С. В. Коваленко, Л. К. Ермолаева ПСИХОЛОГИЯ в схемах Учебное пособие •ФЛИНТА• С. В. Коваленко, Л. К. Ермолаева ПСИХОЛОГИЯ в схемах Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 32:303.732.4(075.8) ББК 88.3 К56 Научный редактор - кандидат психологических наук, ст. преподаватель Т.Б. Крюкова Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Н. В. Попель (ФГБОУВПО «Ивановский государственный университет»); кандидат психологических наук, доцент М. Б. Клейман (ФГБОУВПО «Ивановский государственный химикотехнологический университет») К56 Коваленко С. В. <...> ISBN 978-5-9765-1991-6 «Психология в схемах» является самостоятельным учебным пособием, позволяющим студентам технических специальностей рассмотреть все изучаемые в курсе «Психология» вопросы через комплекс структурно-логических схем. <...> Системный комплекс структурно-логических схем дает возможность студентам соотнести физиологические, психологические и социальные факторы в процессе становления и развития личности. <...> 14 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ . <...> 15 БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ . <...> 47 ФИЗИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАТКИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА . <...> 54 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ55 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ . <...> Структурно - логические схемы позволяют эффективно развивать способности студентов к синтезу и анализу сложной информации. <...> Совокупность структурно-логических схем позволяет студентам самостоятельно оценить альтернативные источники. <...> При этом преподаватель, ведущий семинарские занятия, указав необходимую литературу, может дать задание студентам по разработке альтернативных схем для выявления сущности рассматриваемых процессов или явлений. <...> В результате изучения дисциплины студент должен: знать: – основные научные школы, концепции психологии; – предмет, методы и основные категории психологии; – основные психологические <...>
Психология_в_схемах_(1).pdf
УДК 32:303.732.4(075.8)
ББК 88.3
К56
Научный редактор - кандидат психологических наук,
ст. преподаватель Т.Б. Крюкова
Рецензенты:
кандидат психологических наук, доцент Н. В. Попель
(ФГБОУВПО «Ивановский государственный университет»);
кандидат психологических наук, доцент М. Б. Клейман
(ФГБОУВПО «Ивановский государственный химикотехнологический
университет»)
К56
Коваленко С. В.
Психология в схемах [Электронный ресурс] : учеб.
пособие / С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева. – 2-е изд.,
стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 88 с.
ISBN 978-5-9765-1991-6
«Психология в схемах» является самостоятельным учебным
пособием, позволяющим студентам технических специальностей рассмотреть
все изучаемые в курсе «Психология» вопросы через комплекс
структурно-логических схем. Значение этого комплекса заключается в
необходимости формирования системного знания студентов о психологических
процессах самоорганизации личности и различных групп в
динамике их внешних и внутренних противоречий. Системный комплекс
структурно-логических схем дает возможность студентам соотнести
физиологические, психологические и социальные факторы в процессе
становления и развития личности.
Работа предназначена для студентов, изучающих курс психологии,
и всех, интересующихся данными проблемами.
УДК 32:303.732.4(075.8)
ББК 88.3
ISBN 978-5-9765-1991-6
© С. В. Коваленко,
Л.К. Ермолаева, 2012
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. СТРУКТУРНО - ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И ИХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРСКИХ
ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ ......................................................... 6
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ ......................................... 10
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ........................................ 11
ДОНАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ....................................................... 12
НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ............................................................. 13
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ПСИХИКИ ................................................ 14
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ .................................................. 15
БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗИТИИ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ .................................................. 16
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ............. 17
ЕСТЕСТВЕНО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ................................................................... 18
ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА СООТНОШЕНИЕ
ГЕНЕТИКИ И ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ......................................... 19
ГЕНЕТИКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИКИ ...... 20
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХИЧЕСКОЙ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ......................................... 21
ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ И ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА ............................. 22
ОЩУЩЕНИЯ .................................................................................... 23
ФУНКЦИИ ОЩУЩЕНИЙ ............................................................... 24
ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ ....................................................................... 25
СИЛА ОЩУЩЕНИЙ ........................................................................ 26
ВОСПРИЯТИЕ .................................................................................. 27
СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ ........................................................... 28
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ......................................... 29
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ............................................................... 30
ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ПСИХИКИ ................................ 31
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИЙ ......................... 32
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЭМОЦИЙ ............................. 33
ЧУВСТВА .......................................................................................... 34
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ .......... 35
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ......... 36
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ .................... 37
ВИДЫ ВНИМАНИЯ ......................................................................... 38
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ ............................................................... 39
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ............. 40
3
Стр.3
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ .................................................................. 41
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАМЯТИ .......................... 42
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ .............................. 43
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ .................. 44
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ ............................................ 45
МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ................... 46
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА ................... 47
ФИЗИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАТКИ КАК
ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА ................... 48
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ХАРАКТЕРА ..................................................................................... 49
СУЩНОСТЬ ХАРАКТЕРА И ЕГО ЧЕРТЫ ................................... 50
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ .............................. 51
СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ......................................... 52
ИНТЕЛЛЕКТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ .... 53
БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ ....................................................................................... 54
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ55
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ .................................................... 56
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ ........................... 57
ПРИЗНАКИ ГРУППЫ ...................................................................... 58
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП .......................................................... 59
ТИПЫ МАЛЫХ ГРУПП КАК СИСТЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.................................................... 60
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНИХ ГРУПП ......................................... 61
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
БОЛЬШИХ ГРУПП ........................................................................... 62
РОЛЬ И СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ ................................... 63
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППАХ ............................................... 64
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ ................................. 65
СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ. ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ ............. 66
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ............................................... 67
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.......................................... 68
СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ .. 69
СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ. ИНТЕРАКТИВНЫЙ АСПЕКТ .......... 70
КОНФЛИКТЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ......................... 71
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ .................................................................... 72
СТРУКТУРА КОНФЛИКТА............................................................ 73
4
Стр.4
ФАЗЫ КОНФЛИКТА . ...................................................................... 74
МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ . .................................. 75
ТРАДИЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА ......................... 76
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА .................. 77
ЛИДЕР – СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ . ............................................. 78
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ЛИДЕРОВ .............. 79
ФУНКЦИИ ЛИДЕРА . ....................................................................... 80
СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ................. 81
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА . ............................................................. 82
КРИЗИС МЕХАНИСТИЧЕСКИХ ПРАКТИК УПРАВЛЕНИЯ
РАБОТНИКАМИ . ............................................................................. 83
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ . ............................... 84
АДАПТИВНЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ . .................................. 85
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ........................... 86
Стр.5