Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Стиль… Стиль… Стиль… (143,00 руб.)

0   0
Первый авторДемидова Е. Б.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц118
ID315959
АннотацияВ пособии представлен материал по всем пяти функциональным стилям современного русского литературного языка, включая художественный. Здесь средства языка всех уровней (фонетика, лексика, словообразование, морфология и синтаксис) оцениваются с точки зрения их изобразительно-выразительных возможностей в ткани произведения. Теоретический материал является достаточным для анализа представленных образцов различных стилей речи. Для аудиторного и самостоятельного анализа предлагаются материалы из средств массовой коммуникации разных направлений (газет, журналов, радио, телевидения), а также тексты русской классической и современной литературы – поэтические и прозаические. Основная задача книги – развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении в различных сферах деятельности. Материал пособия может использоваться для написания выпускных квалификационных работ иностранных студентов.
Кому рекомендованоПособие предназначено для иностранных студентов продвинутого этапа обучения и может быть использовано при изучении аспекта «Стилистика» в практике преподавания РКИ.
ISBN978-5-4263-0050-7
УДК811.161.1-38(075.8)
ББК81.411.2-96.7
Демидова, Е.Б. Стиль… Стиль… Стиль… : учеб. пособие / Е.Б. Демидова .— Москва : Издательство Прометей, 2011 .— 118 с. — ISBN 978-5-4263-0050-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/315959 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Здесь средства языка всех уровней (фонетика, лексика, словообразование, морфология и синтаксис) оцениваются с точки зрения их изобразительно-выразительных возможностей в ткани произведения. <...> Для аудиторного и самостоятельного анализа предлагаются материалы из средств массовой коммуникации разных направлений (газет, журналов, радио, телевидения), а также тексты русской классической и современной литературы – поэтические и прозаические. <...> 19 Упражнения: анализ языковых особенностей документов официально-делового стиля, написание по образцам документов различного рода, наблюдение элементов данного стиля в произведениях художественной литературы. <...> Лексические средства языка в художественной речи на примерах произведений С. А. Есенина, А. И. Куприна, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. <...> Функциональные стили языка получили такое название потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя. <...> В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые выступают преимущественно в письменной форме речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи. <...> Писатели в своих произведениях используют все многообразие языковых средств, так что художественная речь не представляет собой системы однородных языковых явлений. <...> Напротив, художественная речь лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, ее специфика зависит от особенностей индивидуально-авторских стилей. <...> Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде»1 Каждый функциональный стиль представляет собой слож. ную систему, охватывающую все языковые уровни: произно1 Виноградов В. В. <...> Словообразование книжной речи отличается обилием книжных суффиксов (сущность, корректура, восклицание <...>
Стиль…_Стиль…_Стиль…_Учебное_пособие.pdf
УДК 378(075.8):811.161.1-38 ББК 81.411.2-96.7 Д 304 Д 304 Демидова Е. Б. Стиль... Стиль... Стиль...: Учебное пособие. – М.: МПГУ, 2011. – 118 с. Пособие предназначено для иностранных студентов продвинутого этапа обучения и может быть использовано при изучении аспекта «Стилистика» в практике преподавания РКИ. В пособии представлен материал по всем пяти функциональным стилям современного русского литературного языка, включая художественный. Здесь средства языка всех уровней (фонетика, лексика, словообразование, морфология и синтаксис) оцениваются с точки зрения их изобразительно-выразительных возможностей в ткани произведения. Теоретический материал является достаточным для анализа представленных образцов различных стилей речи. Для аудиторного и самостоятельного анализа предлагаются материалы из средств массовой коммуникации разных направлений (газет, журналов, радио, телевидения), а также тексты русской классической и современной литературы – поэтические и прозаические. Основная задача книги – развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении в различных сферах деятельности. Материал пособия может использоваться для написания выпускных квалификационных работ иностранных студентов. ISBN 978-5-4263-0050-7 © Е. Б. Демидова, 2011 © МПГУ, 2011 © Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОНЯТИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЯХ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА..............................5 Упражнения: нелитературные варианты национального русского языка, диалекты, просторечие.................................6 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЯХ........................................7 2.1. Книжные стили русского языка. Общие языковые особенности.........................................................................7 2.1.1. Научный стиль: лексика, морфология и синтаксис научного стиля...................................10 Упражнения: лингвистический анализ текстов научного стиля речи................................................16 2.1.2. Официально-деловой стиль, его лексические, словообразовательные и грамматические особенности..............................................................19 Упражнения: анализ языковых особенностей документов официально-делового стиля, написание по образцам документов различного рода, наблюдение элементов данного стиля в произведениях художественной литературы..................................23 2.1.3. Публицистический стиль: стандарты публицистического стиля, эмоциональный синтаксис..................................................................26 Упражнения: анализ газетных материалов........34 2.2. Разговорный стиль.........................................................40 Упражнения: словообразовательные, лексические и синтаксические особенности разговорного стиля....47 2.3. Обобщающие упражнения.............................................55 3. ВОПРОС О ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ РЕЧИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКЕ. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ............57 3.1. Основные виды тропов....................................................58 Упражнения.....................................................................65 I. Звук как средство создания образности на примере «Песни о Буревестнике» М. Горького...65
Стр.3
II. Звуковая организация поэзии А. С. Пушкина.......67 III. Использование средств словообразования в стилистических целях. Анализ отрывков из произведений Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.....................................................69 IV. Лексические средства языка в художественной речи на примерах произведений С. А. Есенина, А. И. Куприна, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова......74 V. Синтаксис художественной речи на примерах произведений Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, И. А. Бунина, А. П. Чехова.......................................81 4. СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ...............95 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................116
Стр.4