В.Н. Крылов КритиКа и КритиКи в зерКале Серебряного веКа ФЛИНТА•НАУКА В.Н. <...> Крылов КритиКа и КритиКи В зерКале серебряНого ВеКа Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 1 УДК 82.09 ББК 83.3(2Рос=Рус)6 К85 Реценз ент ы: д-р филол. наук, проф. <...> К85 Критика и критики в зеркале Серебряного века [Электронный ресурс] : монография / В.Н. Крылов. <...> 199 глава 6. серебряный век и закрепление «пантеона» русской критики . <...> Н.А. Добролюбов и судьбы «реальной критики» в Серебряном веке . <...> Блок2 ВВеДеНие Два эпиграфа, предпосланные нашей книге, отражают два полюса состояния критики и отношения к ней со стороны художников и публики. <...> Истинный критик «не кусает, а поглощает плоды ума и творчества, и, таким образом, питает ум свой и поддерживает огонь и живость воображения», это человек с идеалами, убеждениями. <...> Продолжая свою зоологическую метафору, Полонский противопоставляет зоилов, только кусавших Пушкина или Лермонтова, истинным критикам: «Белинский не был бы Белинским, если бы не пожирал, не питался Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым и другими. <...> Добролюбов не был бы Добролюбовым, если бы не нашел себе пищи в Островском, в Гончарове, в Тургеневе и других. <...> Белинский в критическом наследии Анненского // Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение. <...> Н.А. Добролюбов в марксистской критике начала ХХ века // «Стезею правды и добра»: мат-лы Добролюбовских чтений и памятных дней на родине Н.А. Добролюбова. <...> Идейно-поведенче6 еще более тридцати лет назад: «Русская литературная критика — такое же своеобразное и уникальное явление, как и русская классическая литература. <...> Русская публика часто в первую очередь читала именно критические статьи, а потом принималась за художественные произведения»4 . <...> Характеризуя критикоцентризм русской культуры, В.Г. Белинский писал: «Теперь вопрос о том, что скажут о великом произведении, не менее важен самого великого произведения. <...> Востребованность критики была в немалой степени <...>
Критика_и_критики_в_зеркале_Серебряного_века.pdf
В.Н. Крылов
КритиКа и КритиКи
В зерКале серебряНого ВеКа
Монография
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2020
1
Стр.1
УДК 82.09
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
К85
Реценз ент ы:
д-р филол. наук, проф. Г.Ю. Карпенко
(Самарский государственный университет);
д-р филол. наук, проф. Ю.А. Говорухина Ю.А.
(Сибирский федеральный университет)
Крылов В.Н.
К85
Критика и критики в зеркале Серебряного века [Электронный
ресурс] : монография / В.Н. Крылов. — 4-е изд., стер. — М. :
ФЛИНТА, 2020. — 343 с.
ISBN 978-5-9765-1766-0
В монографии рассмотрены теоретические вопросы рецепции
литературной критики, на материале обширного круга источников
исследуется специфика интерпретации ключевых фигур русской
критики в конце XIX — начале XX в., выясняется роль Серебряного
века в создании «пантеона» русской критики. Подробно освещается
ставшая острой в начале XX века проблема противостояния
писателей и критиков. Постановка этой малоизученной проблемы
позволила ввести в «сюжет» книги анализ художественной
интерпретации критики (критик как персонаж произведения, как
объект пародий, критические реминисценции в художественном
тексте и т.п.). Для решения поставленных задач привлекаются
литературно-критические дискуссии на страницах журналов и газет,
архивные материалы, мемуары, дневники, эпистолярное наследие,
литературные произведения.
Для специалистов-филологов, преподавателей, аспирантов, а
также всех, кого интересуют вопросы теории и истории
отечественной литературной критики.
УДК 82.09
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
ISBN 978-5-9765-1766-0
2
© Крылов В.Н., 2014
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
оглаВлеНие
Введение ........................................................................................................................... 5
глава 1. рецепция литературной критики как теоретическая
проблема ................................................................................................................14
1.1. Пути и формы воздействия критики на публику,
или как «живет» критика за пределами своей эпохи ......................14
1.2. Адресаты критики и источники их изучения ....................................30
глава 2. «Критика критики». У истоков темы (В. розанов,
Д. Мережковский, а. Волынский, М. Меньшиков и другие) ..........68
глава 3. Художники как «критики критиков» ................................................99
3.1. Лев Толстой и критика: pro et contra ....................................................99
3.2. «Младшие» реалисты в спорах о критике (А.И. Куприн,
Л.Н. Андреев) .............................................................................................113
3.3. Символисты отвечают критикам .........................................................121
3.4. Акмеизм: преодоление символистской критики ............................142
3.5. Критик как злейший «враг» футуристов ..........................................147
глава 4. Художники и зоилы: критики в художественных
отражениях .........................................................................................................150
4.1. Критики как персонажи литературных произведений.
Реминисценции на критиков в литературе ......................................150
4.2. Конфликты критиков и писателей. Критики в поэзии
и прозе сатириконцев ...............................................................................174
глава 5. Критика в кривом зеркале пародии (а. измайлов,
е. Венский, В. буренин, В. Дорошевич) ................................................199
глава 6. серебряный век и закрепление «пантеона»
русской критики ................................................................................................232
6.1. Из истории формирования мифа о В.Г. Белинском ......................232
6.2. Как запрещали чествование Белинского в Казанском
университете ...............................................................................................262
3
Стр.3
6.3. Н.А. Добролюбов и судьбы «реальной критики»
в Серебряном веке .....................................................................................275
6.4. Писарев и «писаревщина»: pro et contra.
Удалось ли символистам преодолеть «писаревщину»? ...............290
6.5. Восстановление репутации «забытых» имен русской
критики .........................................................................................................310
Заключение .................................................................................................................325
Библиография ............................................................................................................331
4
Стр.4