Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Лингвокогитология (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторФефилов А. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц210
ID316413
АннотацияВ монографии рассматриваются методологические предпосылки и теоретические источники лингвокогитологии как основного направления исследований в русле когитологии (науки о языкосознании и речемышлении). Лингвокоитология изучает взаимодействие категорий языка, сознания, коммуникации и прагматики. Она использует метаязык вербально-концептуального моделирования - морфотему, и опирается на универсальный экспликативный метаязык - когитологос, с помощью которого определяются векторы воплощения и развития мысли в естественном языке и выясняется характер мыследеятельности и мыслепорождения в речевой коммуникации.
Кому рекомендованоКнига адресована специалистам по теории языка, лингвистам-аспиранатам; студентам, обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры гуманитарных специальностей
ISBN978-5-9765-1994-7
УДК81:1(075.8)
ББК81.2-5
Фефилов, А.И. Лингвокогитология : монография / А.И. Фефилов .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 210 с. — Библиогр.: с. 203-209 .— ISBN 978-5-9765-1994-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/316413 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.И. ФЕФИЛОВ ЛИНГВОКОГИТОЛОГИЯ Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 81:1(075.8) ББК 81.2 - 5 Ф 45 Рецензенты: Заслуженный деятель науки РФ,зав. кафедрой общего и классического языкознания Тверского государственного университета доктор филологических наук, профессор А. А. Романов Заслуженный деятель науки РФ,зав. кафедрой философии Ульяновского государственного университета доктор философских наук, профессор В. А. Бажанов Ф 45 Фефилов А.И. <...> Она использует метаязык вербально-концептуального моделирования - морфотему, и опирается на универсальный экспликативный метаязык - когитологос, с помощью которого определяются векторы воплощения и развития мысли в естественном языке и выясняется характер мыследеятельности и мыслепорождения в речевой коммуникации. <...> Определяемые языковые единицы и определяющие речевые единицы . <...> Языковая объективация и речевая репрезентация логико-мыслительных понятий . <...> Концептуальная рационализация языка как деструктуризация, контенсиональное опустошение или контенсиональное обновление . <...> Отождествляющая и аналогизирующая деятельность координативного сознания . <...> Синтагмема – семантическая основа лингвемы и локутемы . <...> ВОЗМОЖНОСТИ ОРЕЧЕВЛЕНИЯ ОЯЗЫКОВЛЕННОЙ МЫСЛИ (СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ) . <...> Интердисциплинарный характер разрабатываемой нами когитологической теории заключается в том, что она объединяет указанные направления исследования языка, в одно интеллектологическое русло, в котором взаимодействие категорий языка и мысли рассматривается не декларативно в угоду научному этикету, и не антиномично (противопоставленно), согласно сложившейся традиции, а с учетом взаимовлияния, взаимопроникновения (интеграции), или интериоризации (внутреннего воплощения) мыслительного в языке и экстериоризации (вынаруживания) мыслительного с помощью языка (см. Фефилов, 2010 - 56, 58). <...> Указанные реляции укладываются в сферу межкатегориального <...>
Лингвокогитология.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Лингвокогитология.pdf
УДК 81:1(075.8) ББК 81.2 - 5 Ф 45 Рецензенты: Заслуженный деятель науки РФ,зав. кафедрой общего и классического языкознания Тверского государственного университета доктор филологических наук, профессор А. А. Романов Заслуженный деятель науки РФ,зав. кафедрой философии Ульяновского государственного университета доктор философских наук, профессор В. А. Бажанов Ф 45 Фефилов А.И. Лингвокогитология [Электронный ресурс] : монография / А.И. Фефилов. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 210 с. ISBN 978-5-9765-1994-7 В монографии рассматриваются методологические предпосылки и теоретические источники лингвокогитологии как основного направления исследований в русле когитологии (науки о языкосознании и речемышлении). Лингвоко-гитология изучает взаимодействие категорий языка, сознания, коммуникации и прагматики. Она использует метаязык вербально-концептуального моделирования - морфотему, и опирается на универсальный экспликативный метаязык - когитологос, с помощью которого определяются векторы воплощения и развития мысли в естественном языке и выясняется характер мыследеятельности и мыслепорождения в речевой коммуникации. Книга адресована специалистам по теории языка, лингвистам-аспиранатам; студентам, обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры гуманитарных специальностей. УДК 81:1(075.8) ББК 81.2 - 5 ISBN 978-5-9765-1994-7 © Фефилов А.И., 2012 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................... 7 1. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ .............................................................. 12 1.1. Модели исследования. Воспроизводящее, творящее, научное мышление ............................................................................................ 13 1.2. Знание в перспективе позитивистского и диалектикоматериалистического подхода ......................................................... 14 1.3. Левополушарное рациональное и правополушарное чувственное мышление. «Философия нестабильности» ............ 17 1.3.1. Нестабильное, неравновесное тождество ................................ 19 1.3.2. Прокрустово ложе рационального познания ........................... 19 1.4. Когитологические векторы исследования ..................................... 20 2. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ............................................................................. 22 2.1. Язык как объект философского анализа ....................................... 22 2.1.1. Язык вне связи с субъектом ...................................................... 32 2.1.2. Язык как субъектнообусловленный феномен ......................... 33 2.2. Человек и язык .................................................................................... 34 2.2.1. Язык вне человека. Язык в человеке. Язык для человека ...................................................................... 34 2.2.2. Человек вне языка. Человек в языке. Человек для языка ...................................................................... 37 2.3. Концептуализируемая действительность. Объективируемое сознание ................................................................................................ 41 2.4. Координативное сознание ................................................................. 47 2.5. «Материальность» и «идеальность» языка ................................... 49 2.6. Определяемые языковые единицы и определяющие речевые единицы ................................................................................ 50 3
Стр.3
3. «ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ» ТОЖДЕСТВО И КАТЕГОРИАЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ ........................................................................................ 55 3.1. «Алогичная, противоречивая, описательная» диалектика (по К. Попперу) ................................................................................... 55 3.2. Отношения отождествления или уподобления диалектических категорий ............................................................... 58 3.2.1. Сознание – Представление мира / Концептуальная картина мира .................................................. 58 3.2.2. Сознание – Концептуальная картина языка ............................ 60 3.2.3. "Языковая картина мира" или Языковая картина сознания? ............................................. 61 3.2.4. Языковая объективация и речевая репрезентация логико-мыслительных понятий ................................................ 62 3.2.4.1. Номинативность как основа иллюзорного концептуального единства ................... 64 3.2.4.2. Частеречная категоризация как иррационализация концептуальных категорий .......................................... 65 3.3. Концептуальная рационализация языка как деструктуризация, контенсиональное опустошение или контенсиональное обновление ................................................. 66 3.4. Соотношение речеслова (локутемы) с концептом посредством имяслова (лингвемы) ......................... 67 3.5. Экстериоризируется не концепт, а семантико-концептуальное единство .......................................... 69 4. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ЛИНГВОКОГИТОЛОГИИ .......................................... 72 4.1. Философия языкознания ................................................................... 72 4.1.1. А. Арно, К. Лансло ..................................................................... 72 4.1.2. М.В. Ломоносов .......................................................................... 73 4.1.3. В. Гумбольдт ............................................................................... 77 4.1.4. А.А. Потебня ............................................................................... 80 4.1.5. М.А. Тулов .................................................................................. 84 4.1.6. И.А. Бодуэн де Куртенэ ............................................................. 87 4.1.7. Н.В. Крушевский ........................................................................ 89 4
Стр.4
4.2. Когнитивная лингвистика ................................................................ 91 4.2.1. Концепт, когниция, язык, ментальность .................................. 92 4.2.2. Модель эпизодизации, пропозиционализации и категоризации события (У. Чейф) ......................................... 96 4.2.3. Понятие прототипа (Дж. Лакофф) ............................................ 98 4.2.4. Теория метафоры (Дж. Лакофф, М. Джонсон)...................... 100 4.2.5. Теория блендинга (М. Тернер и Ж. Фоконье) ....................... 101 5. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЛИНГВОКОГИТОЛОГИИ .......................... 105 5.1. Языковая инструментальность и обозначаемые концепты .... 105 5.2. Языковое сознание и речевое мышление ..................................... 107 5.3. Отождествляющая и аналогизирующая деятельность координативного сознания ............................................................. 109 5.4. Когитологические и лингвокогитологические сферы исследования......................................................................... 110 5.5. Концепт как знак другого концепта ............................................. 112 5.6. Когнитивация вербализованного концепта в акте предицирования ................................................................... 113 5.7. Синтагмема – семантическая основа лингвемы и локутемы ..................................................................... 114 5.8. Пропозитема – семантическая основа пропозиции ................... 115 5.9. Текстема как блочная «вертикальная» структура текста ....... 117 5.10. Коммуникема – локутемный смысл ........................................... 125 5.11. Прагмема – иллокутивный смысл локутемы ........................... 127 5.12. Когитема как семантико-мыслительный конденсат .............. 128 5.13. Метаязык лингвокогитологического исследования ............... 131 6. ОБЪЕКТИВИРУЮЩИЙ ЯЗЫК – РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩАЯ РЕЧЬ ........................................................................................................... 135 6.1. Средства наименования и обозначения концептемы ................ 137 5
Стр.5
7. ВОЗМОЖНОСТИ ОРЕЧЕВЛЕНИЯ ОЯЗЫКОВЛЕННОЙ МЫСЛИ (СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ) ................................................................................................... 142 7.1. Генерирование концептемы ................................................... 143 7.2. Возможности речевого толкования оязыковленных концептем ............................................................ 145 8. ЗНАНИЕ О ЯЗЫКЕ, ЗНАНИЕ ЯЗЫКА, ЗНАНИЕ НА БАЗЕ ЯЗЫКА В ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ..................... 151 8.1. Проблема определения когниции в лингвистике ...................... 153 8.2. Декларативные и процедуральные знания ................................. 156 8.3. О соотношении лингвистических и вербальных знаний в перспективе когитологической концепции ............................. 164 9. ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЮЩИЙ (HOMO INTELLEGENS) ................. 167 9.1. Концепты понимания в естественном языке .............................. 167 9.2. Когитологическая база понимания ............................................... 168 ПОСЛЕСЛОВИЕ ........................................................................................... 187 СЛОВАРЬ КОГИТОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ............................... 192 ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................... 203 6
Стр.6