46 ИГРА В КЛАССИКИ Валерий АШИКОВ Воспитание красотой Ведущий: На предыдущем круглом столе с великими людьми мы говорили о значении первых лет жизни и получаемых ребенком в эти годы впечатлений, а также важности воспитания Красотой. <...> Сегодня мы сосредоточимся на эстетическом воспитании детей. <...> Представляю участников круглого стола: Масару Ибука — автор книги «После трех уже поздно»; Владимир Одоевский — писатель, философ, музыковед, педагог, общественный деятель; Иоганн Генрих Песталоцци — один из крупнейших педагогов-гуманистов; Святослав Рерих — художник, общественный деятель, философ; Василий Сухомлинский — педагог-новатор; Константин Ушинский — основоположник научной педагогики в России. <...> Ведущий: Мой первый и главный вопрос к участникам круглого стола — почему воспитание Красотой вы считаете важным и необходимым делом? <...> Василий Сухомлинский: «Красота сама собой влияет на душу и не требует разъяснения. <...> Константин Ушинский: «Кажется, что красоту можно определить так: сила истины в такой форме, что она делается доступна чувству без посредства рассудка». <...> Святослав Рерих: «Смысл человеческой жизни — в достижении красоты, гармонии, в самовыражении. <...> Василий Сухомлинский: «Через красоту — к человечности… Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». <...> Ведущий: Василий Александрович, как эта идея претворяется на практике в вашей школе? <...> Василий Сухомлинский: «Мы заботимся о накоплении у детей эстетических впечатлений. <...> Все, что видит ребенок, переступив порог нашей школы, все, с чем он здесь соприкасается, красиво… Ребенка 7—11 лет, наслаждающегося красотой природы или окружающей обстановкой, очень легко вовлечь в активный труд… Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. <...> Это естественное стремление ребенка надо всячески развивать. <...> Мы организовываем воспитательную работу так, чтобы в младшем школьном возрасте <...>