Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Античная литература (385,00 руб.)

0   0
Первый авторНикола М. И.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц366
ID315728
АннотацияМатериал учебного пособия соответствует программе учебной дисциплины «История зарубежной литературы». Каждый раздел пособия включает вступительный комментарий, план занятия, списки обязательной и дополнительной литературы, фрагменты художественных и исследовательских текстов, вопросы и задания, способствующие анализу произведений, вопросы для самоконтроля. Пособие содержит краткий словарь-справочник основных понятий курса, итоговый тест, экзаменационные билеты, темы для рефератов, докладов и сообщений.
ISBN978-5-4263-0070-5
УДК378(075.8):82(091)
ББК83.3(0)32я73
Никола, М.И. Античная литература : учеб. пособие / М.И. Никола .— 3-е изд., доп. — Москва : Издательство Прометей, 2011 .— 366 с. — ISBN 978-5-4263-0070-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/315728 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Древнегреческая трагедия «Орестея» Эсхила как одно из высших достижений жанра . <...> Эпос представлен произведениями древнегреческой литературы – Гомера, Гесиода, Аполлония Родосского, и римской литературы – Вергилия. <...> Особое внимание должно быть уделено Гомеру не только потому, что каждый из эпических авторов соотносил свое творение с гомеровской традицией, но и в силу полноты эллинского мировосприятия, отраженного в гомеровских поэмах, а также их особого гуманистического пафоса, заданного всей последующей европейской культуре. <...> Древнегреческая лирика должна быть представлена в основных своих видах (декламационная, вокальная – сольная и хоровая) с выделением наиболее ярких авторов (Архилох, Солон, Феогнид, Сапфо, Алкей, Анакреонт, Пиндар), с непременным освещением явлений, ставших в лирике основой для последующих традиций (сапфическая строфа, алкеева строфа, анакреонтика, пиндарическая ода). <...> При рассмотрении собственно литературных явлений преимущественное внимание отводится александрийской поэзии и новоаттической комедии. <...> Указанные темы важны и для подготовки перехода к рассмотрению литературы Рима, поскольку молодая римская литература будет в значительной степени опираться на опыт александрийской поэзии (разработанные ее представителями жанры элегии, идиллии, эпиллия и т.д.) и бытовую комедию Менандра. <...> . Для более подробного рассмотрения обычно выделяется роман Лонга «Дафнис и Хлоя», связываемый с процессом 11 становления римской литературы уже версией о своем возникновении. <...> Так, к примеру, при изучении римской паллиаты важно увидеть ее связь с традицией новоаттической комедии и в то же время подчеркнуть заметно усилившийся и обогатившийся арсенал комедийных средств, разработанный римскими комедиографами. <...> При рассмотрении, к примеру, творчества Вергилия важно связать его ранние поэмы («Буколики», «Георгики») с традициями Феокрита, Гесиода, а «Энеиду» – с традициями эпоса Гомера <...>
Античная_литература._Учебное_пособие.pdf
УДК 378(075.8):82(091) ББК 83.3(0)32я73 Н631 Н631 Никола М. И. Античная литература: Учебное пособие. – 3-е изд., дополн. – М.: МПГУ, 2011. – 366 с. Материал учебного пособия соответствует программе учебной дисциплины «История зарубежной литературы». Каждый раздел пособия включает вступительный комментарий, план занятия, списки обязательной и дополнительной литературы, фрагменты художественных и исследовательских текстов, вопросы и задания, способствующие анализу произведений, вопросы для самоконтроля. Пособие содержит краткий словарь-справочник основных понятий курса, итоговый тест, экзаменационные билеты, темы для рефератов, докладов и сообщений. ISBN 978-5-4263-0070-5 © Н. М. Никола, 2011 © МПГУ, 2011 © Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
Содержание Введение. Концепция курса .....................................................................7 Практические занятия по курсу «Античная литература» ..............15 Методические рекомендации ................................................................15 Занятия 1–2. Древнегреческая мифология ...........................................20 Вступительный комментарий..............................................................20 Примерный план занятия 1 ....................................................................25 Литература ..................................................................................................26 Примерный план занятия 2 ....................................................................26 Литература ..................................................................................................27 Материалы к занятиям 1–2.....................................................................27 Задание 1. М. Эдиаде. Опыт определения понятия «миф» .......27 Задание 2. М. Гаспаров. Боги свои и боги чужие ........................29 Задание 3. А. С. Пушкин. Батюшкову ............................................36 Задание 4. А. А. Фет. Зевс ..................................................................37 Задание 5. В. Брюсов. Орфей и Эвридика .....................................38 Проверь себя! .............................................................................................40 Занятие 3. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС ........................................................41 Вступительный комментарий..............................................................41 Примерный план занятия .......................................................................44 Литература ..................................................................................................45 Материалы к занятию ..............................................................................45 Задание 1. «Илиада». Песнь XVIII. Описание щита Ахилла .........45 Задание 2. «Илиада». Песнь XXIV. Приам в ставке Ахилла ..........49 Задание 3. Одиссея. Песнь XIX (фрагмент) ..................................54 Задание 4. Е. М. Мелетинский. От архаического эпоса к классическому (фрагмент) ..................................................57 Задание 5. А. Ф. Лосев. Принципы стиля Гомера ........................60 Задание 6. С. Вейль. «Илиада», или Поэма о Силе; С. Аверинцев. Предисловие к эссе С. Вейль ......................68 Задание 7. «Илиада». Песнь II ..........................................................86 Задание 8. О. Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» .........................................................................94
Стр.3
Задание 9. Э. М. Форстер. Небесный омнибус (фрагмент) ...........95 Проверь себя! .............................................................................................98 Занятие 4. Древнегреческая трагедия «Орестея» Эсхила как одно из высших достижений жанра ..........................99 Вступительный комментарий ...........................................................99 Примерный план занятия .....................................................................104 Литература ................................................................................................104 Материалы к занятию ............................................................................104 Задание 1. «Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV).................104 Задание 2. «Орестея» («Хоэфоры». Эписодии III) ....................110 Задание 3. «Орестея» («Эвмениды». Коммос II) ........................114 Задание 4. Ф. Роше. О постановке «Орестеи» ............................115 Задание 5. О. Мандельштам. «Где связанный и пригвожденный стон?» ......................................................117 Проверь себя! ...........................................................................................118 Занятие 5. «Поэтика» Аристотеля .........................................................119 Вступительный комментарий............................................................119 Примерный план занятия .....................................................................123 Литература ................................................................................................123 Материалы к занятию ............................................................................123 Задание 1. Аристотель. «Поэтика» (фрагменты) .......................123 Задание 2. Б. Рассел. Мудрость Запада. Афины .........................130 Задание 3. А. Ф. Лосев. А. А. Тахо-Годи. Аристотель. Жизнь и смысл (фрагменты) ...............................................134 Проверь себя! ...........................................................................................140 Занятие 6. Древнеаттическая комедия Аристофана .......................141 Вступительный комментарий............................................................141 Примерный план занятия .....................................................................145 Литература ................................................................................................146 Материалы к занятию ............................................................................146 Задание 1. «Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II) .................146 Задание 2. «Лягушки» (Агон) .........................................................153 Задание 3. М. Гаспаров. Комедия судит трагедию .....................171 Задание 4. В. Дюрант. Художник и мыслитель (фрагмент).....174 Задание 5. А. Боннар. Смех Аристофана (фрагмент) ...............176 Проверь себя! ...........................................................................................179 Занятие 7. Римский эпос. «Энеида» Вергилия ...................................180 Вступительный комментарий............................................................180
Стр.4
Примерный план занятия .....................................................................183 Литература ................................................................................................183 Материалы к занятию ............................................................................184 Задание 1. «Энеида». Книги IV и VI (фрагменты) ....................184 Задание 2. С. А. Ошеров. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия ..............................................................195 Задание 3. В. Топоров. Эней – человек судьбы ..........................198 Задание 4. Ф. Зелинский. Из жизни идей. Мотив разлуки (фрагмент) ...................................................202 Задание 5. А. Ахматова. «Не пугайся – я еще похожей» ..........210 Задание 6. И. Бродский. Дидона и Эней ......................................211 Задание 7. Т. Элиот. Что такое классика? (фрагмент) ..............212 Проверь себя! ...........................................................................................223 Занятие 8. Римская лирика и ее жанры ...............................................224 Вступительный комментарий .........................................................224 Примерный план занятия .....................................................................227 Литература ...............................................................................................228 Материалы к занятию ............................................................................228 Задание 1. Катулл. Будем, Лесбия, жить, любя друг друга! .....228 Задание 2. Катулл. На смерть воробушка Лесбии; Овидий. На смерть попугая Коринны; М. Гаспаров. Три подступа к поэзии Овидия (фрагмент) ................................................................................229 Задание 3. Гораций. Памятник; Переводы А. П. Семенова-Тян-Шанского, М. Ломоносова, А. А. Фета; Вариации на тему: В. Кюхельбекера, В. Брюсова...............................................232 Задание 4. В. Т. Борухович. Римская поэзия до Горация ........236 Задание 5. И. Бродский. Письмо к Горацию (фрагмент); Гораций. К Постуму; И. Бродский. Письмо к римскому другу (фрагмент) ...............................240 Проверь себя! ...........................................................................................258 Занятие 9. Античный роман ...................................................................259 Вступительный комментарий .........................................................259 Примерный план занятия .....................................................................263 Литература ................................................................................................264 Материалы к занятию ............................................................................264 Задание 1. Лонг. Дафнис и Хлоя (фрагменты) ...........................264 Задание 2. А. Боннар. Греческий роман .......................................267
Стр.5
Задание 3. Петроний. «Сатирикон» (фрагменты) ....................275 Задание 4. Б. И. Ярхо. Предисловие к «Сатирикону» Петрония ............................................................................................285 Задание 5. Г. Буассье. Оппозиция при Цезаре ............................294 Задание 6. И. Стрельникова. «Сатирикон» – бытовой роман Петрония ......................................................................298 Проверь себя! ...........................................................................................301 Занятие 10. Пушкин и античная литература. Пушкин об Овидии ..............................................................................302 Вступительный комментарий .........................................................302 Примерный план занятия .....................................................................312 Литература ................................................................................................312 Материалы к занятию ............................................................................313 Задание 1. Ксенофан. Фокилид. Анакреон. Катулл. Гораций ......................................................................313 Задание 2. А. С. Пушкин. Повесть из римской жизни; Корнелий Тацит. Анналы (фрагмент) ................................315 Задание 3. А. С. Пушкин. Цыганы (фрагмент); К. Стамати. Запись легенды об Овидии ............................320 Задание 4. А. С. Пушкин. К Овидию ............................................322 Задание 5. А. С. Пушкин. Фракийские элегии. Стихотворения Виктора Теплякова, 1836 .........................325 Проверь себя! ...........................................................................................328 Ключи к заданиям «Проверь себя» ....................................................329 Краткий словарь-справочник ..............................................................338 Итоговый тест ..........................................................................................358 Экзаменационные билеты (примерный вариант) ............................................................................360 Темы рефератов, докладов, сообщений.............................................363
Стр.6