Предлагаемая книга вполне научна, но она не научный трактат,
составленный по канонам светской науки. <...> Читатель встречает подборку эссе, объединённых идеей системного осмысления главных сущностных качеств человека, рассматриваемого как универсум,
как неотъемлемая часть всемирного бытия, отражающая в себе бытие мира. <...> О борьбе с грехом говорят больше, чем о делах любви. <...> Избавление от грехов открывает их
во всём великолепии
Главное в человеке — образ и подобие Бога, существующие не как
факт, а в виде потенции, которую
можно реализовать и тем восстановить Богоподобие
Основное дело земной жизни христианина — борьба с грехами, которые есть препятствие к спасению
души, что не отменяет желательности творения дел любви
Основное дело зеной жизни христианина мирянина — исполнение
заповеди Иисуса Христа о любви к
ближнему, потому что дела любви
вытесняют грехи, что не отменяет
необходимости покаяния
Действия Бога трактуются как мало Действия Бога совершаются с учёзависимые от воли человека
том человеческой воли, которую Бог
зачастую ставит впереди Своей
Изложение ведётся простым доступным языком с примерами и
аналогиями, но не опускается до примитивного упрощенчества и активно использует научную и богословскую лексику. <...> Ментальный процесс
На основе рассудочной мыслительной деятельности человек принимает множество решений, и жизнь наша складывается в некоторой
зависимости от того, как мы мыслим. <...> Мышление, или ментальный процесс
(от лат. mentalis — умственный), трактуется обычно как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщением
и опосредованным отражением действительности ([13], с. <...> Для этого мы развиваем сложившиеся представления о
МП, дополняя их собственными взглядами, вводим понятие «результат» МП, обсуждаем критерии эффективности МП, а сам МП рассматриваем как информационный процесс. <...> Сущность и составляющие ментального процесса
15
Результат МП выступает его <...>
Человек_в_мире.pdf
Михайлов Ярослав Всеволодович — православный
христианин. Во Святом Крещении —
Георгий.
Профессиональный преподаватель с 44-х летним
стажем работы в вузах, кандидат технических
наук, доцент Московского Социальногуманитарного
института (Егорьевский филиал).
Активно сотрудничает в системе повышения
квалификации руководителей, специалистов,
предпринимателей и преподавателей.
Автор большого числа печатных работ, в том
числе монографии «Эффективный менеджмент»
(2001), учебника «Управление персоналом»
(2005) и др.
Сфера научных интересов — теория управления,
управленческая психология, управление
персоналом.
Хобби — религиоведение, путешествия, фотография,
поэзия. В 1996 году опубликовал сборник
стихов «Живой час».
Я. В. МИХАЙЛОВ
ЧЕЛОВЕК
В МИРЕ
Я. В. МИХАЙЛОВ
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ
Стр.1
Я. В. МИХАЙЛОВ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОСКВА 2010
Стр.2
���
87
� 76
� 76
�������� �. �.
������� � ����. — �.: ����� ���������� ��������,
2010. — 344 �.
ISB N 978-5-9551-0370-9
����� ��������� ��������� ���������������, �����������
� ������������ ����������� ������������. ������������
��������� ��������� ���������� ����� � �������� � ���, �
��������� ������� ����������� ��������� ������ ������� ����������
� �������������-���������� ����� �����. ���������
���� ������������, ���� — ������ ���������, �� ��� ���
������������� � ������ ����������������� �������, �����������
�� ������������ ����������. ���������� �������
������������ — ��� ���� ����������, �������������� � �����
������ ������������ ��������� ��������� ����� ��������.
����� �� ����� ��������. ��� ���������� ����� ��������,
���, ��� ���� ����� ����� � �� �������� �����������
�������������, ��� ��������� «������� ������ ����» � ������
���������� ���. ����� ����� ���� ����� ��������� �����,
������������ ��������� ������������, ����������, ����������,
��������� � ��������������.
� ���������� ��������� ����������� �������,
����������� �. �. ���������� �� ������� ������
��� 87
ISBN 978-5-9551-0370-9
© �. �. ��������, 2010 �������������
© ����� ���������� ��������, 2010
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
К ЧиТаТЕлЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Часть I
Ментальный процесс
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 1.1. Сущность и составляющие ментального процесса . . 13
1.1.1. Постановка проблемы исследования . . . . . . . . . . . . . 13
1.1.2. атрибуты ментального процесса . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.1.3. Эффективность ментального процесса. . . . . . . . . . . . 16
Глава 1.2. Информационная база ментального процесса . . . . . 17
1.2.1. Предметный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.2.2. Факторы влияния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.2.3. Чувственное и рациональное в человеке. . . . . . . . . . . 22
Глава 1.3. Технологии мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.3.1. Примитивное и простое мышление . . . . . . . . . . . . . 27
1.3.2. Стратегия эффективного мышления . . . . . . . . . . . . . 30
1.3.3. Континуум ментального процесса . . . . . . . . . . . . . . 37
1.3.4. Ситуативность мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Послесловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Часть II
Гипотетическая онтология
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Глава 2.1. Познание полноты мироздания . . . . . . . . . . . . . . 44
2.1.1. онтологические концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
2.1.2. аксиоматичность и субъективность знания . . . . . . . . . 46
2.1.3. Диалектический метод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2.1.4. Пределы разума . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Глава 2.2. Модель всемирного бытия. . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.2.1. Время и пространство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.2.2. Гипотетические миры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
2.2.3. относительность представлений . . . . . . . . . . . . . . . 57
Глава 2.3. Планы бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.3.1. иерархия представлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.3.2. Представления и смерть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
7
Стр.4
4
Содержание
Глава 2.4. Дух и духовность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.4.1. Смысл духовности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.4.2. Духовные существа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
2.4.3. Символы невидимого мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
2.4.4. Духовность и энергетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Послесловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Часть III
Христианство как образ жизни
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Глава 3.1. Бог как понятие и сущность. . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.1.1. Этимология и семантика слова «Бог» . . . . . . . . . . . . 81
3.1.2. христианское богословие и массовидные представления .
. 82
3.1.3. Как ощутить Бога? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
3.1.4. Духовные бомжи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
3.1.5. Един ли Бог? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
3.1.6. Концепции Бога на Западе и Востоке . . . . . . . . . . . . 85
3.1.7. Смысл христианской Троицы . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Глава 3.2. Преодоление твареморфизма . . . . . . . . . . . . . . . 89
Глава 3.3. Христианские атрибуты Бога . . . . . . . . . . . . . . . 92
3.3.1. Бог — Творец (Создатель). . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
3.3.2. Бог есть истина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
3.3.3. Бог — Полнота бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
3.3.4. Бог — Вседержитель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
3.3.5. Бог есть Дух . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
3.3.6. Бог есть любовь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
3.3.7. Бог есть Жизнь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
3.3.8. Бог — личность, Свет, Свобода и Путь . . . . . . . . . . . 98
3.3.9. Бог — Слово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Глава 3.4. Вера и религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
3.4.1. Сущность веры и смысл религии . . . . . . . . . . . . . . . 99
3.4.2. Природа религиозных потребностей . . . . . . . . . . . . . 100
3.4.3. Враги веры — обрядоверие и принуждение . . . . . . . . . 102
3.4.4. Религиозная позиция автора . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Глава 3.5. Проблематика свободы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
3.5.1. Свобода в общественном сознании. . . . . . . . . . . . . . 105
3.5.2. Свобода выбора и абсолютная свобода . . . . . . . . . . . 106
3.5.3. Свобода и Богосыновство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
3.5.4. Свобода как континуум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
3.5.5. Самоценность свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Стр.5
Содержание
5
3.5.6. Разум и свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
3.5.7. Свобода и творчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
3.5.8. Свобода и ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
3.5.9. Воля Божеская и человеческая . . . . . . . . . . . . . . . . 113
3.5.10. Волевой внутриличностный конфликт . . . . . . . . . . . 114
Резюме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Глава 3.6. О грехе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
3.6.1. Сущность греха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
3.6.2. Следствия греха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
3.6.3. Кто спасется?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
3.6.4. Преодоление греха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Глава 3.7. Каузальный принцип бытия . . . . . . . . . . . . . . . 123
3.7.1. Сущность и проявления каузальности . . . . . . . . . . . . 123
3.7.2. область действия причинности. . . . . . . . . . . . . . . . 125
3.7.3. Послесмертное воздаяние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
3.7.4. христианство и «закон» кармы . . . . . . . . . . . . . . . . 127
3.7.5. Несостоятельность идеи реинкарнации душ. . . . . . . . . 128
3.7.6. Промысл Божий в причинно-обусловленном мире . . . . . 130
Глава 3.8. Главное в христианстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
3.8.1. исповедание Бога-Троицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
3.8.2. христоцентризм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
3.8.3. Проповедь любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
3.8.4. обожение человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
3.8.5. общее воскресение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
3.8.6. Таинства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
3.8.7. Молитва. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Послесловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Часть IV
Феномен человека
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Глава 4.1. Структурная антропология . . . . . . . . . . . . . . . . 157
4.1.1. Классификация характеристик человека . . . . . . . . . . . 157
4.1.2. онтология троичного бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
4.1.3. Святым Духом всяка душа живится . . . . . . . . . . . . . 159
4.1.4. Трихотомия человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
4.1.5. иерархия духа, души и тела. . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
4.1.6. «Я»-концепция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Глава 4.2. Сущность человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
4.2.1.Методика анализа проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Стр.6
6
Содержание
4.2.2. Главное в человеке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
4.2.3. Соотношение сущностных свойств человека . . . . . . . . 173
4.2.4. Царство Божие внутрь нас есть . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Глава 4.3. Поведение человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
4.3.1. Методика исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
4.3.2. источники мотиваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
4.3.3. Волевая регуляция поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . 181
4.3.4. Психологическая защита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
4.3.5. Стратегия и направленность поведения . . . . . . . . . . . 188
Глава 4.4. Человек в социуме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
4.4.1. Проявления человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
4.4.2. общество и личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
4.4.3. институт церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
4.4.4. Светская наука и христианское богословие . . . . . . . . . 225
4.4.5. Человек среди людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Глава 4.5. Индивидуально-личностное бытие человека . . . . . . 262
4.5.1. Жизнь и смерть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
4.5.2. Стратегия и тактика личной жизни. . . . . . . . . . . . . . 268
4.5.3. истина и ложь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
4.5.4. Проблематика морали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
4.5.5. Быть или казаться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
Глава 4.6. Актуальные проблемы современности . . . . . . . . . 290
4.6.1. Эра Водолея. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
4.6.2. Перспективы XXI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Послесловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
ЗаКлЮЧЕНиЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
ТЕРМиНолоГиЧЕСКий СлоВаРЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
лиТЕРаТУРа и иСТоЧНиКи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
ПРилоЖЕНиЕ 1.
Некоторые часто встречающиеся мыследогмы. . . . . . . . . 336
ПРилоЖЕНиЕ 2.
Мысли христианина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
ПРилоЖЕНиЕ 3.
о происхождении человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
ПРилоЖЕНиЕ 4.
легенда о Шамбале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
Стр.7