управление № 6, 2016 Е.Н. Куксо Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе 1 ¹ 6, 2016 г. БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ управление ¹ 6, 2016 Е.Н. Куксо Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе Ответственный редактор — кандидат педагогических наук М.А. Ушакова Москва • «СЕНТЯБРЬ» • УДК 373.1.02 ББК 74.202 К94 Библиотека журнала «Директор школы» основана в 1995 году. <...> К94 Е.Н. Куксо Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе. <...> Участникам задавали множество личных вопросов: от пристрастия к «травке» до взаимоотношений ля начала несколько не связанных с педагогикой вопросов. <...> При этом в сетях, где существует много прочных связей между учителями, изменения распространяются быстрее и проще. <...> У Стивена Кови есть идея про круг забот и круг влияния. <...> Круг забот — это то, о чем вы переживаете день ото дня, но ничего поделать не можете. <...> А есть круг влияния — все, что прямо или косвенно подвластно вашему контролю. <...> Так называемые «жертвы» постоянно находятся в круге забот, то есть волнуются из-за внешних факторов. <...> Ответственность начинается в тот момент, когда человек начинает действовать в круге влияния, то есть старается изменить то, на что может повлиять. <...> Интереса ради проведите такой эксперимент: в следующий раз, когда вы будете 7 ¹ 6, 2016 г. говорить про школу, проследите, находитесь ли вы в этот момент в круге забот или круге влияния. <...> Взаимное посещение уроков и их обсуждение — это наиболее эффективная стратегия повышения их качества. <...> Исследования показывают, что даже если учитель постоянно пускает за закрытые двери своего кабинета хотя бы одного коллегу, то результаты учеников у обоих 8 ¹ 6, 2016 г. педагогов улучшаются*. <...> Присутствие на уроке другого человека, внимательное наблюдение не только за тем, что делает учитель, но скорее за тем, как учатся дети, позволяют делать преподавание эффективнее. <...> Цель исследования «Социальный капитал образовательной организации» — помочь <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№6_2016.pdf
1
¹ 6, 2016 ã.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
управление ¹ 6, 2016
Е.Н. Куксо
Миссия выполнима:
как повысить качество
образования в школе
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «ÑÅÍÒßÁÐÜ» •
Стр.2
УДК 373.1.02
ББК 74.202
Ê94
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Ê94
Е.Н. Куксо
Миссия выполнима: как повысить качество
образования в школе.
Ì.: Ñåíòÿáðü, 2016. — 192 ñ.
ISBN 978-5-88753-171-7
Книга представляет собой практическое пособие, посвященное
актуальным дидактическим проблемам развития
школы. Автор легко и популярно обсуждает вопросы о
том, как внедрить систему обмена опытом между учителями
школы и как сделать этот процесс интересным для
них, как организовать систему наблюдения на уроке, как
внедрять и отслеживать введение новых методов ведения
уроков учителями с разным профессиональным опытом,
закрепленных в федеральных государственных образовательных
стандартах. В книге представлено необходимое
методическое обеспечение решения рассматриваемых
проблем: бланки и таблицы целей и объектов педагогического
наблюдения, методические рекомендации для
учителей.
Книга может быть полезна и интересна широкому кругу
педагогической общественности: директорам школ, их
заместителям, педагогам, заведующим методическими
объединениями.
УДК 373.1.02
Е.Н. Куксо
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2016
Ìîñêâà, 2016
Стр.3
3
Содержание
Ââåäåíèå. Вирус постоянных óëó÷øåíèé....................................4
Семь способов улучшения качества преподавания .................... 14
Способ 1. Кураторская методика ...................................................... 15
Способ 2. Педагогические туры ........................................................ 21
Способ 3. Быстрые свидания для учителей ....................................... 27
Способ 4. Японская ìîäåëü, или Ни урока без улучшений ................ 29
Способ 5. Исследование в действии ................................................. 39
Способ 6. Коучинг учителей .............................................................. 48
Способ 7. Англосаксонская модель, или Профессиональные
обучающиеся ñîîáùåñòâà................................................................. 58
Резюме ............................................................................................. 65
Оценка эффективности преподавания .....................................66
Эффект Пигмалиона ......................................................................... 67
Равные шансы на обучение ............................................................... 69
Обратная связь ................................................................................. 83
Демонстрация высоких ожиданий и опыт успешности ...................... 90
Дисциплина и динамика урока .......................................................... 96
Индивидуальный подход ..................................................................106
Эмоциональная насыщенность урока .............................................. 110
Использование групповой работы ...................................................122
Резюме ............................................................................................131
Школьное лидерство .......................................................... 132
Как искать лидеров в коллективе? ...................................................133
Не лидерами åäèíûìè… ..................................................................137
Десять заповедей лидера ................................................................142
Четыре типа защитных ðåàêöèé, или Найти и обезвредить ..............146
Искусство задавать âîïðîñû............................................................149
Резюме ............................................................................................152
Цели и ценности ................................................................. 153
Что такое «óìíûå öåëè»? ..................................................................154
Цели и критерии их достижения ......................................................159
Чуть áîëüøå, чем один урок .............................................................162
Педагогическая концепция школы ...................................................167
Резюме ............................................................................................174
Приложение ...................................................................... 175
Каталог объединяющих идей ...........................................................175
Как одолеть ИБД, или Четыре основных способа сбора данных ..... 180
Рекомендуемая литература ................................................. 184
¹ 6, 2016 ã.
Стр.4