Е.И. Зейферт НеизвестНые жаНры «золотого века» русской поэзии ромаНтический отрывок учебное пособие ФЛИНТА•НАУКА Е.И. <...> Зейферт НЕИЗВЕСТНЫЕ ЖАНРЫ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» РУССКОЙ ПОЭЗИИ Романтический отрывок Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФлИнта» 2014 1 УДК 821.161.1.0(075.8) ББК 83.3(2Рос=Рус)1я73 З-47 Рекомендовано к печати кафедрой теоретической и исторической поэтики, советом Института филологии и истории, редакционноиздательским советом Российского государственного гуманитарного университета Ре це нзе нт ы : д-р филол. наук, проф. кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета В.И. Тюпа; д-р филол. наук, проф. кафедры истории русской литературы Московского государственного университета им. <...> Оптимистический финал лирического сюжета в жанре отрывка . <...> Жанр отрывка в читательском сознании: эксперимент с читателем . <...> 131 9.1. литературные манифесты западноевропейских романтиков как источник жанра отрывка . <...> Восприятие русскими романтиками литературных манифестов западноевропейских романтиков . <...> Влияние «фрагментов» андре Шенье и «отрывков» из античной антологии на жанр отрывка . <...> Критическая оценка и развитие гипотезы В. сандомирской о формировании пушкинского отрывка 1820-х годов . <...> 212 9.3.5. специфика дружеского послания и жанр отрывка . <...> Жанр отрывка в критическом зеркале пародии . <...> В соответствии с целью определены задачи данного учебного пособия: — углубить знания студентов по теме «литературный жанр», рассмотреть существо основных жанровых концепций, подходов к изучению жанра, жанровых признаков и функций; — дать анализ структуры и содержания жанра отрывка на уровнях: 1) поэтики названия; 2) графики; 3) метрики и строфики; 4) лирического сюжета; 5) мотивного поля; 6) хронотопа; 7) лексики и др.; — научить выявлять константные, доминантные и факультативные признаки жанра отрывка; 8 — осветить истоки жанра <...>
Неизвестные_жанры_«золотого_века»_русской_поэзии._Романтический_отрывок.pdf
Е.И. Зейферт
НЕИЗВЕСТНЫЕ ЖАНРЫ
«ЗОЛОТОГО ВЕКА» РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Романтический отрывок
Учебное пособие
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФлИнта»
2020
1
Стр.1
УДК 821.161.1.0(075.8)
ББК 83.3(2Рос=Рус)1я73
З-47
Рекомендовано к печати кафедрой теоретической
и исторической поэтики, советом Института
филологии и истории, редакционноиздательским
советом Российского государственного
гуманитарного университета
Ре це нзе нт ы :
д-р филол. наук, проф. кафедры теоретической и исторической поэтики
Института филологии и истории Российского государственного
гуманитарного университета В.И. Тюпа;
д-р филол. наук, проф. кафедры истории русской литературы Московского
государственного университета им. М.В. ломоносова В.А. Недзвецкий
Зейферт Е.И.
З-47 неизвестные жанры «золотого века» русской поэзии. Романтический
отрывок [Электронный ресурс] : учеб. пособие /
Е.И. Зейферт. — 4-е изд., стер. — М. : ФлИнта, 2020. —
377 с.
ISBN 978-5-9765-1748-6
Отрывки, лирические
стихотворения, имеющие в
названии
стилизованное указание на фрагментарность («невыразимое (Отрывок)»
В. Жуковского, «Осень (Отрывок)» а. Пушкина), в литературоведении до
сих пор не были комплексно изучены. Возникавший время от времени
вопрос о статусе литературного
явления «отрывок» (жанр,
художественная форма, часть произведения) вызывал в литературоведении
значительные разногласия. автор учебного пособия считает отрывок
особым жанром, аргументирует свою точку зрения и в то же время
оставляет читателю право стать участником литературоведческой
дискуссии.
Для студентов старших курсов филологических факультетов, литературоведов,
преподавателей литературы и просто любителей русской поэзии.
УДК 821.161.1.0(075.8)
ББК 83.3(2Рос=Рус)1я73
ISBN 978-5-9765-1748-6
© Зейферт Е.И., 2014
© Издательство «ФлИнта», 2014
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРЕчЕнь УслОВных сОКРащЕнИй ................................................... 7
ВВЕДЕнИЕ ...................................................................................................... 8
1. Жанр как формально-содержательная целостность ............................ 13
2. Отрывок — объект критики и литературоведения ............................... 28
3. авторское указание на фрагментарность. составление корпуса
текстов в жанре отрывка ......................................................................... 34
3.1. номинация «отрывок» ................................................................... 34
3.2. Бытование пометы «отрывок» на разных этапах жизни
произведений .................................................................................. 39
4. Графический облик жанра отрывка ...................................................... 44
4.1. Пропуски текста («графический эквивалент») ............................ 45
4.2. начальные и финальные неполные строки и многоточия .......... 51
4.3. Графическая нерасчленённость
(отсутствие графических пробелов) .............................................. 53
4.4. Курсив и разрядка ........................................................................... 54
5. стиховая форма отрывка: метрика и строфика .................................... 57
5.1. синхрония метрики ........................................................................ 58
5.2. Диахрония метрики ....................................................................... 63
5.3. синхрония строфики ..................................................................... 69
5.4. Диахрония строфики ..................................................................... 76
6. Мотивы искусства в жанре отрывка. локус отрывка ........................... 81
7. Оптимистический финал лирического сюжета в жанре отрывка ...... 96
7.1. «Элегия» и «Воспоминания. Отрывок» К. Батюшкова:
сходство и различие ....................................................................... 98
8. Жанр отрывка в читательском сознании:
эксперимент с читателем ..................................................................... 112
3
Стр.3
9. Источники жанра отрывка ................................................................. 131
9.1. литературные манифесты западноевропейских романтиков
как источник жанра отрывка .................................................... 131
9.1.1. Восприятие русскими романтиками
литературных манифестов
западноевропейских романтиков .................................. 131
9.1.2. Формирование жанрообразующих признаков
отрывка в контексте западноевропейских
романтических идей ....................................................... 140
9.2. Влияние «фрагментов» андре Шенье и «отрывков»
из античной антологии на жанр отрывка ................................. 153
9.2.1. Критическая оценка и развитие гипотезы
В. сандомирской о формировании
пушкинского отрывка 1820-х годов ............................. 153
9.2.2. К анализу пушкинского отрывка 1820-х годов ............ 167
9.3. Отрывок и другие жанры .......................................................... 170
9.3.1. соотношение жанров отрывка
и антологической миниатюры ....................................... 171
9.3.2. Возникновение лирического отрывка из драмы .......... 179
9.3.3. Генезис и типология лирического
«отрывка из поэмы» ....................................................... 191
9.3.4. Элегия и отрывок: диффузия жанров ........................... 212
9.3.5. специфика дружеского послания и жанр отрывка ...... 232
10. Жанр отрывка в критическом зеркале пародии .................................. 251
11. Целостный анализ стихотворений в жанре отрывка .......................... 271
12. Общность принципов создания жанра отрывка у Ф. тютчева
и Д. Веневитинова: сопоставительный анализ ................................... 292
Система семинарских занятий по спецкурсу
1. Жанр как формально-содержательная целостность .......................... 306
2. Графика жанра отрывка ....................................................................... 307
3. стиховая форма жанра отрывка .......................................................... 308
4. тематика жанра отрывка ...................................................................... 310
5. Жанр отрывка сквозь призму пародии ................................................ 311
4
Стр.4
«Круглый стол»
1. Отрывок — жанр, художественная форма, часть произведения? ..... 313
2. семантика пропусков текста в художественной литературе ............ 314
ЗаКлючЕнИЕ ........................................................................................... 315
лИтЕРатУРа ............................................................................................. 323
ПРИлОЖЕнИя ........................................................................................... 336
А. Образцы жанра отрывка ................................................................... 336
Баратынский Е. Отрывки из поэмы «Воспоминания» ...................... 336
Батюшков К. Воспоминания. Отрывок ............................................. 341
сон воинов. Из поэмы «Иснель и аслега» ................................... 342
Грибоедов А. Отрывок из Гёте ............................................................. 344
Жуковский В. Уединение (Отрывок) ................................................... 348
невыразимое (Отрывок) ................................................................ 350
Лермонтов М. Отрывок («три ночи я провёл без сна —
в тоске...») ....................................................................................... 352
Пушкин А. «ненастный день потух; ненастной ночи мгла...» .......... 353
Осень (Отрывок) ............................................................................. 354
Б. Отрывки из периодики, антологий и рукописей XIX века,
не вошедшие в современные издания ............................................. 357
Глебов Д. Отрывок из поэмы «Воспоминания» .................................. 357
Добровольский Л. Отрывок из «семирамиды»,
Вольтеровой трагедии ................................................................... 359
Жуковский В. Отрывок из «Мессиады» .............................................. 360
Катенин П. Катонов монолог. Из аддисоновой трагедии ................ 361
Милонов М. Отрывок из X песни Вольтеровой «Генриады» ............. 362
Норов А. Отрывок из дидактического опыта об астрономии ............ 364
Ободовский П. Отрывки из персидской повести
«Орсан и лейла» ............................................................................ 366
Писарев Н. Отрывок из поэмы «Грация» ............................................ 367
Сибиряков И. Отрывок из послания к N. ал. сл.
(Первый опыт вольными стихами) ............................................... 369
5
Стр.5
В. Таблицы по метрике и строфике отрывка ..................................... 370
таблица 1. Метрика: соотношение МК и ПК .................................... 370
таблица 2. синхрония размеров МК и ПК ........................................ 370
таблица 3. синхрония размеров МК ................................................. 371
таблица 4. синхрония размеров ПК .................................................. 371
таблица 5. Диахрония размеров МК и ПК (строки) ......................... 372
таблица 6. Диахрония размеров МК .................................................. 373
таблица 7. Диахрония размеров ПК .................................................. 374
таблица 8. синхрония видов строфики ............................................. 374
таблица 9. Диахрония видов строфики ............................................. 376
6
Стр.6