ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БУЛАТОВА Г.А.
ГИМАЗОВ Р.М.
СТЕПАНОВА Г.А.
СИСТЕМА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В СРЕДНЕМ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Сургут – 2014
Стр.1
УДК 37.037.1(07)
ББК 74.005.5я73
Б 90
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Рецензент:
Доктор педагогических наук, профессор,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ,
главный научный сотрудник лаборатории
проблем физического воспитания и этнопедагогики
Сургутского государственного педагогического университета
Шаймарданов Р.Х.
Булатова, Г. А.
Б 90 Система здоровьесберегающего сопровождения в среднем
и высшем образовании на основе деятельностного подхода :
учеб. пособие / Булатова Г. А., Гимазов Р. М., Степанова Г. А. ;
ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; под общ.
ред. Г. А. Булатовой. – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 133, [1] с.
Учебное пособие предназначено для слушателей курсов повышения
квалификации направлению 050100 «Образование и педагогика».
Может быть рекомендовано магистрантам указанного направления,
учителям практикам, преподавателям вузов, работникам социальной
сферы, всем занимающимся вопросами сохранения здоровья подрастающего
поколения.
УДК 37.037.1(07)
ББК 74.005.5я73
© Булатова Г.А., Гимазов Р.М., Степанова Г.А., 2014
© Сургутский государственный педагогический университет, 2014
2
Стр.2
«ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ,
ВЕДУЩИЙ К ЗНАНИЮ –
ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Б. Шоу
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Актуальность изучения системы здоровьесберегающего сопровождения
в среднем и высшем образовании на основе деятельностного
подхода заключатся в том, что новые социальные запросы определяют
новые цели образования и стратегию его развития. Во введении к Концепции
государственного стандарта общего образования написано: «Развитие
личности – смысл и цель современного образования... Новыми
нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что
требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные
проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества».
Современный социум предъявляет крупнейший социальный
заказ науке и образованию – заказ на поиск путей сохранения российского
этноса, его здоровья, его трудовой и репродуктивной достаточности.
И этот заказ по предотвращению национальной катастрофы
не может быть обращен только в сторону педагогической науки и
практического здравоохранения. По данным Всемирной Организации
Здравоохранения здоровье человека обеспечивается усилиями медицины
лишь на 8-10% (Устав ВОЗ) и в большей степени (до 50-55%)
зависит от того образа жизни, который ведет сам человек. В свою очередь,
образ жизни формируется, главным образом, посредством культурологической
направленности воспитания и образования. Поэтому
социальный заказ на формирование здоровья и здоровый образ жизни
(ЗОЖ) адресован, в первую очередь, педагогической общественности,
институту семьи, работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных
школ, средних и высших учебных заведений, работникам
физической культуры.
Практика показывает, что существующая система образования
нередко приводит к ухудшению состояния здоровья детей и молодежи.
Реальную картину состояния здоровья усугубляет также отсутствие
у большинства руководителей и педагогов образовательных учреждений
специальных знаний и умений диагностики состояния здоровья
учащихся, организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими
различный уровень здоровья.
В связи с этим, одной из приоритетных задач модернизации
образования должно стать умение сохранения и укрепления здоровья
участниками образовательного процесса, умение формировать ценности
здоровья и здорового образа жизни.
4
Стр.4
Новые современные ФГОС устанавливают требования к результатам
обучающихся. Одно из них – метапредметное, включающее освоение
обучающимися универсальных учебных действий (познавательных,
регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В решении этих проблем помогает деятельностный подход к обучению
как старших школьников, так и студентов.
Технологию деятельностного метода можно эффективно использовать
в организации учебной деятельности как старших школьников,
так и студентов. На этом этапе повышается интерес к учению,
так как складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее
место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой
к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный
смысл и становятся действенными. Студент начинает сознавать, что
накопленный опыт решения здоровьесберегающих ситуаций поможет
ему в будущем решать и жизненные проблемы.
Используя технологию деятельностного подхода в системе здоровьесберегающего
сопровождения среднего и высшего образования
педагог может создать необходимые условия для развития личности
ученика, способной успешно адаптироваться в жизненном пространстве.
В основе Федеральных государственных образовательных стандартов
нового поколения лежит системно-деятельностный подход,
который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
Цель учебного пособия – формирование системы знаний,
умений и навыков, связанных с особенностями здоровьесбережения
на основе деятельностного подхода в системе повышения квалификации
как базы для развития общекультурных и общепрофессиональных
компетенций.
Задачи:
формирование знаний основ классических методов здоровьесберегающего
сопровождения учебного процесса на основе деятельностного
подхода в образовательных учреждениях;
5
Стр.5
формирование навыков применения здоровьесберегающих
технологий при решении профессиональных задач на основе деятельностного
подхода в образовательных учреждениях.
Курс «Здоровьесберегающее сопровождение образовательного
процесса учащихся на основе деятельностного подхода» рекомендуется
для педагогов образовательных учреждений в системе курсов повышения
квалификации.
Учебное пособие направлено на реализацию требований профессионального
стандарта к педагогу, в части выполнения трудовых
функций направленных на осуществление процесса здоровьесбережения
в образовательном учреждении:
1. Общепедагогическая функция. Обучение.
Трудовые действия:
участие в разработке и реализации программы развития образовательной
организации в целях создания безопасной и комфортной
образовательной среды;
систематический анализ эффективности учебных занятий и
подходов к обучению;
организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений,
текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной
программы обучающимися.
Необходимые умения:
разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов развития
личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
использовать и апробировать специальные подходы к обучению
в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся,
в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;
организовывать различные виды внеурочной деятельности.
Необходимые знания:
основы методики преподавания, основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации, регламентирующих образовательную деятельность
в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам
обучения и воспитания детей и молодежи.
6
Стр.6
2. Воспитательная деятельность.
Трудовые действия:
формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного
образа жизни.
Необходимые умения:
управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся
в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебнопознавательную
деятельность;
сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими
специалистами в решении воспитательных задач.
Необходимые знания:
научное представление о результатах образования, путях их
достижения и способах оценки;
основы методики воспитательной работы, основные принципы
деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических
технологий.
3. Развивающая деятельность.
Трудовые действия:
освоение и применение психолого-педагогических технологий
(в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными
контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые
дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, детимигранты,
дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети
с девиациями поведения, дети с зависимостью;
взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического
консилиума;
освоение и адекватное применение специальных технологий
и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую
работу.
Необходимые умения:
разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные
маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные
образовательные программы с учетом личностных
и возрастных особенностей обучающихся.
7
Стр.7
4. Трудовая функция.
Трудовые действия:
участие в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды образовательной организации через обеспечение
безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия
ребенка в период пребывания в образовательной организации
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
знать:
основные понятия и методы теории здоровьесбережения на основе
деятельностного подхода в среднем и высшем образовании как
базы для развития общекультурных и общепрофессиональных компетенций;
классические методы деятельностного подхода при планировании
и проведении учебных занятий;
уметь:
решать жизненные задачи с учетом здоровьесбережения
строить образовательный процесс с учётом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
на основе деятельностного подхода
организовать исследовательскую работу учащихся, чтобы
ученики сами умели решать проблемы как не навредить и сохранить
здоровье в той или иной ситуации и сами объяснили, как надо действовать
в новых условиях.
анализировать полученные результаты, формировать выводы
и заключения;
владеть:
материалом, раскрывающим теоретические аспекты системнодеятельностного
подхода и технологию деятельностного метода, как
одного из способов реализации здоровьесберегающего сопровождения
образовательного процесса на практике;
основами создания необходимых условий для развития личности
ученика, способной успешно адаптироваться в жизненном пространстве.
Общая
трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные
единицы – 72 часа.
Формы организации учебного процесса – лекции, практические
занятия, самостоятельная работа.
8
Стр.8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объем часов
В том числе
Наименование
Форма
аттестации
1
1 раздел. Теоретико-методические
основы проблемы здоровьесберегающего
сопровождения учебного
процесса в среднем и высшем образовании
на основе деятельностного
подхода
1.1.
1. Здоровьесберегающее сопровождение
учащихся и студентов, лиц
с ограниченными возможностями
здоровья как социально-педагогическая
проблема.
2. Особенности профессии учителя в
системе инклюзивного образования.
3. Основные понятия, принципы,
подходы в здоровьесберегающем
сопровождении.
4. Цель, задачи и организационные
аспекты здоровьесберегающей
деятельности.
5. Основные средства, методы здоровьесберегающей
деятельности.
1.2. Нормативно-правовые, методологические
основы проблемы.
2
20
3
4
4
4
5
6
12 Вводное
тестирование
4
2
–
2
4
2
–
2
9
всего часов
лекции, презентации
практические занятия
дистанционное обучение
Стр.9
1
1.3. Историография проблемы здоровьесберегающего
сопровождения
в образовательном и реабилитационном
процессе
1.4. Социально-педагогические
аспекты проблемы здоровьесберегающего
сопровождения
1.5. Формирование профессиональной
готовности и толерантности у
будущих учителей в процессе обучения
2
раздел. Современные технологии
здоровьесберегающего сопровождения
2.1.
Современные технологии в
образовании учащихся с ОВЗ и
ограниченными возможностями
здоровья
2.2. Индивидуальный тьютор в
системе комплексной реабилитации
инвалидов
3 раздел. Проблема социализации и
здоровья, роль здоровьесберегающего
сопровождения в образовательных
учреждений
3.1. Специфика организации работы
по здоровьесберегающему сопровождению
в условиях образовательных
учреждений, СУЗов и
ВУЗов
3.3. Система комплексного здоровьесберегающего
сопровождения
в учреждениях разного типа
3.4. Роль тьютора, преподавателя,
учителя, специалиста в комплексной
реабилитации
4 раздел. Управление процессом
здоровьесберегающего сопровождения
в образовательном процессе
на основе деятельностного подхода
10
2 3
4 –
4 –
4 –
6 –
2 –
4 –
14 2
4
2
2
(круглый
стол)
–
–
–
–
4
2
8 2
(деловая
игра)
4 –
2 –
22 4
–
2
(круглый
стол)
2
-
16
4
2
4
6
2
4
8
5
2
Продолжение
6
4
Стр.10
1
4.1. Особенности управления процессом
здоровьесберегающего сопровождения
в образовательном процессе
на основе деятельностного
подхода
4.2. Подготовка кадров для осуществления
здоровьесберегающего сопровождения
в образовательном
процессе школьников и студентов
4.3. Формирование профессиональной
готовности кадров по здоровьесберегающему
сопровождению в
образовательном процессе
4.4. Физическая реабилитация как
одна из составляющих здоровьесберегающей
системы. Современные
средства, методы, формы, методики
5 раздел. Оценка эффективности
здоровьесберегающего сопровождения
в образовательном процессе
на основе деятельностного подхода
5.1. Организация деятельности здоровьесберегающего
сопровождения
в образовательном процессе на
основе деятельностного подхода
5.2. Методики оценки деятельности
здоровьесберегающего сопровождения
в образовательном процессе
на основе деятельностного подхода
5.3. Методическое обеспечение здоровьесберегающего
сопровождения
в образовательном процессе на основе
деятельностного подхода
Итоговая аттестация
Итого
2 3
2 –
4
–
5
2
Окончание
6
4 2
–
2
4 –
–
4
12 4
2
10
8 –
2
6
4 –
–
2
2 –
(деловая
игра)
2
2 –
72 10
2
14
–
48
Экзамен
в форме
тестирования
2
4
11
Стр.11
Проблема заключается в том, что существующие научные знания
о путях, формах, способах оздоровления человека, имеющиеся
отдельно в каждой отрасли знания, желаемого результата не дают. Это
обусловлено, с одной стороны, узким подходом к пониманию здоровья
и здорового образа жизни у большинства населения, с другой – не разработанностью
средств и методов обучения основам здорового образа
жизни, формирования мотивации здоровья. Проблема заключается
также и в необходимости перевода знаний о здоровье в конкретную
деятельность, направленную на организацию здорового образа жизни.
В теоретическом плане остается неясным содержание категории «здоровьесбережения»,
хотя данный термин широко используется в научной
литературе. В связи с этим, нужна системная интеграция знаний
и технологий различных отраслей науки (как фундаментального, так и
прикладного характера), основывающаяся на философских, психологических,
педагогических, биологических, социальных механизмах и
закономерностях личностного развития, позволяющая разрешить проблему
формирования культуры здоровья личности, воспитания приоритетов,
здоровья, чувства ответственности за него, обучения навыкам
оздоровительной деятельности, проявляющихся в организации
здорового образа жизни.
Ведущим принципом государственной политики в области образования,
обозначенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»,
провозглашен гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Данное
положение подчеркивает особую значимость здоровья для человека,
его социального и личностного развития, и определяет в этом процессе
ведущую роль образовательных учреждений.
Сегодня объективно необходима разработка научно-обоснованного
подхода к разрешению противоречий, проявивших себя в деятельности
и управлении учебными заведениями общего образования.
Наиболее важными для нашей проблемы являются следующие
противоречия между: общественной потребностью в функционировании
и развитии учреждений образования, где должны развиваться,
воспитываться и обучаться здоровые школьники и отсутствием
здоровьесберегающей организации учебного процесса; востребованностью
учителями и руководителями образовательных учреждений использования
системы здоровьесберегающего сопровождения в среднем
и высшем образовании на основе деятельностного подхода и отсутствием
разработанных педагогических условий управления здоровьесберегающим
процессом. Преодоление этих противоречий связано с не12
Стр.12
обходимостью поиска путей, условий, средств и методов внедрения
здоровьесберегающих технологий; разработкой педагогических условий
управления здоровьесберегающим процессом в начальной школе.
Нами проведено исследование, направленное на разработку и
формирование здоровьесберегающего процесса в общеобразовательной
школе ХМАО, реализующей программу комплексного оздоровления
школьников.
Опираясь на анализ нормативных документов по развитию отечественного
и зарубежного образования, философских, социологических,
психологических и педагогических источников, а также обобщая
опыт функционирования здоровьесберегающего процесса в школе,
мы сделали предположение о том, что успешная реализация здоровьесберегающего
процесса в школе возможна при соблюдении следующих
основных педагогических условий, предусматривающих: реализацию
интеграции образовательной, оздоровительной и развивающей
деятельности; здоровьесберегающее сопровождение и индивидуальную
траекторию развития в зависимости от состояния здоровья,
учебных возможностей и степени социально-психологической адаптированности
детей; формирование здоровьесберегающего процесса
в образовательном учреждении, реализующим программу комплексного
оздоровления школьников; определение критериев эффективности
управления развитием начальной школы с учетом специфики региональной
системы здоровьесбережения населения ХМАО.
Данные условия могут обеспечить продуктивное управление
здоровьесберегающим процессом в школе, в вузе, сохранение здоровья
обучающихся, их учебную успешность, гармонию с самим собой
и окружающим миром, положительные изменения на всех уровнях
функционирования образовательного процесса:
1) на концептуальном уровне – изменение ценностных ориентаций
управления развитием школы как личностно ориентированной,
здоровьесберегающей системы;
2) на нормативном уровне – выбор критериев успешности развития
здоровьесберегающего процесса в школе на основе: образовательного
стандарта, квалификационного стандарта педагогических
работников, здоровьесберегающих образовательных технологий;
3) на процессуальном уровне – поддержку педагогического
творчества, стимулирование образовательных здоровьесберегающих
инициатив педагогов;
4) на методическом уровне – разработку и осуществление программы,
определяющей способы разрешения целостной проблемной
ситуации.
13
Стр.13
Успешность функционирования здоровьесберегающего процесса
в образовательном учреждении обеспечивается появлением у обучающихся
мотивационных тенденций стремления, действия, реализации
и продолжения оздоровительных занятий во внеурочное время.
В своей работе мы опирались на исследования, концепции, теоретические
изыскания ученых:
теория управления педагогическими системами (С.И. Архангельский,
В.П. Беспалько, В.П. Симонов, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова);
теоретические основы планирования учебного процесса
(С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, С.И. Зиновьев, Г.П. Неимущий);
теоретические основы педагогических здоровьесберегающих технологий
(П.Р. Атутов, В.И. Боголюбов, А.Д. Бондаренко, Г.А. Бордовский,
В.А. Вялых, Т.А. Ильина, А.Г. Казакова, М.В. Кларин, М. Кларк,
Н.К. Смирнов, Моисеев, В.С. Лазарев, В.В. Сериков и др.),
программно-целевой подход – Б.П. Голубков, И.С. Ладенко и др.,
Ю.В. Васильев, А.Г. Гостев, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский,
В.С. Лазарев, А.Я. Найн, С.Д. Неверкович, Э.М. Никитин, М.М. Поташник,
А.Д. Сазонов, Г.Н. Сериков, В.П. Симонов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова
и др.;
теория функциональных систем и теория адаптации (П.К. Анохин,
Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон);
теория творческой педагогической деятельности и развивающего
обучения, теория личностно ориентированного обучения, теория
инновационных процессов в сфере образования и воспитания (Н.А. Алексеев,
О.Л. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, В.В. Сериков
и др.);
учение о физическом и психическом развитии детей и подростков
(Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт),
научные рекомендации по социально-педагогической и медицинской
реабилитации детей с нарушениями здоровья (В.Г. Бочарова,
А.Д. Виноградова, В.К. Волкова, Л.М. Шипицина, Г.А. Степанова и
др.); социально-психологические аспекты адаптации (А.А. Бодалев,
Т.А. Балл, Л.П. Гримак, Я.Л. Коломенский, А.И. Леонтьев, А.А. Налчаджаян,
С.Л. Рубенштейн, Ж.Ж. Пиаже);
гуманистическое воспитание и идеи педагогической поддержки
В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского;
проблемы реабилитации детей (С.А. Беличева, Н.П. Вайзман,
В.К. Волкова, П.Б. Газекенова, В.С. Мухина, В.Л. Назаров, Г.М. Рвачева,
Г.А. Степанова); методологическая теория педагогических исследований
(В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский,
А.Я. Найн, В.М. Полонский и др.;
14
Стр.14
исследование педагогических систем (В.У. Агеевец, Н.В. Кузьмина,
Л.М. Кустов, Н.М. Таланчук, Г.П. Щедровицкий и др.);
педагогические инновации (В.Я. Ляудис, В.А. Петровский,
В.И. Слободчиков, П.Г. Щедровицкий и др.).
Основной базой изыскания служили МОУ НШ № 39, МОУ № 6,
№ 19, № 26 г. Сургут. На отдельных этапах опытно-экспериментальной
работы базами исследования являлись МОУ СШ № 2 г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого
автономного округа, поселок городского типа Угут Ханты-Мансийского
автономного округа.
В пособии изучались и анализировались отечественные и зарубежные
литературные источники по проблемам общей и социальной
педагогики, школьного образования, здоровьесбережения, адаптологии,
психологии, психотерапии, диссертационные работы по проблеме
организации здоровьесберегающего процесса в образовательных учреждениях.
Изучен опыт организации работы в области здоровьесбережения
города, округа, региона, а также зарубежный опыт.
Значительное внимание нами было уделено изучению и освоению
деятельности экспериментальных педагогических площадок региональной
системы образования; создавалась материальная база образовательного
учреждения для решения поставленных задач, формировался
коллектив сотрудников и проводилась целевая учеба педагогических
работников базовой экспериментальной площадки в рамках здоровьесберегающей
программы. Определены критерии эффективности управления,
функционирования и развития здоровьесберегающим процессом
в школе и вузе. Педагоги подготавливались к внедрению здоровьесбрегающего
компонента в учебно-воспитательный процесс. Разработана
и реализована система комплексных оздоровительно-образовательных
мероприятий и здоровьесберегающего сопровождения учащихся в условиях
образовательного процесса школы, программа комплексной реабилитации
детей с отклонениями в состоянии здоровья.
15
Стр.15
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .............................................................................................. 4
Глава 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
1.1. Теоретические основы деятельностного подхода и управления
системой здоровьесберегающего процесса в образовании ................... 16
1.2. Понятие, сущность и содержание здоровьесберегающего
сопровождения образовательного процесса
на основе деятельностного подхода ........................................................ 20
1.2.1. Классификационные признаки здоровьесберегающих
образовательных технологий ................................................................... 26
1.3. Педагогические основы сохранения здоровья
и формирования здорового образа жизни обучающихся ...................... 29
1.4. Аналитическая характеристика состояния здоровья учащихся ..... 37
1.4.1. Негативное влияние образовательного процесса
на здоровье школьников .......................................................................... 43
1.4.2. Влияние гиподинамии и особенностей северного региона
Сибири на состояние здоровья и жизнедеятельность учащихся .......... 47
1.4.3. Особенности развития детей школьного возраста
и социально-психологическая характеристика учащихся ..................... 53
1.4.4. Формирование потребности
в физкультурно-оздоровительных занятиях у школьников
как педагогическая проблема .................................................................. 59
Глава 2
СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
2.1. Критерии эффективности педагогических условий формирования
потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях
у школьников ............................................................................................ 67
132
Стр.132
2.2. Модель и педагогические условия формирования потребности
в физкультурно-оздоровительных занятиях у старшеклассников ....... 77
2.2.1. Средства и методы этапа актуализации
и инициации деятельности ....................................................................... 79
2.2.2. Средства и методы этапа целеобразования в системе
здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса ... 82
2.2.3. Средства и методы этапа реализации системы
здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса ... 84
2.2.4. Средства и методы этапа постреализации системы
здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса ... 90
Глава 3
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
К РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
3.1. Формирование профессиональной готовности будущих специалистов
к физкультурно-оздоровительной и рекреационной деятельности
на основе деятельностного подхода ........................................................ 97
3.2. Этапы подготовки специалистов к реализации системы
здоровьесберегающего сопровождения на основе
деятельностного подхода ......................................................................... 108
3.3. Результативность подготовки будущих специалистов
к реализации здоровьесберегающей деятельности ................................ 110
Заключение ……………………………………........................................ 115
Методические рекомендации .................................................................. 119
Список литературы ................................................................................... 121
133
Стр.133