Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Деньги, кредит, банки: конспект лекций

0   0
Первый авторГрязнов М. Б.
ИздательствоОмский госуниверситет
Страниц64
ID318
АннотацияКурс лекций предназначен по овладению теоретическим материалом с целью формирования у будущих специалистов финансово-кредитного профиля современных функдаментальных знаний в области теории денег, кредита, банков, раскрытия исторических и дискуссионных теоретических аспектов сущности, функций, законов этих категорий и их роли в современной рыночной экономике.
ISBN--5-7779-0435-1
УДК336
ББКУ9(2Рос)26
Грязнов, М.Б. Деньги, кредит, банки: конспект лекций / М.Б. Грязнов .— опубликовано впервые .— Омск : Омский госуниверситет, 2004 .— 64 с. — ISBN --5-7779-0435-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/318 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В процессе изучения этого курса студенты получают фундаментальные экономические знания в области, связанной с функционированием денежно-кредитной сферы, овладевают основными методами работы в кредитных организациях. <...> Конспект лекций по курсу «Деньги, кредит, банки» предоставляет в компактной форме наиболее существенную информацию, касающуюся закономерностей денежного оборота и кредита, роли денег, кредита и банков в регулировании макроэкономических процессов; специфических особенностей России и стран с развитой рыночной экономикой в сфере денежно-кредитных отношений; анализа процессов создания, тенденций построения и организации современных денежных, кредитных, банковских систем и их элементов. <...> 1) формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в денежно-кредитной сфере экономики; <...> Металлические деньги по стоимости можно разделить на полноценные (номинальная стоимость соответствует стоимости содержащегося в них благородного металла) и неполноценные (номинальная стоимость выше стоимости содержащегося в них металла). <...> Только полноценные металлические деньги могут выполнять все функции денег и являются всеобщим эквивалентом. <...> Эмитентами бумажных денег могут являться министерство финансов или казначейство (казначейские билеты) либо центральный банк (банкноты). <...> Развитие производственных отношений порождает новый вид денегкредитные деньги, которые возникают из функции денег как средства платежа, а их развитие происходит на основе капиталистического кредита. <...> Кредитные деньги – это деньги, выпускаемые в обращение при проведении банками кредитных операций, следовательно, выпуск и изъятие из оборота кредитных денег обусловлены существующими потребностями хозяйственного оборота и имеют автоматическое регулирование по их совокупности во всей национальной экономике. <...> Кредитные деньги прошли следующую эволюцию: вексель, банкнота <...>
Деньги,_кредит,_банки_конспект_лекций.pdf
Министерство образования Российской Федерации Омский государственный университет УДК 336 ББК У9 (2Рос) 26 Г 928 Рекомендован к изданию кафедрой «Финансы и кредит» и учебно-методическим советом ОмГУ Рецензент – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, налогов и налогообложения ОмГУ Л.И. Тоболова Грязнов М.Б. М.Б. Грязнов ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ Конспект лекций (для студентов экономического факультета заочной формы обучения) Г 928 Деньги, кредит, банки: Конспект лекций (для студентов экономического факультета заочной формы обучения). – Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. – 127 с. ISBN 5-7779-0435-1 Конспект лекций по курсу «Деньги, кредит, банки» предназначен для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения экономического факультета (специальность 060400 «Финансы и кредит») по овладению теоретическим материалом с целью формирования у будущих специалистов финансово-кредитного профиля современных фундаментальных знаний в области теории денег, кредита, банков, раскрытия исторических и дискуссионных теоретических аспектов сущности, функций, законов этих категорий и их роли в современной рыночной экономике. Конспект лекций можно использовать также при обучении студентов других экономических специальностей. УДК 336 ББК У9 (2Рос) 26 Издание ОмГУ 1 Омск 2004 ISBN 5-7779-0435-1 2 © Омский госуниверситет, 2004
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ «Деньги», «кредит», «банки» относятся к категориям экономической науки, изучение сущности которых представляется важным и актуальным, так как создаваемые этими категориями экономические связи в различных сферах производственных отношений позволяют объединить производство, обмен, распределение и потребление, обеспечить непрерывное движение стоимости. Категории «деньги», «кредит», «банки» рассматриваются в рамках различных экономических дисциплин, но для более глубокого изучения специфических экономических отношений, возникающих по поводу денег, кредита и банков, исследования их влияния на экономические процессы и обобщения результатов теории и практики был введен курс «Деньги, кредит, банки». В процессе изучения этого курса студенты получают фундаментальные экономические знания в области, связанной с функционированием денежно-кредитной сферы, овладевают основными методами работы в кредитных организациях. Конспект лекций по курсу «Деньги, кредит, банки» предоставляет в компактной форме наиболее существенную информацию, касающуюся закономерностей денежного оборота и кредита, роли денег, кредита и банков в регулировании макроэкономических процессов; специфических особенностей России и стран с развитой рыночной экономикой в сфере денежно-кредитных отношений; анализа процессов создания, тенденций построения и организации современных денежных, кредитных, банковских систем и их элементов. Задачи курса: 1) формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в денежно-кредитной сфере экономики; 2) развитие представления о месте и роли центральных и коммерческих банков в современной рыночной экономике; 3) овладение приемами анализа и прогнозирования процессов в сфере денежно-кредитных отношений; 4) организация самостоятельной работы студентов со статистическими материалами и периодической литературой. Содержание, структура и последовательность изложения материалов в конспекте лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и 3 4 учебной программе по специальности 060400 «Финансы и кредит» (для студентов экономического факультета заочной формы обучения), утвержденной на заседании кафедры «Финансы и кредит» 24 марта 2003 г.
Стр.2
4. Глазьев С., Диянский А. Центральный банк Российской Федерации: цена независимости // Российский экономический журнал. 2001. № 5–6. 5. Грядовая О.В. Кредитные риски и банковское ценообразование // Российский экономический журнал. 1995. № 5. 6. Илларионов А. Инфляция – денежное явление // Вопросы экономики. 1997. № 3. 7. Илларионов А. Природа российской инфляции // ЭКО. 1995. № 10. 8. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика России как многофакторный процесс // Бюллетень финансовой информации. 1998. № 11–12. 9. Крылов В. Теория денег: Лекция 3 // Российский экономический журнал. 1995. № 1. 10. Крылов В. Насколько применима количественная теория денег? // Российский экономический журнал. 1997. № 5–6. 11. Масленченков Ю.С. Мониторинг финансовой деятельности банка на основе моделирования его баланса и идентификации традиционных банковских рисков // Банковское дело. 1998. № 2. 12. Недыхалов Л.А., Шевченко И.В. Диалектика банковского дела в России // Финансы и кредит. 2001. № 6. 13. Проскурин А.М. Анализ рентабельности банка и его структурных подразделений // Банковское дело. 1998. № 8. 14. Саркисянц А.Г. Три направления укрепления национальной финансовой системы // Финансы и кредит. 2001. № 12. 15. Суворов А.В. Сравнительный анализ показателей и оценка устойчивости и эффективности финансовой деятельности банка // Финансы и кредит. 2001. № 16. Содержание Введение..............................................................................................3 Тема 1. Необходимость, возникновение, сущность и функции денег.......................................................................................5 Тема 2. Теории денег........................................................................13 Тема 3. Денежный оборот................................................................17 Тема 4. Денежная система ...............................................................31 Тема 5. Инфляция. Регулирование инфляционного процесса .....35 Тема 6. Валютные отношения и валютная система ......................42 Тема 7. Необходимость, сущность, функции и законы кредита....................................................................................................52 Тема 8. Формы, виды, роль и границы кредита. Международный кредит .....................................................................................................57 Тема 9. Ссудный процент ................................................................61 Тема 10. Банки и банковская система.............................................64 Тема 11. Коммерческие банки и их деятельность.........................87 Тема 12. Международные валютно-кредитные и финансовые организации..........................................................................................115 Заключение .....................................................................................121 Рекомендательный библиографический список..........................122 125 126
Стр.63
Учебно-теоретическое издание Михаил Борисович Грязнов ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ Конспект лекций (для студентов экономического факультета заочной формы обучения) Технический редактор Н.В. Москвичёва Редактор Л.М. Кицина Гарнитура Times New Roman. Печать ризография. Бумага офсетная. Подписано в печать 28.01.04. Формат бумаги 60х84 1/16. Печ. л. 8,0. Уч.-изд. л. 9,0. Тираж 200 экз. Заказ 37. Издательско-полиграфический отдел ОмГУ 644077, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет 127 128
Стр.64

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ