В русском историософском тексте особо выделены эсхатологическое измерение, являющееся его ключевым параметром, и скифский сюжет, в котором наиболее тесно и показательно переплелись главные темы литературы и общественной мысли России Нового времени. <...> «Скифство» синтезировало русскую культуру Х–XIX вв., преодолело ее роковую полярность (западничество – славянофильство). <...> Вплоть до XX в. русская историософия не конструируется, но составляет единый историософский текст, который является неразрывной частью христианской эсхатологии. <...> Революция – это апокалипсис (откровение) русской истории, смысл которого предстоит еще осознать. <...> Книга адресована филологам, культурологам, преподавателям русской литературы и отечественной истории, студентам, а также всем интересующимся русской культурой, литературой ХХ в., интеллектуальной историей России. <...> Утопизм и апокалиптизм в церковном расколе XVII в. <...> Образ истории в поэме А. А. Блока «Двенадцать» и стихотворении М. А. Волошина «Северовосток» . <...> Т. В. Николаева утверждает, что впервые вводит термин «историософская поэзия» в своей диссертации, давая этому понятию следующее определение: «Историософская поэзия – философско-религиозное содержание стихотворений о Родине,. правомерная часть развития русской литературы, объединяющая в себе лучшие черты философской и гражданской поэзии»8 . <...> Историософский текст (ИТ) – это коммуникативная система, знаками в которой являются исторические события. <...> Но историософские концепции не возникают в одночасье, история как живой опыт противится произвольному конструированию. <...> Для нас принципиально то, что вплоть до начала XX в. русская историософия не конструируется. <...> Мы увидим, что предметом этой мысли, прежде всего, являются сама история, ее цели и конечные судьбы, то есть эсхатология. <...> Историософия – это целостная концепция истории на основе определенного миропонимания15 . <...> Конечно, историософия – это всегда интерпретация, но это <...>
Русская_литература_XIX-XX_веков_историософский_текст._Научная_монография.pdf
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2=411.2)-02
Б871
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор Газизова А. А.
доктор филологических наук, профессор Минералова И. Г.
Б871
Бражников И. Л. Русская литература XIX–XX веков:
историософский текст: Монография. – М.: МПГУ, 2011.
– 240 с.
В монографии предложено целостное рассмотрение историософского
текста русской культуры начиная от первых летописей
до литературы ХХ в. В русском историософском тексте
особо выделены эсхатологическое измерение, являющееся его
ключевым параметром, и скифский сюжет, в котором наиболее
тесно и показательно переплелись главные темы литературы
и общественной мысли России Нового времени.
«Скифство» синтезировало русскую культуру Х–XIX вв.,
преодолело ее роковую полярность (западничество – славянофильство).
Одно только это обстоятельство делает скифский
сюжет магистральным в культуре первой четверти XX в.
Автор исследования приходит к заключению о том, что
русская литература историософична. Вплоть до XX в. русская
историософия не конструируется, но составляет единый историософский
текст, который является неразрывной частью христианской
эсхатологии. Общая смысловая динамика историософского
текста: от эсхатологической идеи богоизбранности
Русской земли через историософию Третьего Рима к усилению
эсхатологического напряжения к концу XIX в., которое разрешается
революцией. Революция – это апокалипсис (откровение)
русской истории, смысл которого предстоит еще осознать.
Книга адресована филологам, культурологам, преподавателям
русской литературы и отечественной истории, студентам,
а также всем интересующимся русской культурой, литературой
ХХ в., интеллектуальной историей России.
ISBN 978–5-4263–0037–8
© È. Ë. Бражников, 2011
© ÌÏÃÓ, 2011
© Оформление. Издательство «Ïðîìåòåé», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 5
ГЛАВА 1.
ОТ ЭСХАТОЛОГИИ К УТОПИИ ..........................................................10
1.1. «Смысл истории»: метафизика и семиотика ................................10
1.2. Критический и аналитический подходы
к историософии ............................................................................16
1.3. «Новые люди» Русской земли
и «последние времена» .................................................................20
1.4. Эсхатология Третьего Рима ...........................................................28
1.5. «Открытый Апокалипсис» и контроль над будущим ...................42
1.6. Утопизм и апокалиптизм в церковном расколе XVII в. ...............45
1.7. Пространство и время в «Повести и взыскании о граде
сокровенном Китеже» ..................................................................51
1.8. Апокалиптический утопизм Просвещения
(Н. М. Карамзин и П. Я. Чаадаев) ...............................................55
ГЛАВА 2.
СКИФСКИЙ СЮЖЕТ: ИСТОКИ .........................................................64
2.1. Понятие «скифства» ......................................................................64
2.2. «Великая Скуфь» и «дикие скифы» ...............................................66
2.3. «Скифская война» ..........................................................................71
2.4. Скифы и «Русский характер» (Н. И. Гнедич,
А. С. Пушкин) ..............................................................................75
2.5. Миф о «естественном человеке» и романтическая
концепция народности ................................................................79
2.6. Скифская идиллия (В. В. Капнист, В. Г. Тепляков)......................82
2.7. «Скифство» и «номадизм»: скифы, цыгане и казаки ...................85
2.8. Романтический скиталец и скифы ................................................88
2.9. «Скифство» как «почвенничество»
(«Родина» М. Ю. Лермонтова) ....................................................91
2.10. Русский почвенный социализм А. И. Герцена ..........................93
2.11. Русские скифы А. Блока ..............................................................97
ГЛАВА 3.
ИСТОРИОСОФСКИЙ ТЕКСТ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ..............101
3.1. Революция как Апокалипсис ......................................................101
3.2. «Конец века» ................................................................................109
Стр.3
3.3. Эсхатологическая литература второй половины XIX в. .............110
3.4. Революционный апокалиптизм начала ХХ в..............................124
3.5. «Мистическая поэма» как историософский текст .....................133
3.6. Образ истории в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
и стихотворении М. А. Волошина «Северовосток» ..................141
3.7. Семантика сюжетной композиции поэмы «Двенадцать» ..........150
3.8. Генеалогия образа Исуса Христа в поэме «Двенадцать» .............156
ГЛАВА 4.
АПОКАЛИПСИС ТРЕТЬЕГО РИМА ..................................................171
4.1. Реализованная утопия и открытый Апокалипсис ......................171
4.2. Утопический хронотоп ...............................................................172
4.3. Новый Иерусалим и «Единое Государство» ...............................174
4.4. Апокалипсис Василия Розанова .................................................177
4.5. Пародийный апокалипсис в повести М. Булгакова
«Роковые яйца» ..........................................................................183
4.6. «Третий Рим» и петербургский Содом ........................................195
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................207
ИСТОЧНИКИ ..........................................................................................208
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................210
ПРИМЕЧАНИЯ .......................................................................................219
Стр.4