В процессе выполнения заданий студенты учатся извлекать из словарей и справочников нужную культурно-речевую информацию; овладевают механизмами целесообразного выбора речевых вариантов, обусловленного системно-структурными нормами русского языка, стилистическими нормами и нормами речевого этикета; осваивают методику анализа текстов основных функциональных стилей и жанров письменной и устной речи; постигают основы критики речи и литературного редактирования с опорой на систему коммуникативных качеств речи. <...> Классификация функциональных стилей осуществляется с учетом системы факторов стилеобразования и их реализации в современной культурно-речевой ситуации. <...> В задания включены проблемные вопросы, связанные с возможностью выделения литературнохудожественного стиля и формирующегося церковнорелигиозного стиля. <...> В нем очерчиваются основы мотивированной критики речи и литературного редактирования текстов разных стилей и жанров. <...> 5 Р а з д е л 1 СловаРи РуССкого языка как иСточники культуРно-Речевой инфоРмации 1. <...> Прочитайте словарные статьи из энциклопедического и лингвистического словарей. <...> 202) * Почему в толковом словаре разные значения помещены в одну словарную статью, а в энциклопедии — в разные статьи? какую культурно-речевую информацию можно извлечь из этих словарей? <...> Познакомьтесь со структурой словарной статьи толкового словаря. <...> Стилистическая зона, в которой дана стилистическая характеристика слова и указание на ситуации его использования. <...> По толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой познакомьтесь с грамматической зоной в словарных статьях разных частей речи. охарактеризуйте морфологические характеристики существительного в аспекте нормативности. охарактеризуйте морфологические характеристики прилагательного в аспекте нормативности. охарактеризуйте морфологические характеристики глагола в аспекте нормативности. * какую информацию о нормативных <...>
Основы_стилистики_и_культуры_речи_(1).pdf
УДК 80(075.8)
ББК 81.2Ðóñ-5
Ê92
Р е ц е н з е н т û:
И.А. СТЕРНИН – доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой общего языкознания и
стилистики Воронежского государственного университета;
В.Д. ЧЕРНЯК – доктор филологических наук, профессор,
заведующая кафедрой русского языка
Российского государственного педагогического университета
èì. À.Ì. Ãåðöåíà.
Ê92
Купина Н.А.
Основы стилистики и культуры речи [Электронный ресурс]
: практикум для студентов-филологов / н.а. Купина,
О.а. Михайлова. — 2-е изд., стер. – М. : ФлИнта, 2014. —
296 с.
ISBN 978-5-89349-614-7
Практикум включает систему заданий по стилистике русского
языка и культуре речи. В процессе выполнения заданий студенты учатся
извлекать из словарей и справочников нужную культурно-речевую
информацию; овладевают механизмами целесообразного выбора
речевых вариантов, обусловленного системно-структурными нормами
русского языка, стилистическими нормами и нормами речевого этикета;
осваивают методику анализа текстов основных функциональных стилей
и жанров письменной и устной речи; постигают основы критики речи и
литературного редактирования с опорой на систему коммуникативных
качеств речи.
Для работы на практических занятиях и самостоятельной работы
студентов-филологов.
ISBN 978-5-89349-614-7
2
© Издательство «Ôëèíòà», 2014
Стр.2
оглавление
Предисловие ............................................................................................... 3
Раздел 1. Словари русского языка как источники
культурно-речевой информации ......................................... 6
Основные лексикографические источники ...................................... 39
Раздел 2. Нормы русского литературного языка ...................... 46
Литература ................................................................................................ 74
Раздел 3. Речевой ýòèêåò. Этикетные и этические нормы ........... 76
Литература ............................................................................................... 107
Раздел 4. Стилистически окрашенные языковые средства.
Стилистические нормы .................................................... 109
Литература ............................................................................................... 140
Раздел 5. Функциональные стили русской речи ........................... 142
Литература ............................................................................................... 227
Раздел 6. Коммуникативные качества речи.
Основы критики речи и
литературного редактирования ....................................... 230
Литература .............................................................................................. 285
Рабочие термины ................................................................................... 286
295
Стр.295