Сороковых ТемаТический словарь меТодических Терминов по иносТранному языку ФЛИНТА•НАУКА колонтитул Т.И. Жаркова Г.В. <...> ISBN 978-5-9765-1872-8 Данный тематический словарь методических терминов предназначен для студентов языковых факультетов вузов, изучающих иностранный язык как специальность, и посвящён проблеме формирования методической компетенции будущего специалиста иноязычного образования. <...> Общемировые тенденции модернизации современного языкового образования . <...> Методика как теория обучения иностранным языкам . <...> Цели и содержание обучения иностранным языкам . <...> Из истории методов обучения иностранному языку . <...> М.В. Ляховицкий Тематический словарь методических терминов представляет собой толковый словарь терминов теоретической и практической методики обучения иностранным языкам. <...> При отборе методических терминов для настоящего издания использовались различные словари (толковые, словари иностранных слов, педагогический энциклопедический словарь и др.), энциклопедии (Новая иллюстрированная энциклопедия), монографии, диссертации, авторефераты диссертаций, учебники и учебно-методические пособия, научные сборники, статьи и т.д. <...> 7 предисловие Данный тематический словарь методических терминов предназначен для студентов языковых факультетов вузов, изучающих иностранный язык как специальность и посвящён проблеме формирования методической компетенции будущего специалиста иноязычного образования. <...> ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. <...> Базовое образование призвано обеспечить решение двух задач: а) дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о самом себе, своих способностях и возможностях; б) сформировать способность и потребность обоснованно строить свои жизненные планы (Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов). <...> Базисный учебный план общеобразовательной школы — основной государственный нормативный документ, утверждаемый в соответствии с законодательством <...>
Тематический_словарь_методических_терминов_по_иностранному_языку_(1).pdf
колонтитул
УДК 811.161.1’374(038)
ББК 81.2Рус-4
Ж35
Реценз ент ы:
д-р пед. наук, проф. кафедры французского языка и лингводидактики
института иностранных языков Московского городского
педагогического университета А.С. Маркосян;
д-р пед. наук, проф. кафедры методики обучения иностранным
языкам Курского государственного университета Н.А. Тарасюк;
канд. пед. наук, проф. кафедры иностранных языков Московского
государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова
В.В. Борщева
Жаркова Т.И.
Ж35 Тематический словарь методических терминов по иностранному
языку [Электронный ресурс] / Т.И. Жаркова, Г.В. Сороковых. —
2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 320 с.
ISBN 978-5-9765-1872-8
Данный тематический словарь методических терминов предназначен
для студентов языковых факультетов вузов, изучающих иностранный
язык как специальность, и посвящён проблеме формирования
методической компетенции будущего специалиста иноязычного
образования. Он представляет собой толковый словарь терминов
теоретической и практической методики обучения иностранным
языкам. Целью создания данного словаря является формирование у
студентов умений ориентироваться в современных целевых установках,
провести систематизацию и обобщение знаний, полученных после
изучения курса «Методика обучения иностранным языкам» и
прохождения педагогической практики, а главное — подготовить их
к самостоятельной педагогической деятельности в школе.
Словарь успешно может быть использован в работе учителями
школ, преподавателями вузов и аспирантами.
УДК 811.161.1’374(038)
ББК 81.2Рус-4
ISBN 978-5-9765-1872-8
© Жаркова Т.И., Сороковых Г.В., 2014
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
2
Стр.2
колонтитул
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .............................................................................................................7
Раздел 1. Общемировые тенденции модернизации современного
языкового образования .......................................................................................9
1.1. Сущностная характеристика процесса мировой
глобализации ..................................................................................................9
1.2. Специфика современного иноязычного образования ....................12
Раздел 2. Методика как теория обучения иностранным языкам ..............40
2.1. Объект и предмет методики ....................................................................40
2.2. Связь методики с другими науками .....................................................43
2.3. Приёмы, методы и система обучения иностранным языкам .......52
Раздел 3. Принципы обучения иностранным языкам ..................................60
3.1. Дидактические принципы ........................................................................60
3.2. Общие методические принципы ............................................................71
3.3. Частные методические принципы .........................................................75
Раздел 4. Цели и содержание обучения иностранным языкам ..................80
4.1. Цели обучения иностранным языкам ..................................................80
4.2. Содержание обучения иностранным языкам ....................................86
4.3. Знания, навыки и умения как компонент
содержания обучения ................................................................................88
Раздел 5. Средства обучения .................................................................................98
5.1. Технические средства обучения .............................................................98
5.2. Учебник иностранного языка ................................................................114
5.3. Учебно-методический комплект ..........................................................120
Раздел 6. Проблема упражнений ............................................................................122
6.1. Упражнение как единица обучения ....................................................122
6.2. Классификация упражнений ................................................................125
6.3. Типы и система упражнений .................................................................129
Раздел 7. Формирование произносительных навыков .....................................132
Раздел 8. Формирование лексических навыков .................................................137
Раздел 9. Формирование грамматических навыков ..........................................159
Раздел 10. Обучение аудированию ........................................................................160
5
Стр.5
колонтитул
Раздел 11. Обучение говорению .............................................................................164
Раздел 12. Обучение чтению ...................................................................................177
Раздел 13. Обучение письму ....................................................................................183
Раздел 14. Подходы и технологии обучения иностранным языкам ...........195
Раздел 15. Урок иностранного языка .....................................................................236
Раздел 16. Контроль в обучении иностранным языкам ....................................241
Раздел 17. Самостоятельная работа и самообразование ............................261
Раздел 18. Внеклассная работа по иностранному языку ...........................268
Раздел 19. Учитель в процессе инновационного обучения .......................277
Раздел 20. Из истории методов обучения иностранному языку .............287
Литература ..................................................................................................................301
6
Стр.6