Результаты предыдущей социологической работы заинтересованному читателю известны по ранее изданным книгам: «Киноаудитория на этапе перехода к рынку» (1994), «Под знаком вестернизации (Кино – публика – воздействие)» (1995), «Испытание конкуренцией: отечественное кино и новое поколение зрителей» (1997), «Кино: пути от фильма к зрителю» (1998), «Кино в современном обществе: функции, воздействие, востребованность» (2000), «Кино: реалии и вызовы глобализации» (2002), «Феномен массовости кино» (2004), «Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры» (2005), «Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание» (2006), «Кинопроцесс в коммуникативной перспективе» (2008), «Социокультурная драма кинематографа. <...> При соответствующей постановке дела, кинематограф может стать мощнейшим средством образного выражения и распространения духовного опыта нации, укрепления на этой основе ее социально-психологического стержня – коллективной идентичности как средства единения человека и социума, интеграции общества в целом. <...> Но так сложилось, что к вопросу о коллективной идентичности значительный интерес социальная наука проявила лишь в 1970-1980 гг., а в науке о кино разработка этой проблемы только начинается. <...> Кризис коллективной идентичности, порожденный развитием индивидуализма и другими процессами переходного периода, – реальность, в которой пребывает страна сегодня. <...> Мы говорим именно о потенциальной роли национального кино в формировании коллективной идентичности, в частности, потому, что реально его возможности сильно ограничены аттрактивно-коммуникативной мощью Голливуда. <...> Первая часть – «Социальное регулирование кинопроцесса» – посвящена в основном теоретико-методологическим проблемам. <...> В главе «Механизмы социальной организации кинопроцесса» (М.И. Жабский) рассматривается комплекс вопросов, связанных с социальной технологией производства коллективной идентичности средствами кинематографа в условиях модернизирующейся <...>
Кино_и_коллективная_идентичность_(1).pdf
УДК 778.5.01.067.2
ББК 85.374(2)
К 415
Авторами монографии являются:
доктор социологических наук М.И. Жабский – Введение; ч. I. гл. I; Заключение;
доктор философских наук В.С. Жидков – ч. I. гл. II.;
доктор философских наук Н.А. Хренов – ч. II. гл. I-VII;
доктор философских наук А.И. Антонов – ч. III. гл. I. § 1-4, 6;
доктор философских наук А.И. Антонов
и кандидат социологических наук О.Л. Лебедь – ч. III. гл. I. § 5.
Рецензенты: доктор искусствоведения Н.А. Барабаш,
кандидат исторических наук С.А. Шахов
К 415 Кино и коллективная идентичность /
Под общ. ред. М.И. Жабского – М.: ВГИК, 2013 – 304 с.
ISBN 978-5-87149-162-1
Книга рассчитана на широкий круг исследователей и профессиональных участников кинематографической
жизни современного российского общества. Это итог очередного этапа исследовательской
работы социологов НИИ киноискусства (с 2012 г. – структурное подразделение
Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова).
Конечная цель осуществленной научной работы – поиск путей выхода отечественного кино из
затяжного кризиса и информационно-социологическое обеспечение творческих и управленческих
решений в условиях современной росси йской кинокультуры, под влиянием глобализации
все больше сползающей в русло постнационального развития. Результаты предыдущей
социологической работы заинтересованному читателю известны по ранее изданным книгам:
«Киноаудитория на этапе перехода к рынку» (1994), «Под знаком вестернизации (Кино –
публика – воздействие)» (1995), «Испытание конкуренцией: отечественное кино и новое поколение
зрителей» (1997), «Кино: пути от фильма к зрителю» (1998), «Кино в современном
обществе: функции, воздействие, востребованность» (2000), «Кино: реалии и вызовы глобализации»
(2002), «Феномен массовости кино» (2004), «Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры»
(2005), «Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание» (2006), «Кинопроцесс в коммуникативной
перспективе» (2008), «Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая
летопись (1969-2005 гг.)» (2009), «Кинематограф – зеркало или молот? Кинокоммуникация как
социокультурная практика» (2010), «Социология и кинематограф» (2012), «Кино и его аудитория.
Аналитическая летопись взаимоотношений (1969-2010 гг.)» (2013).
УДК 778.5.01.067.2
ББК 85.374(2)
ISBN 978-5-87149-162-1
© ВГИК, 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................................................................................................... 3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КИНОПРОЦЕССА
Глава I. Механизмы социальной организации кинопроцесса ....................12
§ 1. В силовом поле Голливуда ................................................................................................12
§ 2. Коллективное «мы» и его формирование ....................................................................16
§ 3. Союз рынка, государства и общественности ............................................................20
§ 4. Почему необходимо регулирование «сверху»? .......................................................22
§ 5. Оценка фильма в системе социального контроля ...................................................27
§ 6. «Анатомия» общественной ценности фильма ............................................................28
§ 7. Социальные санкции в пространстве кинопроцесса .............................................29
§ 8. Экскурс в историю регулирования «сверху» .............................................................31
§ 9. Комплексная оценка фильма ...........................................................................................36
§ 10. Общественная наука как фактор модернизации кино в России ....................40
§ 11. Современная проблематика социального регулирования
кинопроцесса ......................................................................................................................44
Глава II. Кино в современной культуре: опыт системного подхода ..........48
§ 1. Искусство как система .......................................................................................................49
§ 2. Кинематограф в системе искусств ................................................................................53
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
КИНО В ФУНКЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ
КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (CASE STUDY)
Глава I. Постановка проблемы:
кино в социально-функциональной перспективе ............................66
§ 1. Российская история как история распада и восстановления империи ..........66
§ 2. Коллективная идентичность как проблема, острота которой
осознается в периоды распада империи ...................................................................68
297
Стр.297
Кино и коллективная идентичность
§ 3. Регресс как признак переходной ситуации и как составная часть
прогресса ................................................................................................................................70
§ 4. Кино в функции формирования и поддержания коллективной
идентичности ..........................................................................................................................72
§ 5. Распад империи как Вызов. Экскурсы в эпохи социальной аномии ................74
§ 6. Социальная аномия рубежа ХIХ-ХХ веков как следствие распада
российской империи и ее исторические прецеденты ...........................................77
§ 7. От констатации социальной аномии к открытию варварства
как внутрицивилизационного феномена .....................................................................81
§ 8. Омассовление как следствие распада имперской идентичности
и популярность кино в этом контексте .........................................................................82
Глава II. Кино как средство массового воздействия и его потенциал
в формировании и поддержании коллективной идентичности ......86
§ 1. Кино как средство массового воздействия ...............................................................86
§ 2. Кино как зрелище. Определение зрелища как социальности
в ее элементарной форме ................................................................................................87
§ 3. Зрелище как объект изучения психологии масс ......................................................90
§ 4. Зрелище как политический и мифологический феномен .....................................92
§ 5. Особенности функционирования зрелища в ситуации социальной
аномии. Социальная аномия как следствие перехода
от традиционного к индустриальному обществу .....................................................94
§ 6. Суггестивный фактор массовой коммуникации. Регрессивный аспект
зрелища как средства массового воздействия ........................................................97
§ 7. Новая коммуникативная ситуация в эпоху омассовления.
С. Эйзенштейн: поиск резервов чувственного мышления ....................................99
§ 8. Ф. Ницше: ранний прогноз о реальности варварства в ХХ веке.................... 101
§ 9. Коммуникативный фактор как предпосылка становления
коллективной идентичности нового типа .................................................................. 103
Глава III. Социально-психологические предпосылки неизбежности
формирования новой коллективной идентичности ...................109
§ 1. Процессы омассовления в российской истории и русская революция
как Реформация по-евразийски .................................................................................. 109
§ 2. Российская ситуация «детерриторизации» с точки зрения постмодерна ........ 110
§ 3. Слагаемые новой коллективной идентичности. Экскурс
в историческую психологию .......................................................................................... 114
298
Стр.298
Содержание
Глава IV. Становление коллективной идентичности в границах
гештальта рабочего ..................................................................................118
§ 1. История культуры ХХ века как выражение гештальта рабочего ..................... 118
§ 2. Культура эпохи «гештальта рабочего»: от индустриализации
к деперсонализации. Деперсонализация как признак новой
коллективной идентичности ........................................................................................... 121
§ 3. Деперсонализация в советском варианте: А. Довженко .................................. 123
§ 4. К вопросу о вкладе рабочего класса в духовную культуру .............................. 129
§ 5. Духовный потенциал городского фольклора в гештальте рабочего
и его роль в формировании новой коллективной идентичности
с помощью экрана ............................................................................................................ 132
Глава V. «Культурные герои» мифа в экранном воплощении.
Трикстерское начало в героях советского кино ..........................136
§ 1. Лиминальный аспект большевистской утопии. Утопия как признак
новой коллективной идентичности.............................................................................. 136
§ 2. Смех и миф как слагаемые новой коллективной идентичности
в ее экранных формах ..................................................................................................... 139
§ 3. Новый герой экрана как трикстер. Смех на экране и его
фольклорное происхождение ....................................................................................... 142
§ 4. Стихия антиповедения на экране: вариант Г. Козинцева и Л. Трауберга ....... 145
§ 5. Культура «гештальта рабочего» на экране: трикстерское начало
в новых культурных героях на экране......................................................................... 148
§ 6. Экранная трикстериада: фильмы А. Довженко и М. Ромма ............................. 151
§ 7. Режиссер советского кино и сопровождающая его аура демиурга
новой идентичности .......................................................................................................... 155
§ 8. Культура «гештальта рабочего»: свертывание процессов
индивидуализации. Ренессанс авантюрных сюжетов на экране
как следствие этого процесса ...................................................................................... 157
Глава VI. Закат либеральной эпохи с присущей ей индивидуализацией.
Трансформация индивидуальных ценностей в контексте
гештальта рабочего ...................................................................................162
§ 1. Становление культуры гештальта рабочего: от индивида к типу.
Отражение этого процесса на экране ..................................................................... 162
§ 2. Кинематограф эпохи «гештальта рабочего»: реабилитация
дионисийского комплекса на российском экране .............................................. 165
§ 3. Политика подхватывает эстафету художественного авангарда.
Политический конструктивизм в жизни и на экране ............................................ 167
299
Стр.299
Кино и коллективная идентичность
§ 4. Вождь как культурный герой. Архетипическое измерение образа вождя
на экране как раздел в психологии масс: вариант М. Чиаурели .................. 171
§ 5. Кино как реабилитация мифологической реальности.
Миф как слагаемое новой коллективной идентичности .................................... 176
Глава VII. Воссоздаваемая кино картина мира как выражение
новой коллективной идентичности ...................................................183
§ 1. Мифологизация истории на экране. История как слагаемое новой
коллективной идентичности ........................................................................................... 183
§ 2. Значимость деяний предков для поддержания и утверждения
коллективной идентичности: вариант Сталина и вариант Гитлера ................ 186
§ 3. Следы оппозиции между модерном и романтизмом в реабилитации
в годы второй мировой войны русской и немецкой национальной идеи ....... 190
§ 4. Религиозные коннотации революции. Политика как светская религия ........ 195
§ 5. Взрыв хилиастического комплекса в русской революции
и его влияние на духовный потенциал советского кино ..................................... 199
§ 6. Образ революции в сознании наших современников
как «неодухотворенного буйства». Стремление режиссеров эпохи
оттепели противостоять утрате кинематографом сакрального начала ........ 202
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
ТЕЛЕКИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ
КАРТИНА СЕМЕЙНОГО МИРА
Глава I. Репрезентация семьи и брака в кинопрограммах телевидения ....210
§ 1. Вступительные замечания ............................................................................................... 210
§ 2. Исторические изменения института семьи и необходимость
их учета в современной кинопродукции .................................................................. 214
§ 3. Семейные изменения и цели семейно-демографической политики,
их отражение в общественном мнении .................................................................... 227
§ 4. Методология социологического анализа внесемейной направленности
теле- и кинофильмов ....................................................................................................... 239
§ 5. Результаты контент-анализа образов брака и семьи в отечественной
кинотелепродукции ........................................................................................................... 246
Приложение ......................................................................................................................278
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................293
300
Стр.300