Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

«Глубокий и могучий дух» : М. Ю. Лермонтов, творческие поиски (290,00 руб.)

0   0
Первый авторЧерная Татьяна Карповна
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц225
ID314154
АннотацияВ монографии рассматриваются концептуальные аспекты художественной философии М. Ю. Лермонтова, получившие эстетическое жанровое воплощение в лирике и романе «Герой нашего времени». Развивается мысль о значении, роли и сущности познаваемой поэтом человеческой личности (students cognituriens), о ее поисках и конфликтах, среди которых принципиально важным для автора является конфликт с судьбой. Проанализировано специфическое функционирование в творчестве Лермонтова таких эстетических категорий, как рефлексии лирического героя, нарративы лирического повествования, лирический метасюжет, трансформация архетипов в лирике и в романе. Показано эстетическое единство лирических жанровых систем на примере анализа нескольких выдающихся стихотворений Лермонтова («Парус», «Дума», «Сон», «Дары Терека»). «Герой нашего времени» рассмотрен с точки зрения таких понятий, как философская личность, диалогизм, система конфликтов, игровая имитация жизни в сюжете произведения, а также в контексте истории русской литературной критики. Адресуется ученым, студентам гуманитарных факультетов, читателям, интересующимся русской классикой.
Кому рекомендованоАдресуется ученым, студентам гуманитарных факультетов, читателям, интересующимся русской классикой.
ISBN978-5-9296-0703-5
УДК82.09
ББК83
Черная, Т. К. «Глубокий и могучий дух» : М. Ю. Лермонтов, творческие поиски : монография / Т. К. Черная .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 225 с. : ил. — Библиогр.: с. 219-222 .— ISBN 978-5-9296-0703-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/314154 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Т. К. ЧЕРНАЯ «ГЛУБОКИЙ И МОГУЧИЙ ДУХ…» М. Ю. Лермонтов. <...> Творческие поиски МОНОГРАФИЯ Ставрополь 2015 УДК 82.09 Лермонтов ББК 83(2Рос=Рус)1 Ч 49 Черная Т. К. <...> ISBN 978-5-9296-0703-5 В монографии рассматриваются концептуальные аспекты художественной философии М. Ю. Лермонтова, получившие эстетическое жанровое воплощение в лирике и романе «Герой нашего времени». <...> Проанализировано специфическое функционирование в творчестве Лермонтова таких эстетических категорий, как рефлексии лирического героя, нарративы лирического повествования, лирический метасюжет, трансформация архетипов в лирике и в романе. <...> «Герой нашего времени» рассмотрен с точки зрения таких понятий, как философская личность, диалогизм, система конфликтов, игровая имитация жизни в сюжете произведения, а также в контексте истории русской литературной критики. <...> Единичное бытие как бесконечное и вечное 3 «Глубокий и могучий дух…» М. Ю. Лермонтов. <...> Исследование каждого литературного произведения есть прежде всего процесс разъятия «алгеброй гармонии»: чтобы выявить взаимодействие смыслов, объединившихся в произведении, надо обнаружить порождающие потенции каждой единицы художественной системы. <...> Система создает пространство автора, которое, в сущности, и определяет единство системы, хотя пространство автора и пространство художественной системы не всегда совпадают. <...> Сошлемся на работу Д. Д. Благого Лермонтов и Пушкин: (Проблема историко-литературной преемственности) // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. <...> Художественная индивидуальность Лермонтова тяготеет к всеохватности, к масштабности, выходя за пределы непосредственно воспринимаемого человеческого бытия, ему важен смысл, который имеет человек в мире <...>
«Глубокий_и_могучий_дух»_М.Ю._Лермонтов,_творческие_поиски.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Т. К. ЧЕРНАЯ «ГЛУБОКИЙ И МОГУЧИЙ ДУХ…» М. Ю. Лермонтов. Творческие поиски МОНОГРАФИЯ Ставрополь 2015
Стр.1
УДК 82.09 Лермонтов ББК 83(2Рос=Рус)1 Ч 49 Черная Т. К. Ч 49 «Глубокий и могучий дух»: М.Ю. Лермонтов, творческие поиски: монография. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 225 с. ISBN 978-5-9296-0703-5 В монографии рассматриваются концептуальные аспекты художественной философии М. Ю. Лермонтова, получившие эстетическое жанровое воплощение в лирике и романе «Герой нашего времени». Развивается мысль о значении, роли и сущности познаваемой поэтом человеческой личности (students cognituriens), о ее поисках и конфликтах, среди которых принципиально важным для автора является конфликт с судьбой. Проанализировано специфическое функционирование в творчестве Лермонтова таких эстетических категорий, как рефлексии лирического героя, нарративы лирического повествования, лирический метасюжет, трансформация архетипов в лирике и в романе. Показано эстетическое единство лирических жанровых систем на примере анализа нескольких выдающихся стихотворений Лермонтова («Парус», «Дума», «Сон», «Дары Терека»). «Герой нашего времени» рассмотрен с точки зрения таких понятий, как философская личность, диалогизм, система конфликтов, игровая имитация жизни в сюжете произведения, а также в контексте истории русской литературной критики. Адресуется ученым, студентам гуманитарных факультетов, читателям, интересующимся русской классикой. УДК 82.09 Лермонтов ББК 83(2Рос=Рус)1 ISBN 978-5-9296-0703-5 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
Т. К. Черная «Но хочет все душа моя во всем дойти до совершенства» Лирика. Единичное бытие как бесконечное и вечное 3
Стр.3
«Глубокий и могучий дух…» М. Ю. Лермонтов. Творческие поиски 4
Стр.4
Т. К. Черная «…Избранник с русскою душой» Главная задача филолога-исследователя состоит в том, чтобы понять, по каким внутренним законам соединяются внеэстетическая и эстетическая действительность. Эта исследовательская задача остается постоянной и отвечает научным требованиям даже в тех случаях, когда субъективное восприятие закладывается в качестве философской основы понимания жизни в целом. Исследование каждого литературного произведения есть прежде всего процесс разъятия «алгеброй гармонии»: чтобы выявить взаимодействие смыслов, объединившихся в произведении, надо обнаружить порождающие потенции каждой единицы художественной системы. Система создает пространство автора, которое, в сущности, и определяет единство системы, хотя пространство автора и пространство художественной системы не всегда совпадают. Пушкин в «Евгении Онегине» ввел пространство автора в художественную систему, сочетая собственно романное и внероманное пространства, роман героев и поэму о себе. В других своих произведениях он тоже постоянно экспериментировал с этими пространственными сферами, то через систему рассказчиков («Повести Белкина», «История села Горюхина»), то через систему свидетелей («Капитанская дочка»), то в конфликтном взаимодействии различных сфер бытия (норма и безумие в «Полтаве», «Медном всаднике», «Пиковой даме», фантастика и реальность в «Гробовщике» и «Медном всаднике») и т. д. Система одновременно и дистанцируется от пространства автора, переходя в коммуникативную сферу и превращаясь в явление, самобытно функционирующее. Отсюда допустимое интерпретирующее восприятие, тем более расширяющее смысл, чем более во времени оно удаляется от источника. Наша задача состоит в том, чтобы приблизиться к инвариантному содержанию произведения как системы, а для этого в каждом компоненте необходимо обратиться к его традиционно-архаическому значению, обладающему собственной потенцией смысла-знания, а в наилучшем варианте – к его 5
Стр.5