСЕНКО (495) 691-68-01 Главный бухгалтер Л.Э. БУДНИКОВА (495) 691-83-84 Заведующая редакцией М.В. БИКАШОВА (495) 691-71-10 Корректор О.И. ИВАНОВА Технический редактор Е.Ю. ЕРОФЕЕВА Общественный совет: игумен ЕВФИМИЙ (МОИСЕЕВ), П.Н. КРАСНОВ, В.Н. КРУПИН, В.А. КУЛЬЧИЦКИЙ, П.В. МУЛЬТАТУЛИ, А.С. САЛУЦКИЙ, М.Б. СМОЛИН (председатель), епископ ТИХОН (ШЕВКУНОВ), И.Р. ШАФАРЕВИЧ Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Отклоненные рукописи сохраняются в течение года. Рукописи, присланные по электронной почте, не рассматриваются. Материалы принимаются только в распечатанном виде по адресу редакции. Журнал не публикует поэмы, либретто и сценарии. Подписано в печать 25.02.16. Формат 70х108 1/16. Бумага типографская № 2. Печать офсетная. Тираж 1480 экз. Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации Подписные индексы: 73253 — каталог РОСПЕЧАТЬ, 15612 — «Пресса России», 45211 — каталог «МАП». Адрес редакции: 119002, Москва, ул. Арбат, д. 20. Телефон +7(495) 691-71-10. Факс +7(495) 691-07-32. Электронная версия журнала: www.moskvam.ru e-mail: priem@moskvam.ru Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор». 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1. Сайт: www.chpd.ru; e-mail: sales@chpk.ru, 8(495) 988-63-87. ISSN 0131–2332 Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. © Журнал «Москва» № 3, 2016
Стр.2
АНДРЕЙ ВОРОНЦОВ Более загадочного человека, чем Адам К., я не встречал в своей жизни. Я давно уже не имею никаких сведений о нем и, признаться, не очень-то об этом и жалею. Мы познакомились в середине 90-х, на художественной выставке. Там была картина: аквалангист, напоминающий Адама со знаменитой фрески Микеланджело, погружается в протоплазму человеческой клетки — куда-то туда, где идет уже деление на молекулы и атомы. Я подумал... а кто-то за левым плечом повторил мою мысль: — Божественная сущность, стремящаяся к нулю! ИМЯ БОГА Андрей Венедиктович Воронцов родился в 1961 году в Подмосковье. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Автор романов «Огонь в степи» («Шолохов»), «Тайный коридор», «Необъяснимые правила смерти», «Называйте меня пророком» («Будущее не продается»), многочисленных критических статей о русской литературе, публицистических статей о русской истории и других произведений. Секретарь правления Союза писателей России. Доцент кафедры литературного мастерства Литературного института им. А.М. Горького. Сопредседатель Крымской региональной организации СПР. Лауреат Булгаковской (2004) и Кожиновской (2009) премий, премии журнала «Наш современник» (2000), награжден юбилейной медалью «К 100-летию М.А. Шолохова» (2005). Я обернулся, встретил цепкий, но дружелюбный взгляд лысеющего со лба молодого человека, худощавого, сутуловатого, в мятой одежде. — Вы угадали мою мысль! Он снисходительно улыбнулся. Много позже я узнал, что наши мысли совпали лишь в одной точке, как пересекающиеся линии. А тогда мы разговорились — сначала о живописи, потом о литературе — и продолжали разговаривать, выйдя наружу. Адам увлекался структурализмом. Он утверждал, что это один из самых древних литературных приемов. — Возьмите Библию. Рассказ в Пятикнижии ведется от Бога, именуемого то во множественном числе: Элохим — «боги», то в единственном: Яхве — «Господь». И это неслучайно. Если разделить тексты, связанные с Яхве и Элохимом, то получится два отдельных повествования, каждое из которых последовательно и цельно. — А что это даст? Изменится смысл, что ли? РАССКАЗ — Конечно! Библия — книга с бесконечным количеством смыслов. «Яхвиста» и «Элохвиста» можно читать параллельно, можно один за другим, можно в шахматном порядке, можно с конца... Представляете?
Стр.3
4 — Да-а... — Но это самый простой способ изучения Писания, когда оперируют текстами, а в Библии каждое слово, каждая буква являются единицами смысла. Едва ли Бог хотел, чтобы в Священной Книге были лишь простейшие смыслы. В магической книге иудеев «Сефер Иетцира» сказано: «Господин Вселенной совершил с Авраамом договор между десятью пальцами ног, этот договор есть обряд обрезания, а другой — между десятью пальцами рук — договор языка. Он прикрепил двадцать две буквы к своему языку и открыл ему их тайну. Он опустил их в воду, поднял — в огонь, бросил — на воздух, зажег их в семи планетах и излил в двенадцати небесных знаках». Каждая буква имеет магическое значение, а новые сочетания букв рождают новые символы. Поэтому мудрецы стали читать Писание, меняя буквы. — Как это — «меняя буквы»? — Подобно Пятикнижию, древнееврейский алфавит можно поделить на две части, верхнюю и нижнюю, и каждой букве из «верхнего» алфавита найти соответствие в «нижнем». — Как это? — Как в простейшем шифре! Ну вот соответствует же в русском языке звук «б» звуку «п», «в» — «ф», «г» — «к»... Пометим буквы «б» и «п» цифрой 2, «в» и «ф» — цифрой 3, и так далее. Теперь представьте, что вам надо послать записку своему отцу, но вы не хотите, чтобы кто-нибудь прочитал ее. И вы вместо согласных из «нижнего» алфавита используете согласные «верхнего». И пишете, скажем: «Баба!» Но отец ваш, зная этот шифр, читает как нужно: «Папа!» Разумеется, я упростил для наглядности. На самом деле магический метод чтения Библии больше похож на расшифровку тайнописи в «Золотом жуке» Эдгара По. — И вы серьезно полагаете, что надо читать так Библию? — Еще как серьезно! Сотни тысяч людей так читают. И не только справа налево, как положено, но и слева направо, потом снова справа налево, сверху вниз, потом снизу вверх... Двадцать две основные буквы, учит «Сефер Иетцира», размещены на сфере, каждой дано цифровое соответствие: первые девять букв соответствуют простым числам, следующие девять — десяткам и так далее. Таким образом, число цифровых выражений букв вырастает до девятисот. Но надо уметь ими пользоваться, ибо сказано: «Круг, их содержащий, может вращаться правильно, и тогда это означает счастье, или в обратную сторону, и тогда получается несчастье». Видели когда-нибудь вращающиеся круглые календари, рассчитанные на сто и больше лет? Первый круг — дни недели, второй — название месяцев, третий — число дней в месяце, четвертый — годы. Все это надо совместить, чтобы точно узнать дату или день недели. Но можно и не совмещать — и тогда перед тобой просто слова и цифры. Точно так же обстоит дело с простым и магическим чтением Библии. — Но это же безумно сложно! И для этого нужно знать древнееврейский! — Конечно! Вот я сейчас изучаю иврит на курсах «Сохнут». — Каковы же результаты этой грандиозной работы? И если они есть, то почему о них никто не знает? Адам остановился, насмешливо поглядел на меня: — И не узнает. В познании Книги книг каждый продвигается в одиночку. И если кому-то что-то открылось — значит, послание предназначалось именно ему, и никому больше. Писание бесконечно, и у него бесконечно много значений, хватит на всех. Каждая стадия познания соответствует АНДРЕЙ ВОРОНЦОВ
Стр.4
ИМЯ БОГА 5 определенной стадии духовного развития человека. Но все значения постичь невозможно. Ты можешь познать мало, можешь много, но никогда — всё. Познание не цель, оно — средство. — Да-а... Это же целая наука! — удивлялся я. — А я об этом ничего не читал. — Да, у нас об этом мало пишут, — кивнул Адам, — если не считать Аверинцева. Из переводов есть книга Папюса, лекция Борхеса о каббале... Но вообще люди занимаются каббалой начиная с Авраама, а первые книги о ней написаны в третьем веке нашей эры. — Занимаются чем? — насторожился я. От Адама не укрылось мое секундное замешательство. Он улыбнулся, проницательно глядя на меня: — Каббалой. Это слово многих отпугивает. Вот и вы насторожились. Вы подумали, наверное, что-то о колдовстве, оккультизме или черной магии. А «каббала» означает «предание», «традиция». Или, буквально, «принятие», «получение». Каббалисты, в сущности, первые структуралисты. Они изучают и толкуют Библию, а не летают верхом на метлах. Кто-то взял и пустил слово «каббала» в газетный обиход с добавлением уничижительного суффикса -ик — «каббалистика», — чтобы люди сразу шарахались. Так в свое время было с «достоевщиной». Вроде бы имелись в виду неумелые подражатели, а на самом деле бросалась тень на самого Достоевского. Действительно, из того, что было связано в моей памяти со словом «каббала», я не мог выловить ничего мало-мальски похожего на то, что рассказывал Адам. Придя после нашего разговора домой, я полистал справочную литературу и не нашел в коротеньких заметках о каббале и намека на ее метод. «...Еврейское мистическое учение, в основном посвященное толкованию Ветхого Завета»... «Каббала представляет собой пеструю смесь иудаизма, халдейской теологии, греко-арабской философии, воззрений христианских сект и ислама». Остальное — понимай как хочешь! Правда, одна фраза в энциклопедии заставила меня снова насторожиться: «Возникшее в XVIII веке движение хасидизма в значительной степени зиждется на каббале». Хасидизм... Год или два назад по телевидению показывали репортажи о безобразиях, которые устраивали в Ленинке люди с пейсами и в круглых шапочках, называвшие себя хасидами. Кажется, они требовали отдать им манускрипты какого-то Шнеерсона... Но вообще, все, что рассказывал Адам, было необыкновенно интересно. Я как будто посмотрел на привычную плоскость книжной страницы в мощный микроскоп. Она вдруг обрела объем, перспективу, края затерялись в бесконечности... Однако, как ни доходчиво объяснял Адам, он начинал как-то темнить, подходя к главному: в чем смысл каббалистического метода? Что все-таки открывается в результате изощренных текстологических манипуляций? Я всегда испытываю щекочущее чувство неудовлетворенности, не выяснив что-то до конца, а словоохотливый Адам, судя по всему, время от времени нуждался во внимательном слушателе. На этой почве мы и сошлись. Чаще всего мы встречались у Адама, в его однокомнатной квартире. Жил он один, как-то неустроенно, даже грязновато, хотя и вовсе не бедно. Книг у него, как и следовало ожидать, было великое множество; некоторые лежали у стен, связанные в пачки. Адам, как я понял по отдельным намекам, в ближайшем будущем собирался отбыть на постоянное место жительства в Израиль.
Стр.5