ISBN 978-5-9596-0728-9 В систематизированном виде рассмотрены наиболее ак туальные вопросы теории и практики ценообразования, в которых раскрываются сущность, виды цен, принципы и методы ценообразования в современных условиях. <...> Классификационные признаки цен и их виды . <...> Состав и структура цены по стадиям товародвижения . <...> Виды цен и условия их формирования в сельском хозяйстве . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 5 Введение В условиях рыночной экономики коммерческий успех предприятия любой формы собственности во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования. <...> Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования. <...> Актуальность проблем ценообразования способствовала формированию самостоятельного учебного курса «Ценообразование», целью которого является анализ методологии ценообразования на основе отечественного и зарубежного опыта и возможности ее применения на современном этапе реформирования российской экономики. <...> Предметом изучения дисциплины выступают сущность и функции цен в рыночной экономике, теория и практика государственного регулирования цен, форма ценовой стратегии, осуществляемой предприятием на различных этапах жизненного цикла товара; методы ценообразования и их использование в процессе формирования цен. <...> 6 Основными задачами курса являются: – получение студентами целостного представления о взаимосвязи теории и практики ценообразования, формах и методах проведения ценовой политики фирмами и государством; – приобретение студентами практических навыков в изучении конъюнктуры рынка, обосновании уровня цен и выборе маркетинговой стратегии цен, расчет и обоснование контрактных цен, условий платежа. <...> В отличие от цены, ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. <...> Имеют место в основном две системы ценообразования: централизованное, которое предпо лагает формирование цен <...>
Ценообразование_теория_и_практика.pdf
УДК 36
ББК 65
Ц37
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры
«Экономика предприятия и бизнес-технологий в АПК» СтГАУ Е. А. Косинова;
кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Экономика предприятия и бизнес-технологий в АПК» СтГАУ Е. Н. Белкина;
кандидат экономических наук, ассистент кафедры
«Экономика предприятия и бизнес-технологий в АПК» СтГАУ А. Я. Казарова
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
доктор экономических наук, профессор О. Н. Кусакина;
доктор экономических наук, профессор Л. В. Агаркова
Ц37
Ценообразование: теория и практика : учебное пособие /
Е. А. Косинова, Е. Н. Белкина, А. Я. Казарова ; Ставропольский
государственный аграрный университет. – 2-е изд., перераб.
и доп. – Ставрополь : АГРУС, 2012. – 160 с.
ISBN 978-5-9596-0728-9
В систематизированном виде рассмотрены наиболее ак туальные
вопросы теории и практики ценообразования, в которых раскрываются
сущность, виды цен, принципы и методы ценообразования в современных
условиях. Представлен практический материал для самостоятельной
работы, позволяющий контролировать степень усвоения дисциплины.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей
вузов, специалистов экономических служб, предпринимателей,
а также всех интересующихся вопросами ценообразования.
УДК 36
ББК 65
ISBN 978- 5-9596-0728-9
© Авторский коллектив, 2012
© ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный
аграрный университет, 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
РАЗДЕЛ I
ТЕОРИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Г Л А В А 1
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Понятие и экономическая природа цены. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Концептуальные основы цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Экономические функции цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Г Л А В А 2
СИСТЕМА ЦЕН В ЭКОНОМИКЕ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.1. Понятие и характеристика системы цен . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2. Классификационные признаки цен и их виды . . . . . . . . . . . 16
Г Л А В А 3
СОСТАВ И СТРУКТУРА ЦЕНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.1. Состав и структура цены по стадиям товародвижения . . . . 21
3.2. Роль издержек в составе цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.3. Прибыль как составной элемент цены. . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.4. Роль налогов в составе цены. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Г Л А В А 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. . . . . . . . . 35
4.1. Методология ценообразования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
4.2. Затратные методы ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
4.3. Параметрические методы ценообразования . . . . . . . . . . . . . 43
4.4. Рыночные методы ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Г Л А В А 5
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
5.1. Сущность и принципы ценовой политики предприятия . . . 52
5.2. Этапы формирования ценовой политики. . . . . . . . . . . . . . . . 57
5.3. Стратегии ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
5.4. Тактические приемы ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Г Л А В А 6
ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
6.1. Классификация ценообразующих факторов . . . . . . . . . . . . . 72
6.2. Взаимосвязь цены и спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
6.3. Взаимодействие цены и предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
3
Стр.3
Г Л А В А 7
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЭКОНОМИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
7.1. Сущность и цели
государственного регулирования цен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
7.2. Прямое регулирование цен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
7.3. Косвенное регулирование цен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
7.4. Органы ценообразования и контроля цен . . . . . . . . . . . . . . . 92
Г Л А В А 8
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В АПК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
8.1. Понятие и состав агропромышленного комплекса. . . . . . . . 97
8.2. Виды цен и условия их формирования
в сельском хозяйстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
8.3. Ценовое регулирование в сельском хозяйстве . . . . . . . . . . 102
Г Л А В А 9
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
К ФОРМИРОВАНИЮ МИРОВЫХ ЦЕН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
9.1. Виды мировых цен и их особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
9.2. Специфика формирования мировых цен . . . . . . . . . . . . . . . 111
РАЗДЕЛ II
ПРАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
П Р А К Т И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е 1
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Практические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
П Р А К Т И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е 2
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В ПРОЦЕССЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Практические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
П Р А К Т И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е 3
ВИДЫ И СТРУКТУРА ЦЕН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Практические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
4
Стр.4
П Р А К Т И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е 4
ЗАТРАТНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Практические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
П Р А К Т И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е 5
МЕТОДЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Практические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
П Р А К Т И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е 6
ЦЕНЫ И НАЛОГИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Практические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
П Р А К Т И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е 7
АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ РЕШЕНИЙ В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ. . . 134
Практические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
П Р А К Т И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е 8
ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ СТРАТЕГИИ
И ТАКТИКИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Практические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
П Р А К Т И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е 9
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В АПК . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Практические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
П Р А К Т И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е 10
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. . . . . . . . . . . 143
Практические задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Т Е М А Т И К А Р Е Ф Е Р А Т О В И Э С С Е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Г Л О С С А Р И Й . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Ч Е С К И Й С П И С О К . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
5
Стр.5