Образ Фауста в немецкой литературе XVIXX веков [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Г.Г. Ишимбаева. <...> Почему фаустовский сюжет материализовался именно в Германии эпохи Реформации и оказался актуальным для немецкой словесности на протяжении столетий? <...> Почему Фауст воспринимается сегодня в качестве метазнака немецкой культуры? <...> Центральные для традиционных сюжетов мифологические и фольклорные персонажи (Прометей, Икар, Иуда, Агасфер, Зигфрид, Фауст и др.), а также литературные герои (Дон Жуан, Дон Кихот, Гамлет, Тартюф и др.) служат целям художественно-поэтического выражения универсалий вселенского бытия и культурно-исторической реальности в ее богатстве и разнообразии. <...> История изучения германской фаустианы в России насчитывает без малого два столетия. <...> Первый период в истории российского фаустоведения начинается в 1820-е годы и проходит под знаком И.В. Гете. <...> Таким «чрезвычайно существенным» явлением для русской культуры XIX в. стал «Фауст» Гете, который воспринимался в России как главный и единственный немецкий Фауст. <...> Освоение фаустовского материала российской словесностью XIX в. шло в трех направлениях: во-первых, через многочисленные переводы I и II частей гетевской трагедии (Э. <...> и др.); во-вторых, в ходе создания собственной оригинальной художественно-поэтической фаустианы, опирающейся на традиции Гете («Сцена из Фауста» и «Фауст в аду» А. Пушкина <...> и др.); в-третьих, в процессе философских интерпретаций проблемы Фауста в трагедии Гете (об этом размышляли любомудры и западники, В. Белинский <...> проанализировали первоисточники народную легенду о докторе Фаусте и первую литературную обработку сюжета от 1587 г., а также сделали робкие попытки представить некий общий рисунок развития фаустианы. <...> Третий период в истории российского освоения фаустовского материала начинается после 1917 г. Советская культура, как некогда русская в XIX в., занялась переосмыслением образа немецкой народной книги в категориях своего <...>
Образ_Фауста_в_немецкой_литературе_XVI-XX_веков_(1).pdf
УДК 373.167.1:82(187)(075.8)
ББК 83.3(4Ãåì)ÿ7
И 97
Содержание
Предисловие .
5
И 97
Ишимбаева Г.Г.
Образ Фауста в немецкой литературе XVIXX веков
[Электронный ресурс] : у÷åá. пособие / Ã.Ã. Èøèìáàåâа. - 2-е изд.,
стер. Ì.: ÔЛИНТА, 2014. 262 ñ.
ISBN 978-5-89349-479-2
В учебном пособии представлены материалы к спецкурсу, посвященному
судьбе одного из самых загадочных, колоритных и знаковых образов
мировой культуры, образу Фауста в немецкой литературе XVIXX вв.
Почему фаустовский сюжет материализовался именно в Германии
эпохи Реформации и оказался актуальным для немецкой словесности на
протяжении столетий? Почему Фауст воспринимается сегодня в качестве
метазнака немецкой культуры? Как этот образ помогает художникам
Германии в философско-поэтическом осмыслении истории и современности,
в решении вечных проблем бытия, смысла жизни и творчества?
Вот круг вопросов, рассмотрению которых посвящена эта книга.
В пособие включены контрольные вопросы и темы рефератов. Каждая
глава сопровождается библиографическим списком.
Для студентов-филологов и германистов, аспирантов и преподавателей
вузов, всех интересующихся немецкой культурой, литературой и
философией.
Введение .
Часть 1.
Реформация: первый Фауст .
Часть II. Просвещение: традиционный Фауст .
Глава 1. Штюрмерский «Бурный гений»
(Ô. Êëèíãåð) .
Глава 2. Просветительски-утопический герой
(È. Ãåòå) .
Часть III. Романтизм: первый Антифауст .
Часть IV. Рубеж XIXXX ââ.: Фауст в философском
измерении .
Глава 1. Декадентский сверхчеловек
(Ô. Íèöøå) .
Глава 2. Модернистский титульный персонаж
(Î. Øïåíãëåð) .
Часть V. XX столетие: Фауст у подножья пьедестала .
Глава 1. Фауст в коричневых тонах (Ê. Ìàíí) .
Глава 2. Фауст-авангардист (Ò. Ìàíí) .
Глава 3. Фауст в экзистенциальном интерьере
(Ý. Þíãåð) .
Глава 4. Постмодернистский Фауст (С. Гейм) .
Заключение.
12
17
32
35
52
71
92
95
118
139
140
163
213
232
255
ISBN 978-5-89349-479-2
© Издательство «ÔЛИНТА», 2014
Стр.2