Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Кино и коллективная идентичность (283,00 руб.)

0   0
АвторыЖабский М. И.
ИздательствоМ.: ВГИК
Страниц302
ID621679
АннотацияКнига рассчитана на широкий круг исследователей и профессиональных участников кинематографической жизни современного российского общества. Это итог очередного этапа исследовательской работы социологов НИИ киноискусства (с 2012 г. – структурное подразделение Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова). Конечная цель осуществленной научной работы – поиск путей выхода отечественного кино из затяжного кризиса и информационно-социологическое обеспечение творческих и управленческих решений в условиях современной российской кинокультуры, под влиянием глобализации все больше сползающей в русло постнационального развития. Результаты предыдущей социологической работы заинтересованному читателю известны по ранее изданным книгам: «Киноаудитория на этапе перехода к рынку» (1994), «Под знаком вестернизации (Кино – публика – воздействие)» (1995), «Испытание конкуренцией: отечественное кино и новое поколение зрителей» (1997), «Кино: пути от фильма к зрителю» (1998), «Кино в современном обществе: функции, воздействие, востребованность» (2000), «Кино: реалии и вызовы глобализации» (2002), «Феномен массовости кино» (2004), «Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры» (2005), «Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание» (2006), «Кинопроцесс в коммуникативной перспективе» (2008), «Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969-2005 гг.)» (2009), «Кинематограф – зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика» (2010), «Социология и кинематограф» (2012), «Кино и его аудитория. Аналитическая летопись взаимоотношений (1969-2010 гг.)» (2013).
ISBN978-5-87149-162-1
УДК778.5.01.067.2
ББК85.374(2)
Кино и коллективная идентичность : [монография] / ред. М.И. Жабский .— Москва : ВГИК, 2013 .— 302 с. — Библиогр. в конце глав .— ISBN 978-5-87149-162-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/621679 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Результаты предыдущей социологической работы заинтересованному читателю известны по ранее изданным книгам: «Киноаудитория на этапе перехода к рынку» (1994), «Под знаком вестернизации (Кино – публика – воздействие)» (1995), «Испытание конкуренцией: отечественное кино и новое поколение зрителей» (1997), «Кино: пути от фильма к зрителю» (1998), «Кино в современном обществе: функции, воздействие, востребованность» (2000), «Кино: реалии и вызовы глобализации» (2002), «Феномен массовости кино» (2004), «Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры» (2005), «Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание» (2006), «Кинопроцесс в коммуникативной перспективе» (2008), «Социокультурная драма кинематографа. <...> При соответствующей постановке дела, кинематограф может стать мощнейшим средством образного выражения и распространения духовного опыта нации, укрепления на этой основе ее социально-психологического стержня – коллективной идентичности как средства единения человека и социума, интеграции общества в целом. <...> Но так сложилось, что к вопросу о коллективной идентичности значительный интерес социальная наука проявила лишь в 1970-1980 гг., а в науке о кино разработка этой проблемы только начинается. <...> Кризис коллективной идентичности, порожденный развитием индивидуализма и другими процессами переходного периода, – реальность, в которой пребывает страна сегодня. <...> Мы говорим именно о потенциальной роли национального кино в формировании коллективной идентичности, в частности, потому, что реально его возможности сильно ограничены аттрактивно-коммуникативной мощью Голливуда. <...> Первая часть – «Социальное регулирование кинопроцесса» – посвящена в основном теоретико-методологическим проблемам. <...> В главе «Механизмы социальной организации кинопроцесса» (М.И. Жабский) рассматривается комплекс вопросов, связанных с социальной технологией производства коллективной идентичности средствами кинематографа в условиях модернизирующейся <...>
Кино_и_коллективная_идентичность_(1).pdf
Стр.2
Стр.297
Стр.298
Стр.299
Стр.300
Кино_и_коллективная_идентичность_(1).pdf
УДК 778.5.01.067.2 ББК 85.374(2) К 415 Авторами монографии являются: доктор социологических наук М.И. Жабский – Введение; ч. I. гл. I; Заключение; доктор философских наук В.С. Жидков – ч. I. гл. II.; доктор философских наук Н.А. Хренов – ч. II. гл. I-VII; доктор философских наук А.И. Антонов – ч. III. гл. I. § 1-4, 6; доктор философских наук А.И. Антонов и кандидат социологических наук О.Л. Лебедь – ч. III. гл. I. § 5. Рецензенты: доктор искусствоведения Н.А. Барабаш, кандидат исторических наук С.А. Шахов К 415 Кино и коллективная идентичность / Под общ. ред. М.И. Жабского – М.: ВГИК, 2013 – 304 с. ISBN 978-5-87149-162-1 Книга рассчитана на широкий круг исследователей и профессиональных участников кинематографической жизни современного российского общества. Это итог очередного этапа исследовательской работы социологов НИИ киноискусства (с 2012 г. – структурное подразделение Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова). Конечная цель осуществленной научной работы – поиск путей выхода отечественного кино из затяжного кризиса и информационно-социологическое обеспечение творческих и управленческих решений в условиях современной росси йской кинокультуры, под влиянием глобализации все больше сползающей в русло постнационального развития. Результаты предыдущей социологической работы заинтересованному читателю известны по ранее изданным книгам: «Киноаудитория на этапе перехода к рынку» (1994), «Под знаком вестернизации (Кино – публика – воздействие)» (1995), «Испытание конкуренцией: отечественное кино и новое поколение зрителей» (1997), «Кино: пути от фильма к зрителю» (1998), «Кино в современном обществе: функции, воздействие, востребованность» (2000), «Кино: реалии и вызовы глобализации» (2002), «Феномен массовости кино» (2004), «Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры» (2005), «Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание» (2006), «Кинопроцесс в коммуникативной перспективе» (2008), «Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969-2005 гг.)» (2009), «Кинематограф – зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика» (2010), «Социология и кинематограф» (2012), «Кино и его аудитория. Аналитическая летопись взаимоотношений (1969-2010 гг.)» (2013). УДК 778.5.01.067.2 ББК 85.374(2) ISBN 978-5-87149-162-1 © ВГИК, 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ........................................................................................................................... 3 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КИНОПРОЦЕССА Глава I. Механизмы социальной организации кинопроцесса ....................12 § 1. В силовом поле Голливуда ................................................................................................12 § 2. Коллективное «мы» и его формирование ....................................................................16 § 3. Союз рынка, государства и общественности ............................................................20 § 4. Почему необходимо регулирование «сверху»? .......................................................22 § 5. Оценка фильма в системе социального контроля ...................................................27 § 6. «Анатомия» общественной ценности фильма ............................................................28 § 7. Социальные санкции в пространстве кинопроцесса .............................................29 § 8. Экскурс в историю регулирования «сверху» .............................................................31 § 9. Комплексная оценка фильма ...........................................................................................36 § 10. Общественная наука как фактор модернизации кино в России ....................40 § 11. Современная проблематика социального регулирования кинопроцесса ......................................................................................................................44 Глава II. Кино в современной культуре: опыт системного подхода ..........48 § 1. Искусство как система .......................................................................................................49 § 2. Кинематограф в системе искусств ................................................................................53 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КИНО В ФУНКЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (CASE STUDY) Глава I. Постановка проблемы: кино в социально-функциональной перспективе ............................66 § 1. Российская история как история распада и восстановления империи ..........66 § 2. Коллективная идентичность как проблема, острота которой осознается в периоды распада империи ...................................................................68 297
Стр.297
Кино и коллективная идентичность § 3. Регресс как признак переходной ситуации и как составная часть прогресса ................................................................................................................................70 § 4. Кино в функции формирования и поддержания коллективной идентичности ..........................................................................................................................72 § 5. Распад империи как Вызов. Экскурсы в эпохи социальной аномии ................74 § 6. Социальная аномия рубежа ХIХ-ХХ веков как следствие распада российской империи и ее исторические прецеденты ...........................................77 § 7. От констатации социальной аномии к открытию варварства как внутрицивилизационного феномена .....................................................................81 § 8. Омассовление как следствие распада имперской идентичности и популярность кино в этом контексте .........................................................................82 Глава II. Кино как средство массового воздействия и его потенциал в формировании и поддержании коллективной идентичности ......86 § 1. Кино как средство массового воздействия ...............................................................86 § 2. Кино как зрелище. Определение зрелища как социальности в ее элементарной форме ................................................................................................87 § 3. Зрелище как объект изучения психологии масс ......................................................90 § 4. Зрелище как политический и мифологический феномен .....................................92 § 5. Особенности функционирования зрелища в ситуации социальной аномии. Социальная аномия как следствие перехода от традиционного к индустриальному обществу .....................................................94 § 6. Суггестивный фактор массовой коммуникации. Регрессивный аспект зрелища как средства массового воздействия ........................................................97 § 7. Новая коммуникативная ситуация в эпоху омассовления. С. Эйзенштейн: поиск резервов чувственного мышления ....................................99 § 8. Ф. Ницше: ранний прогноз о реальности варварства в ХХ веке.................... 101 § 9. Коммуникативный фактор как предпосылка становления коллективной идентичности нового типа .................................................................. 103 Глава III. Социально-психологические предпосылки неизбежности формирования новой коллективной идентичности ...................109 § 1. Процессы омассовления в российской истории и русская революция как Реформация по-евразийски .................................................................................. 109 § 2. Российская ситуация «детерриторизации» с точки зрения постмодерна ........ 110 § 3. Слагаемые новой коллективной идентичности. Экскурс в историческую психологию .......................................................................................... 114 298
Стр.298
Содержание Глава IV. Становление коллективной идентичности в границах гештальта рабочего ..................................................................................118 § 1. История культуры ХХ века как выражение гештальта рабочего ..................... 118 § 2. Культура эпохи «гештальта рабочего»: от индустриализации к деперсонализации. Деперсонализация как признак новой коллективной идентичности ........................................................................................... 121 § 3. Деперсонализация в советском варианте: А. Довженко .................................. 123 § 4. К вопросу о вкладе рабочего класса в духовную культуру .............................. 129 § 5. Духовный потенциал городского фольклора в гештальте рабочего и его роль в формировании новой коллективной идентичности с помощью экрана ............................................................................................................ 132 Глава V. «Культурные герои» мифа в экранном воплощении. Трикстерское начало в героях советского кино ..........................136 § 1. Лиминальный аспект большевистской утопии. Утопия как признак новой коллективной идентичности.............................................................................. 136 § 2. Смех и миф как слагаемые новой коллективной идентичности в ее экранных формах ..................................................................................................... 139 § 3. Новый герой экрана как трикстер. Смех на экране и его фольклорное происхождение ....................................................................................... 142 § 4. Стихия антиповедения на экране: вариант Г. Козинцева и Л. Трауберга ....... 145 § 5. Культура «гештальта рабочего» на экране: трикстерское начало в новых культурных героях на экране......................................................................... 148 § 6. Экранная трикстериада: фильмы А. Довженко и М. Ромма ............................. 151 § 7. Режиссер советского кино и сопровождающая его аура демиурга новой идентичности .......................................................................................................... 155 § 8. Культура «гештальта рабочего»: свертывание процессов индивидуализации. Ренессанс авантюрных сюжетов на экране как следствие этого процесса ...................................................................................... 157 Глава VI. Закат либеральной эпохи с присущей ей индивидуализацией. Трансформация индивидуальных ценностей в контексте гештальта рабочего ...................................................................................162 § 1. Становление культуры гештальта рабочего: от индивида к типу. Отражение этого процесса на экране ..................................................................... 162 § 2. Кинематограф эпохи «гештальта рабочего»: реабилитация дионисийского комплекса на российском экране .............................................. 165 § 3. Политика подхватывает эстафету художественного авангарда. Политический конструктивизм в жизни и на экране ............................................ 167 299
Стр.299
Кино и коллективная идентичность § 4. Вождь как культурный герой. Архетипическое измерение образа вождя на экране как раздел в психологии масс: вариант М. Чиаурели .................. 171 § 5. Кино как реабилитация мифологической реальности. Миф как слагаемое новой коллективной идентичности .................................... 176 Глава VII. Воссоздаваемая кино картина мира как выражение новой коллективной идентичности ...................................................183 § 1. Мифологизация истории на экране. История как слагаемое новой коллективной идентичности ........................................................................................... 183 § 2. Значимость деяний предков для поддержания и утверждения коллективной идентичности: вариант Сталина и вариант Гитлера ................ 186 § 3. Следы оппозиции между модерном и романтизмом в реабилитации в годы второй мировой войны русской и немецкой национальной идеи ....... 190 § 4. Религиозные коннотации революции. Политика как светская религия ........ 195 § 5. Взрыв хилиастического комплекса в русской революции и его влияние на духовный потенциал советского кино ..................................... 199 § 6. Образ революции в сознании наших современников как «неодухотворенного буйства». Стремление режиссеров эпохи оттепели противостоять утрате кинематографом сакрального начала ........ 202 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ТЕЛЕКИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЕМЕЙНОГО МИРА Глава I. Репрезентация семьи и брака в кинопрограммах телевидения ....210 § 1. Вступительные замечания ............................................................................................... 210 § 2. Исторические изменения института семьи и необходимость их учета в современной кинопродукции .................................................................. 214 § 3. Семейные изменения и цели семейно-демографической политики, их отражение в общественном мнении .................................................................... 227 § 4. Методология социологического анализа внесемейной направленности теле- и кинофильмов ....................................................................................................... 239 § 5. Результаты контент-анализа образов брака и семьи в отечественной кинотелепродукции ........................................................................................................... 246 Приложение ......................................................................................................................278 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................293 300
Стр.300

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ