Радь ИСТОРИЯ «БЛУДНОГО СЫНА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ МОДИФИКАЦИИ АРХЕТИПИЧЕСКОГО СЮЖЕТА В ДВИЖЕНИИ ЭПОХ Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 1 УДК 821.161.1 ББК 83.31(2Рос=Рус)1-8 Р15 Реценз ент ы: д-р филол. наук, проф. <...> Р15 История «блудного сына» в русской литературе: модификации архетипического сюжета в движении эпох [Электронный ресурс] : монография / Э.А. Радь. <...> Художественные модели как варианты текста-матрицы, созданные индивидуально-авторским сознанием, в системе модификаций репрезентируют смысловое многообразие интерпретации проблемы «отцов и детей» и многоликость образа «блудного сына». <...> Мифологический сюжет-архетип о блудном сыне как отражение конфликта поколений: уровни нарратива, многоуровневые диалоги, «межтекстовое единство» . <...> Теория сюжетных модификаций и литературное творчество в типологическом освещении. <...> Модификации сюжета о блудном сыне в древнерусской литературе 2.1. <...> Мудрый сын в «Молении Даниила Заточника»: модель «Преданность» . <...> «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого: модель «Скиталец» . <...> Дихотомия «блудный — праведный» в структуре романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» . <...> Моделирование вариантов сюжета-архетипа авторским сознанием А.С. Пушкина и Л.Н. Андреева («Станционный смотритель» и «Молчание») . <...> Сюжетообразующие парадигмы в ранних рассказах Л.Н. Андреева «В темную даль», «Мысль»: модели «Символическое отцеубийство» и «Интеллектуальное блуждание» . <...> Межтекстовый диалог в поэме Н.С. Гумилева «Блудный сын» . <...> Схема парадигмы художественных произведений русской литературы, содержащих в своей структуре мотив «отцы — дети» (модификации архетипического сюжета о блудном сыне) . <...> Характер трансформации текста-матрицы (сюжета-архетипа о блудном сыне) в произведениях русской литературы, содержащих мотивы «отцы — дети», «блудный сын» . <...> 271 4 ПРЕДИСЛОВИЕ Сюжет о блудном сыне, входящий в Священное Писание — антологию древней художественной литературы <...>
История_«блудного_сына»_в_русской_литературе_модификации_архетипического_сюжета_в_движении_эпох.pdf
УДК 821.161.1
ББК 83.31(2Рос=Рус)1-8
Р15
Реценз ент ы:
д-р филол. наук, проф. (Оренбургский государственный
педагогический университет) С.М. Скибин;
д-р филол. наук, проф. (Удмуртский государственный
университет) Т.В. Зверева;
д-р филол. наук, проф., заслуженный деятель науки Республики
Башкортостан (Башкирский государственный университет)
И.Е. Карпухин
Р15
Радь Э.А.
История «блудного сына» в русской литературе : модификации
архетипического сюжета в движении эпох : монография /
Э.А. Радь. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 276 с. —
ISBN 978-5-9765-1826-1. — Текст : электронный.
В монографии на широком историко-литературном материале
рассматривается типология евангельского сюжета о блудном сыне, его
трансформация и актуализация в процессе непрестанного смыслопорождения.
На основании сравнительного анализа прослеживается
развитие инварианта в произведениях в движении эпох, выявляются
сходства и различия литературных текстов, а устойчивость архетипического
сюжета предстает как способ художественного постижения
события. Художественные модели как варианты текстаматрицы,
созданные индивидуально-авторским сознанием, в системе
модификаций репрезентируют смысловое многообразие интерпретации
проблемы «отцов и детей» и многоликость образа «блудного
сына».
Для преподавателей, аспирантов, студентов филологических факультетов,
учителей-словесников и всех, кто интересуется духовными
составляющими нашей жизни.
УДК 821.161.1
ББК 83.31(2Рос=Рус)1-8
ISBN 978-5-9765-1826-1
2
© Радь Э.А., 2014
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................................................................... 5
Глава 1. Христианский канонический метасюжет
и литературное творчество
1.1. Мифологический сюжет-архетип о блудном сыне как отражение
конфликта поколений: уровни нарратива, многоуровневые
диалоги, «межтекстовое единство» ...............................................................14
Глава 2. Модификации сюжета о блудном сыне
в древнерусской литературе
2.1. «Грешная» мать в «Житии Феодосия Печерского»:
модель «Перевернутость» ................................................................................52
2.2. Система эквивалентностей «Слова о полку Игореве»
и евангельской притчи о блудном сыне: модель «Тщеславие» ...........56
1.2. Теория сюжетных модификаций и литературное творчество
в типологическом освещении. Роль авторского сознания ....................26
2.3. Мудрый сын в «Молении Даниила Заточника»:
модель «Преданность» ......................................................................................60
2.4. «Домострой» и русская литература XVII в.: модели
«Моральное высшее», «Договор с дьяволом», «Невозвращение»,
«Договор с ангелом» ..........................................................................................66
Глава 3. Вариативность архетипического сюжета
о блудном сыне в русской литературе XVIII в.
3.1. Произведения петровского времени («Гистории»: модель
«Путешественник», трагедокомедия Феофана Прокоповича
«Владимир»: модель «Призыв» ...................................................................110
2.5. «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого:
модель «Скиталец» .............................................................................................91
3.2. Трагедия А.П. Сумарокова «Синав и Трувор»:
модель «Трагическая дилемма» ...................................................................116
3.3. Комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир»:
модель «Духовная пустота» ..........................................................................126
3.4. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева:
модель «Поиск добродетельности» ............................................................132
3.5. «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина: модель «Чистота» .......143
3
Стр.3
Глава 4. Трансформация сюжета о блудном сыне
в русской литературе XIX — начала XX в.
Межтекстовые диалоги в реализации смыслового единства
4.1. Дихотомия «блудный — праведный» в структуре романа
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ..........................................................158
4.2. Трансформация «вечного текста» в повести Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба»: модель «Детоубийство» .................................................164
4.3. Проблема выбора путей и смены поколений в романе
И.С. Тургенева «Отцы и дети»: модель «Духовное одиночество» .....172
4.4. Интертекстуальные переплетения в повести А.П. Чехова
«Черный монах» ................................................................................................194
4.5. Моделирование вариантов сюжета-архетипа авторским
сознанием А.С. Пушкина и Л.Н. Андреева
(«Станционный смотритель» и «Молчание») ........................................209
4.6. Сюжетообразующие парадигмы в ранних рассказах
Л.Н. Андреева «В темную даль», «Мысль»:
модели «Символическое отцеубийство» и «Интеллектуальное
блуждание» ..........................................................................................................220
4.7. «Точка зрения» героя-нарратора в стихотворении В. Брюсова
«Блудный сын» ..................................................................................................230
4.8. Сотворение новой реальности в «Стихах к сыну»
М.И. Цветаевой ..................................................................................................235
4.9. Межтекстовый диалог в поэме Н.С. Гумилева «Блудный сын» .......240
ЗАКЛюЧЕНИЕ ...........................................................................................................245
ПРИМЕЧАНИя ...........................................................................................................251
ПРИЛОЖЕНИя
Приложение 1. Механизм порождения сюжетных модификаций .........268
Приложение 2. Схема парадигмы художественных произведений
русской литературы, содержащих в своей структуре мотив
«отцы — дети» (модификации архетипического сюжета
о блудном сыне) .................................................................................................269
Приложение 3. Пример трансформации сюжета-архетипа
в «Житии Феодосия Печерского» ..............................................................270
Приложение 4. Характер трансформации текста-матрицы
(сюжета-архетипа о блудном сыне) в произведениях
русской литературы, содержащих мотивы «отцы — дети»,
«блудный сын» ...................................................................................................271
4
Стр.4