Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русская литература XIX-XX веков: историософский текст (275,00 руб.)

0   0
Первый авторБражников И. Л.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц240
ID315928
АннотацияВ монографии предложено целостное рассмотрение историософского текста русской культуры начиная от первых летописей до литературы ХХ в. В русском историософском тексте особо выделены эсхатологическое измерение, являющееся его ключевым параметром, и скифский сюжет, в котором наиболее тесно и показательно переплелись главные темы литературы и общественной мысли России Нового времени. «Скифство» синтезировало русскую культуру Х–XIX вв., преодолело ее роковую полярность (западничество – славянофильство). Одно только это обстоятельство делает скифский сюжет магистральным в культуре первой четверти XX в. Автор исследования приходит к заключению о том, что русская литература историософична. Вплоть до XX в. русская историософия не конструируется, но составляет единый историософский текст, который является неразрывной частью христианской эсхатологии. Общая смысловая динамика историософского текста: от эсхатологической идеи богоизбранности Русской земли через историософию Третьего Рима к усилению эсхатологического напряжения к концу XIX в., которое разрешается революцией. Революция – это апокалипсис (откровение) русской истории, смысл которого предстоит еще осознать.
Кому рекомендованоКнига адресована филологам, культурологам, преподавателям русской литературы и отечественной истории, студентам, а также всем интересующимся русской культурой, литературой ХХ в., интеллектуальной историей России.
ISBN978-5-4263-0037-8
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2=411.2)-02
Бражников, И.Л. Русская литература XIX-XX веков: историософский текст : монография / И.Л. Бражников .— Москва : Издательство Прометей, 2011 .— 240 с. — Библиогр.: с. 208-218 .— ISBN 978-5-4263-0037-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/315928 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В русском историософском тексте особо выделены эсхатологическое измерение, являющееся его ключевым параметром, и скифский сюжет, в котором наиболее тесно и показательно переплелись главные темы литературы и общественной мысли России Нового времени. <...> «Скифство» синтезировало русскую культуру Х–XIX вв., преодолело ее роковую полярность (западничество – славянофильство). <...> Вплоть до XX в. русская историософия не конструируется, но составляет единый историософский текст, который является неразрывной частью христианской эсхатологии. <...> Революция – это апокалипсис (откровение) русской истории, смысл которого предстоит еще осознать. <...> Книга адресована филологам, культурологам, преподавателям русской литературы и отечественной истории, студентам, а также всем интересующимся русской культурой, литературой ХХ в., интеллектуальной историей России. <...> Утопизм и апокалиптизм в церковном расколе XVII в. <...> Образ истории в поэме А. А. Блока «Двенадцать» и стихотворении М. А. Волошина «Северовосток» . <...> Т. В. Николаева утверждает, что впервые вводит термин «историософская поэзия» в своей диссертации, давая этому понятию следующее определение: «Историософская поэзия – философско-религиозное содержание стихотворений о Родине,. правомерная часть развития русской литературы, объединяющая в себе лучшие черты философской и гражданской поэзии»8 . <...> Историософский текст (ИТ) – это коммуникативная система, знаками в которой являются исторические события. <...> Но историософские концепции не возникают в одночасье, история как живой опыт противится произвольному конструированию. <...> Для нас принципиально то, что вплоть до начала XX в. русская историософия не конструируется. <...> Мы увидим, что предметом этой мысли, прежде всего, являются сама история, ее цели и конечные судьбы, то есть эсхатология. <...> Историософия – это целостная концепция истории на основе определенного миропонимания15 . <...> Конечно, историософия – это всегда интерпретация, но это <...>
Русская_литература_XIX-XX_веков_историософский_текст._Научная_монография.pdf
УДК 821.161.1 ББК 83.3(2=411.2)-02 Б871 Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Газизова А. А. доктор филологических наук, профессор Минералова И. Г. Б871 Бражников И. Л. Русская литература XIX–XX веков: историософский текст: Монография. – М.: МПГУ, 2011. – 240 с. В монографии предложено целостное рассмотрение историософского текста русской культуры начиная от первых летописей до литературы ХХ в. В русском историософском тексте особо выделены эсхатологическое измерение, являющееся его ключевым параметром, и скифский сюжет, в котором наиболее тесно и показательно переплелись главные темы литературы и общественной мысли России Нового времени. «Скифство» синтезировало русскую культуру Х–XIX вв., преодолело ее роковую полярность (западничество – славянофильство). Одно только это обстоятельство делает скифский сюжет магистральным в культуре первой четверти XX в. Автор исследования приходит к заключению о том, что русская литература историософична. Вплоть до XX в. русская историософия не конструируется, но составляет единый историософский текст, который является неразрывной частью христианской эсхатологии. Общая смысловая динамика историософского текста: от эсхатологической идеи богоизбранности Русской земли через историософию Третьего Рима к усилению эсхатологического напряжения к концу XIX в., которое разрешается революцией. Революция – это апокалипсис (откровение) русской истории, смысл которого предстоит еще осознать. Книга адресована филологам, культурологам, преподавателям русской литературы и отечественной истории, студентам, а также всем интересующимся русской культурой, литературой ХХ в., интеллектуальной историей России. ISBN 978–5-4263–0037–8 © È. Ë. Бражников, 2011 © ÌÏÃÓ, 2011 © Оформление. Издательство «Ïðîìåòåé», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 5 ГЛАВА 1. ОТ ЭСХАТОЛОГИИ К УТОПИИ ..........................................................10 1.1. «Смысл истории»: метафизика и семиотика ................................10 1.2. Критический и аналитический подходы к историософии ............................................................................16 1.3. «Новые люди» Русской земли и «последние времена» .................................................................20 1.4. Эсхатология Третьего Рима ...........................................................28 1.5. «Открытый Апокалипсис» и контроль над будущим ...................42 1.6. Утопизм и апокалиптизм в церковном расколе XVII в. ...............45 1.7. Пространство и время в «Повести и взыскании о граде сокровенном Китеже» ..................................................................51 1.8. Апокалиптический утопизм Просвещения (Н. М. Карамзин и П. Я. Чаадаев) ...............................................55 ГЛАВА 2. СКИФСКИЙ СЮЖЕТ: ИСТОКИ .........................................................64 2.1. Понятие «скифства» ......................................................................64 2.2. «Великая Скуфь» и «дикие скифы» ...............................................66 2.3. «Скифская война» ..........................................................................71 2.4. Скифы и «Русский характер» (Н. И. Гнедич, А. С. Пушкин) ..............................................................................75 2.5. Миф о «естественном человеке» и романтическая концепция народности ................................................................79 2.6. Скифская идиллия (В. В. Капнист, В. Г. Тепляков)......................82 2.7. «Скифство» и «номадизм»: скифы, цыгане и казаки ...................85 2.8. Романтический скиталец и скифы ................................................88 2.9. «Скифство» как «почвенничество» («Родина» М. Ю. Лермонтова) ....................................................91 2.10. Русский почвенный социализм А. И. Герцена ..........................93 2.11. Русские скифы А. Блока ..............................................................97 ГЛАВА 3. ИСТОРИОСОФСКИЙ ТЕКСТ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ..............101 3.1. Революция как Апокалипсис ......................................................101 3.2. «Конец века» ................................................................................109
Стр.3
3.3. Эсхатологическая литература второй половины XIX в. .............110 3.4. Революционный апокалиптизм начала ХХ в..............................124 3.5. «Мистическая поэма» как историософский текст .....................133 3.6. Образ истории в поэме А. А. Блока «Двенадцать» и стихотворении М. А. Волошина «Северовосток» ..................141 3.7. Семантика сюжетной композиции поэмы «Двенадцать» ..........150 3.8. Генеалогия образа Исуса Христа в поэме «Двенадцать» .............156 ГЛАВА 4. АПОКАЛИПСИС ТРЕТЬЕГО РИМА ..................................................171 4.1. Реализованная утопия и открытый Апокалипсис ......................171 4.2. Утопический хронотоп ...............................................................172 4.3. Новый Иерусалим и «Единое Государство» ...............................174 4.4. Апокалипсис Василия Розанова .................................................177 4.5. Пародийный апокалипсис в повести М. Булгакова «Роковые яйца» ..........................................................................183 4.6. «Третий Рим» и петербургский Содом ........................................195 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................207 ИСТОЧНИКИ ..........................................................................................208 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................210 ПРИМЕЧАНИЯ .......................................................................................219
Стр.4