УДК 372.8:811.611
ББК 74.268.1Рус
Е30
Е30
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс : пособие
для учителя / Н.В. Егорова. – 2-е изд., эл. – 1 файл
pdf : 305 с. – Москва : ВАКО, 2022. – (В помощь школьному
учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-06149-5
Поурочные разработки составлены в соответствии с учебником
по русскому языку для общеобразовательных учреждений авторов
М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Проксвещение),
входящему в действующий федеральный перечень учебницов.
Издание содержит подробные конспекты уроков с указанием их
наиболее сложных вопросовелей, планируемых результатов и методических приёмов, разбором и характерных ошибок. Предложены различные
типы заданий, в том числе диктанты, лингвистические разминки,
практикумы, тесты, индивидуальные задания. Даны рекомендации
по написанию изложений и сочинений.
Издание адресовано учителям, студентам педагогических вузов и
колледжей.
Подходит к учебникам «Русский язык»: в составе УМК Т.А. ЛаУДК
372.8:811.611
ББК 74.268.1Рус
ки по русскому языку. 7 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. –Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработМосква
: ВАКО, 2022. – 304 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-06099-3. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
дыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 2019–2022 гг.
выпуска.
ISBN 978-5-408-06149-5
© ООО «ВАКО», 2022
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
У р о к 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение . . . . . . . . . . . . . 12
УУ р о к 4. Лексикология и фразеология. Лексический разбор слова . . . 17
р о к 3. Синтаксический разбор предложения. Пунктуация .
Пунктуационный разбор предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
р о к 6. Словообразование и орфография . Морфемный
и словообразовательный разбор слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
У р о к 5. Фонетика и орфография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
У р о к и 7, 8. Морфология и орфография. Морфологический
разбор слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
У р о к 9. Практикум по теме «Морфология и орфография.
Морфологический разбор слова» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
р о к 11. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного
в 5–6 классах» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
р о к 1. Русский язык как развивающееся явление . . . . . . . . . . . . . . . 9
УПовторение изученного в 5–6 классах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
УУ р о к 10. Развитие речи. Описание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
УТекст и стили речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
У р о к 12. Текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
У р о к 13. Практикум по теме «Текст» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
У р о к 14. Диалог как текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
У р о к 15. Функциональные разновидности языка . . . . . . . . . . . . . . . . 44
У р о к 16. Публицистический стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
р о к 17. Контрольная работа по темам «Повторение изученного
в 5–6 классах», «Текст и стили речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
У р о к 18. Развитие речи. Публичное выступление . . . . . . . . . . . . . . . 50
Морфология и орфография. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Причастие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
У р о к 19. Причастие как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
У р о к 20. Склонение причастий и правописание гласных
в падежных окончаниях причастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
У р о к и 21, 22. Причастный оборот. Выделение причастного
оборота запятыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
У р о к 23. Развитие речи. Описание внешности человека . . . . . . . . . . 58
Стр.300
300
Содержание
УУ р о к 24. Действительные и страдательные причастия . . . . . . . . . . . . 61
У р о к 25. Краткие и полные страдательные причастия . . . . . . . . . . . 63
р о к 26. Действительные причастия настоящего времени .
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего
времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
У р о к 27. Действительные причастия прошедшего времени . . . . . . . 66
У р о к 28. Практикум по теме «Действительные причастия
настоящего и прошедшего времени» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
У р о к 29. Развитие речи. Изложение с использованием
причастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
У р о к 30. Страдательные причастия настоящего времени .
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего
времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
У р о к 31. Страдательные причастия прошедшего времени . . . . . . . . 73
У р о к 32. Гласные перед н в полных и кратких страдательных
причастиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
У р о к и 33, 34. Две буквы н в суффиксах полных страдательных
в причастий прошедшего времени. Одна и две буквы н
суффиксах отглагольных прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
У р о к 35. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных
причастий и отглагольных прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
У р о к и 36, 37. Развитие речи. Употребление страдательных
причастий прошедшего времени в речи. Выборочное
изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
У р о к 38. Морфологический разбор причастия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
У р о к 39. Контрольный диктант по теме «Причастие.
Причастный оборот» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
У р о к и 40. Слитное и раздельное написание не с причастиями . . . . 90
У р о к 41. Буква ё после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени и отглагольных
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
У р о к 42. Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию
внешности человека (с использованием причастий) . . . . . . . . . . . 95
УУ р о к и 43, 44. Обобщение по теме «Причастие» . . . . . . . . . . . . . . . . 98
р о к 45. Контрольный диктант по теме «Причастие.
Правописание причастий» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
р о к 47. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Деепричастие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
УУ р о к 46. Деепричастие как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
У р о к 48. Раздельное написание не с деепричастиями . . . . . . . . . . . 107
У р о к 49. Деепричастия несовершенного вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
УУ р о к 50. Деепричастия совершенного вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
р о к 51. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине
С. Григорьева «Вратарь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
р о к 53. Обобщение по теме «Деепричастие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
УУ р о к 52. Морфологический разбор деепричастия . . . . . . . . . . . . . . 117
Стр.301
Содержание
301
У р о к 54. Контрольный диктант по теме «Деепричастие» . . . . . . . . 120
УНаречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
У р о к 55. Наречие как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
У р о к 56. Разряды наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
У р о к 57. Степени сравнения наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
У р о к 58. Морфологический разбор наречия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
р о к и 59, 60. Слитное и раздельное написание не с наречиями
на -о и -е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
У р о к 61. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных
наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
УУ р о к 62. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е . . . . . . . . . . . . . . 137
У р о к 63. Контрольный диктант по теме «Наречие» . . . . . . . . . . . . . 138
У р о к 64. Развитие речи. Описание действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
У р о к 65. Буквы о и е после шипящих на конце наречий . . . . . . . . . 141
У р о к 66. Буквы о и а на конце наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
р о к 67. Развитие речи. Описание картины Е. Широкова
«Друзья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
р о к 70. Практикум по теме «Дефис между частями слова
в наречиях» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
УУ р о к и 68, 69. Дефис между частями слова в наречиях . . . . . . . . . . 146
У р о к 71. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях ,
образованных от существительных и количественных
(собирательных) числительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
р о к 75. Контрольный диктант по теме «Наречие.
Правописание наречий» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
У р о к 72. Мягкий знак после шипящих на конце наречий . . . . . . . 154
У р о к 73. Обобщение по теме «Наречие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
УУ р о к 74. Практикум по теме «Наречие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Текст и стили речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
УНаучный стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
У р о к 76. Учебно-научная речь. Отзыв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
р о к и 77, 78. Учебный доклад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Морфология и орфография. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
УКатегория состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
У р о к 79. Категория состояния как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
У р о к 80. Категория состояния и другие части речи . . . . . . . . . . . . . 167
р о к 81. Развитие речи. Употребление слов категории состояния
в художественной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
У р о к 82. Морфологический разбор слова категории состояния . . . 172
У р о к 83. Обобщение по теме «Категория состояния» . . . . . . . . . . . 173
У р о к 84. Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие»,
«Категория состояния» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
УСлужебные части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
р о к 85. Самостоятельные и служебные части речи . . . . . . . . . . . . 175
УПредлог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
У р о к 86. Предлог как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
р о к 87. Употребление предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Стр.302
302
Содержание
УУ р о к 88. Производные и непроизводные предлоги . . . . . . . . . . . . . 181
р о к 89. Простые и составные предлоги. Морфологический
разбор предлога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
У р о к 90. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине
А. Сайкиной «Детская спортивная школа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
У р о к 91. Слитное и раздельное написание производных
предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
У р о к 92. Контрольная работа по теме «Предлог» . . . . . . . . . . . . . . . 193
УСоюз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
У р о к 93. Союз как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
р о к 94. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные
и подчинительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
У р о к 95. Развитие речи . Употребление сочинительных
и подчинительных союзов в художественной речи . . . . . . . . . . . . 199
У р о к 96. Запятая между простыми предложениями в союзном
сложном предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
УУ р о к 97. Сочинительные союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
У р о к 98. Подчинительные союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
р о к 99. Морфологический разбор союза. Подготовка
к сочинению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
У р о к 100. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы . . . . . 211
УУ р о к 101. Обобщение по теме «Союз» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
У р о к 102. Контрольный урок по темам «Предлог», «Союз» . . . . . . 215
р о к 103. Контрольный диктант по темам «Предлог», «Союз» . . . 216
Частица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
УУ р о к 104. Частица как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
У р о к 105. Разряды частиц. Формообразующие частицы . . . . . . . . . 219
У р о к 106. Смыслоразличительные частицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
У р о к 107. Раздельное и дефисное написание частиц . . . . . . . . . . . . 223
р о к 108. Развитие речи. Устное сочинение по картине
И. Глазунова «Плёс» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
р о к 112. Практикум по теме «Различение частицы не
и приставки не-» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
У р о к и 109, 110. Морфологический разбор частицы .
Отрицательные частицы не и ни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
У р о к 113. Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному
сюжету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
У р о к 114. Частица ни, приставка ни-, союз ни… ни . . . . . . . . . . . . . . 235
УУ р о к 115. Обобщение по теме «Частица» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
р о к 116. Контрольный диктант по теме «Частица» . . . . . . . . . . . . 238
Междометие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
УУ р о к 117. Междометие как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
р о к 118. Морфологический разбор междометия. Дефис
в междометиях . Знаки препинания при междометиях . . . . . . . . . 241
У р о к 119. Производные междометия. Звукоподражательные
слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
УУ р о к 111. Различение частицы не и приставки не- . . . . . . . . . . . . . . 230
Стр.303
Содержание
303
У р о к 120. Междометия и другие части речи . Междометия
в языке художественной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
р о к и 123, 124. Разделы науки о русском языке. Текст и стили
речи . Учебно-научная речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
У р о к 121. Обобщение по теме «Междометие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
У р о к 122. Итоговый тест по теме «Служебные части речи» . . . . . . 250
УПовторение и систематизация изученного в 5–7 классах . . . . . . . . 251
УУ р о к 125. Фонетика. Графика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
У р о к 126. Лексикология и фразеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
У р о к 127. Морфемика. Словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
У р о к 128. Морфология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
У р о к 129. Орфография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
У р о к 130. Синтаксис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
У р о к 131. Пунктуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
У р о к 132. Итоговый контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
У р о к 133. Итоговый тест по программе 7 класса . . . . . . . . . . . . . . . 266
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Индивидуальные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Приложение 2. Диктанты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
Приложение 3. Изложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Приложение 4. Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
р о к и 134, 135. Интегрированные уроки «О стрекозах,
нимфах и адмиралах» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
У р о к 136. Итоги учебного года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Стр.304