Древнегреческая трагедия «Орестея» Эсхила как одно из высших достижений жанра . <...> Эпос представлен произведениями древнегреческой литературы – Гомера, Гесиода, Аполлония Родосского, и римской литературы – Вергилия. <...> Особое внимание должно быть уделено Гомеру не только потому, что каждый из эпических авторов соотносил свое творение с гомеровской традицией, но и в силу полноты эллинского мировосприятия, отраженного в гомеровских поэмах, а также их особого гуманистического пафоса, заданного всей последующей европейской культуре. <...> Древнегреческая лирика должна быть представлена в основных своих видах (декламационная, вокальная – сольная и хоровая) с выделением наиболее ярких авторов (Архилох, Солон, Феогнид, Сапфо, Алкей, Анакреонт, Пиндар), с непременным освещением явлений, ставших в лирике основой для последующих традиций (сапфическая строфа, алкеева строфа, анакреонтика, пиндарическая ода). <...> При рассмотрении собственно литературных явлений преимущественное внимание отводится александрийской поэзии и новоаттической комедии. <...> Указанные темы важны и для подготовки перехода к рассмотрению литературы Рима, поскольку молодая римская литература будет в значительной степени опираться на опыт александрийской поэзии (разработанные ее представителями жанры элегии, идиллии, эпиллия и т.д.) и бытовую комедию Менандра. <...> . Для более подробного рассмотрения обычно выделяется роман Лонга «Дафнис и Хлоя», связываемый с процессом 11 становления римской литературы уже версией о своем возникновении. <...> Так, к примеру, при изучении римской паллиаты важно увидеть ее связь с традицией новоаттической комедии и в то же время подчеркнуть заметно усилившийся и обогатившийся арсенал комедийных средств, разработанный римскими комедиографами. <...> При рассмотрении, к примеру, творчества Вергилия важно связать его ранние поэмы («Буколики», «Георгики») с традициями Феокрита, Гесиода, а «Энеиду» – с традициями эпоса Гомера <...>
Античная_литература._Учебное_пособие.pdf
УДК 378(075.8):82(091)
ББК 83.3(0)32я73
Н631
Н631 Никола М. И. Античная литература: Учебное пособие. –
3-е изд., дополн. – М.: МПГУ, 2011. – 366 с.
Материал учебного пособия соответствует программе учебной
дисциплины «История зарубежной литературы». Каждый раздел
пособия включает вступительный комментарий, план занятия,
списки обязательной и дополнительной литературы, фрагменты
художественных и исследовательских текстов, вопросы и задания,
способствующие анализу произведений, вопросы для самоконтроля.
Пособие содержит краткий словарь-справочник основных
понятий курса, итоговый тест, экзаменационные билеты, темы
для рефератов, докладов и сообщений.
ISBN 978-5-4263-0070-5
© Н. М. Никола, 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
Содержание
Введение. Концепция курса .....................................................................7
Практические занятия по курсу «Античная литература» ..............15
Методические рекомендации ................................................................15
Занятия 1–2. Древнегреческая мифология ...........................................20
Вступительный комментарий..............................................................20
Примерный план занятия 1 ....................................................................25
Литература ..................................................................................................26
Примерный план занятия 2 ....................................................................26
Литература ..................................................................................................27
Материалы к занятиям 1–2.....................................................................27
Задание 1. М. Эдиаде. Опыт определения понятия «миф» .......27
Задание 2. М. Гаспаров. Боги свои и боги чужие ........................29
Задание 3. А. С. Пушкин. Батюшкову ............................................36
Задание 4. А. А. Фет. Зевс ..................................................................37
Задание 5. В. Брюсов. Орфей и Эвридика .....................................38
Проверь себя! .............................................................................................40
Занятие 3. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС ........................................................41
Вступительный комментарий..............................................................41
Примерный план занятия .......................................................................44
Литература ..................................................................................................45
Материалы к занятию ..............................................................................45
Задание 1. «Илиада». Песнь XVIII. Описание щита Ахилла .........45
Задание 2. «Илиада». Песнь XXIV. Приам в ставке Ахилла ..........49
Задание 3. Одиссея. Песнь XIX (фрагмент) ..................................54
Задание 4. Е. М. Мелетинский. От архаического эпоса
к классическому (фрагмент) ..................................................57
Задание 5. А. Ф. Лосев. Принципы стиля Гомера ........................60
Задание 6. С. Вейль. «Илиада», или Поэма о Силе;
С. Аверинцев. Предисловие к эссе С. Вейль ......................68
Задание 7. «Илиада». Песнь II ..........................................................86
Задание 8. О. Мандельштам. «Бессонница. Гомер.
Тугие паруса…» .........................................................................94
Стр.3
Задание 9. Э. М. Форстер. Небесный омнибус (фрагмент) ...........95
Проверь себя! .............................................................................................98
Занятие 4. Древнегреческая трагедия «Орестея»
Эсхила как одно из высших достижений жанра ..........................99
Вступительный комментарий ...........................................................99
Примерный план занятия .....................................................................104
Литература ................................................................................................104
Материалы к занятию ............................................................................104
Задание 1. «Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV).................104
Задание 2. «Орестея» («Хоэфоры». Эписодии III) ....................110
Задание 3. «Орестея» («Эвмениды». Коммос II) ........................114
Задание 4. Ф. Роше. О постановке «Орестеи» ............................115
Задание 5. О. Мандельштам. «Где связанный
и пригвожденный стон?» ......................................................117
Проверь себя! ...........................................................................................118
Занятие 5. «Поэтика» Аристотеля .........................................................119
Вступительный комментарий............................................................119
Примерный план занятия .....................................................................123
Литература ................................................................................................123
Материалы к занятию ............................................................................123
Задание 1. Аристотель. «Поэтика» (фрагменты) .......................123
Задание 2. Б. Рассел. Мудрость Запада. Афины .........................130
Задание 3. А. Ф. Лосев. А. А. Тахо-Годи. Аристотель.
Жизнь и смысл (фрагменты) ...............................................134
Проверь себя! ...........................................................................................140
Занятие 6. Древнеаттическая комедия Аристофана .......................141
Вступительный комментарий............................................................141
Примерный план занятия .....................................................................145
Литература ................................................................................................146
Материалы к занятию ............................................................................146
Задание 1. «Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II) .................146
Задание 2. «Лягушки» (Агон) .........................................................153
Задание 3. М. Гаспаров. Комедия судит трагедию .....................171
Задание 4. В. Дюрант. Художник и мыслитель (фрагмент).....174
Задание 5. А. Боннар. Смех Аристофана (фрагмент) ...............176
Проверь себя! ...........................................................................................179
Занятие 7. Римский эпос. «Энеида» Вергилия ...................................180
Вступительный комментарий............................................................180
Стр.4
Примерный план занятия .....................................................................183
Литература ................................................................................................183
Материалы к занятию ............................................................................184
Задание 1. «Энеида». Книги IV и VI (фрагменты) ....................184
Задание 2. С. А. Ошеров. История, судьба и человек
в «Энеиде» Вергилия ..............................................................195
Задание 3. В. Топоров. Эней – человек судьбы ..........................198
Задание 4. Ф. Зелинский. Из жизни идей.
Мотив разлуки (фрагмент) ...................................................202
Задание 5. А. Ахматова. «Не пугайся – я еще похожей» ..........210
Задание 6. И. Бродский. Дидона и Эней ......................................211
Задание 7. Т. Элиот. Что такое классика? (фрагмент) ..............212
Проверь себя! ...........................................................................................223
Занятие 8. Римская лирика и ее жанры ...............................................224
Вступительный комментарий .........................................................224
Примерный план занятия .....................................................................227
Литература ...............................................................................................228
Материалы к занятию ............................................................................228
Задание 1. Катулл. Будем, Лесбия, жить, любя друг друга! .....228
Задание 2. Катулл. На смерть воробушка Лесбии;
Овидий. На смерть попугая Коринны;
М. Гаспаров. Три подступа к поэзии Овидия
(фрагмент) ................................................................................229
Задание 3. Гораций. Памятник;
Переводы А. П. Семенова-Тян-Шанского,
М. Ломоносова, А. А. Фета; Вариации на тему:
В. Кюхельбекера, В. Брюсова...............................................232
Задание 4. В. Т. Борухович. Римская поэзия до Горация ........236
Задание 5. И. Бродский. Письмо к Горацию (фрагмент);
Гораций. К Постуму; И. Бродский.
Письмо к римскому другу (фрагмент) ...............................240
Проверь себя! ...........................................................................................258
Занятие 9. Античный роман ...................................................................259
Вступительный комментарий .........................................................259
Примерный план занятия .....................................................................263
Литература ................................................................................................264
Материалы к занятию ............................................................................264
Задание 1. Лонг. Дафнис и Хлоя (фрагменты) ...........................264
Задание 2. А. Боннар. Греческий роман .......................................267
Стр.5
Задание 3. Петроний. «Сатирикон» (фрагменты) ....................275
Задание 4. Б. И. Ярхо. Предисловие к «Сатирикону»
Петрония ............................................................................................285
Задание 5. Г. Буассье. Оппозиция при Цезаре ............................294
Задание 6. И. Стрельникова. «Сатирикон» – бытовой
роман Петрония ......................................................................298
Проверь себя! ...........................................................................................301
Занятие 10. Пушкин и античная литература.
Пушкин об Овидии ..............................................................................302
Вступительный комментарий .........................................................302
Примерный план занятия .....................................................................312
Литература ................................................................................................312
Материалы к занятию ............................................................................313
Задание 1. Ксенофан. Фокилид. Анакреон.
Катулл. Гораций ......................................................................313
Задание 2. А. С. Пушкин. Повесть из римской жизни;
Корнелий Тацит. Анналы (фрагмент) ................................315
Задание 3. А. С. Пушкин. Цыганы (фрагмент);
К. Стамати. Запись легенды об Овидии ............................320
Задание 4. А. С. Пушкин. К Овидию ............................................322
Задание 5. А. С. Пушкин. Фракийские элегии.
Стихотворения Виктора Теплякова, 1836 .........................325
Проверь себя! ...........................................................................................328
Ключи к заданиям «Проверь себя» ....................................................329
Краткий словарь-справочник ..............................................................338
Итоговый тест ..........................................................................................358
Экзаменационные билеты
(примерный вариант) ............................................................................360
Темы рефератов, докладов, сообщений.............................................363
Стр.6