Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 509776)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Психология времени (90,00 руб.)

0   0
АвторыМакушина Ольга Петровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц23
ID685289
АннотацияПодготовлены на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендованы студентам 1-го курса магистратуры очной формы обучения направления «Психология» факультета философии и психологии ВГУ.
Психология времени [Электронный ресурс] / О.П. Макушина .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 23 с. — 23 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/685289

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология_времени_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Психология_времени_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. П. Макушина ПСИХОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Психология времени» относится к блоку «Дисциплины (модули)» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (магистратура) и входит в вариативную часть этого блока. Цель изучения учебной дисциплины – формирование у студентов общего представления о психологическом времени и жизненном пути и обучение их методам психологической диагностики и коррекции временных структур личности. Основными задачами учебной дисциплины являются: 1) ознакомление студентов с психологией жизненного пути как основой исследования психологического времени личности; 2) формирование у студентов представлений о категории психологического времени и его составляющих: прошлом, настоящем и будущем; 3) анализ научных подходов к изучению психологического времени, разработанных в отечественной и зарубежной психологии; 4) освоение методов и методик эмпирического изучения представлений личности о времени жизни; 5) знакомство с результатами научных исследований психологического времени на разных возрастных этапах и в специфических условиях социализации; 6) обсуждение способов оказания психологической помощи человеку в случаях трансформаций временных структур. Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по истории зарубежной психологии 19 – 20 вв., актуальным проблемам теории и практики современной психологии. У студентов должны быть сформированы элементы следующих компетенций: – способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-1) – в части владения навыками анализа психических процессов и состояний современного человека с позиций различных психологических школ и теорий XIX–XX веков; – способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе (ПК-3) – в части знаний психологических закономерностей и механизмов функционирования и развития психики, особенностей развития человека в социально-психологическом, возрастном, гендерном, этническом, профессиональном и других аспектах на разных этапах онтогенеза; 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ Понятие времени. Изучение времени в разных научных дисциплинах: физике, астрономии, биологии, геологии, истории, философии. Восприятие времени в истории человечества: в первобытности, период античности, эпоху Средневековья, период Нового времени, в 21 веке. История изобретения часов: солнечные, водяные, песочные, огненные, механические, электронные и т.д. Единицы измерения времени: короткие (сутки, час, минута, секунда), длинные (век, год, месяц, неделя), редкие (квартал, декада, академический час, «фрейдовский час» и др.). Эталоны времени. Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ Восприятие времени животными. Анатомические основы восприятия времени человеком. «Чувство времени». Понятие психологического времени. «Чистое» время и память о времени. Основные процессы восприятия времени: отражение и переживание. Свойства времени: динамические (длительность, последовательность, темп и т.д.) и структурные (непрерывность/прерывность, необратимость/обратимость, универсальность/локальность и т.д.). Психологические подходы к изучению времени: квантовый, событийный, причинно-целевой и т.д. Психосемантическое исследование времени. Восприятие человеком временных промежутков. Связь точности восприятия временных интервалов с общим интеллектом. Индивидуальнопсихологические типы восприятия времени (брадихронический и тахихронический). Законы восприятия времени: закон заполненного временного отрезка С. Л. Рубинштейна, основной закон восприятия времени В. Вундта, закон 6
Стр.6
эмоционально детерминированной оценки времени С. Л. Рубинштейна. Неравномерность течения времени. Свойства внутреннего времени личности: изменение хода времени, плотность переживания времени, обратимость времени и др. Течение времени в сновидениях. Методы экспериментального изучения восприятия времени. Тема 3. ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ Возрастные особенности восприятия времени. Свойства темперамента и восприятие времени. Этнокультурные особенности восприятия времени. Влияние профессии на восприятие времени. Восприятие времени в экстремальных жизненных ситуациях. Влияние психоактивных веществ на восприятие времени. Восприятие времени лицами, страдающими психическими заболеваниями. Нарушения восприятие времени. Тема 4. ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ Понятие временной перспективы, ее характеристика и структура. Цели, планы и ожидание будущего в «теории поля» К. Левина. Влияние будущих ожиданий на мотивацию личности. Когнитивный и эмоциональный аспекты временной перспективы. Длина временной перспективы. Жизненная позиция, жизненная линия и жизненная перспектива в концепции личностной организации времени К. А. Абульхановой-Славской. Темпоральная активность личности. Возрастные особенности восприятия временной перспективы. Временная децентрация. Невроз предвосхищения и невроз ретроспективы. Методы изучения временной перспективы («Семантический дифференциал времени (СДВ) Л. И. Вассермана, «Временные ориентации в ассоциативном эксперименте»). 7
Стр.7
Тема 5. СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Понятие субъективной картины жизненного пути. Межсобытийные связи и отношения. Детерминационные связи: причинные и целевые. Реализованные, актуальные и потенциальные связи. Жизненные планы и обстоятельства. Жизненная программа. Биографические кризисы, их типы: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности. Деформации картины жизненного пути. Мотивационная недостаточность. Методы изучения субъективной картины жизненного пути (компьютерная программа LifeLine и др. ). Тема 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЛИЧНОСТИ Понятие возраста в психологии. Виды возрастов (хронологический, паспортный, биологический, умственный, психологический и др.). Психологический возраст и самосознание. Психологический возраст личности, его характеристики: обратимость, многомерность и др. Ожидаемая продолжительность жизни. Чувство реализованности. Коэффициент взрослости. Искажения психологического возраста. Проблема завышенного и заниженного психологисческого возраста. Методы изучения психологического возраста (Методика определения 5-летних интервалов А. А. Кроника, Каузометрия Е. И. Головахи, А. А. Кроника, Самооценка реализованности А. А. Кроника и др.). Тема 7. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ Понятие удовлетворенности жизнью. Психологические подходы к пониманию удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность жизнью и насыщенность ее событиями, переживание счастья, осмысленность жизни. Половозрастные особенности удовлетворенности жизнью. Причины и факторы удовлетворенности/неудовлетворенности жизнью. 8
Стр.8
Тема 8. ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ Понятие тайм-менеджмента. История развития попыток организации времени. Основные процессы организации времени: планирование, распределение, постановка целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, расстановка приоритетов, контроль достижения цели и др. Организация рабочего времени. Причины дефицита рабочего времени. Методы тайм-менеджмента (анализ АВС, принцип Эйзенхауэра, метод Парето, метод «помидора», устранение «пожирателей времени» и др.). Проблема организации свободного времени. Феномен прокрастинации: характеристика, причины, последствия. Отличия прокрастинации от лени. Техники преодоления прокрастинации. Тема 9. УРГЕНТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ Понятие и критерии ургентной зависимости. Личностные особенности зависимых от нехватки времени. Ургентная зависимость и трудоголизм. Мотивы и причины возникновения ургентной зависимости. Лечение и профилактика ургентной зависимости. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Москва : Ин-т 1. Нестик Т. А. Социальная психология времени / Т. А. Нестик. – психологии РАН, 2014. – 496 с. –URL:https://biblioclub.lib.vsu.ru/index.php?page=book_view&book_id=271656 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / под ред. А. А. Кроника. – Москва : «Прогресс»-«Культура», 1993. – 230 с. 2. Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 299 с. 9
Стр.9
3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности / К. А. Абульханова- Славская // Психология личности и образ жизни. – Москва : Наука, 1987. – С.137–145. 4. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. – Москва : Прогресс, 1990. – 336 с. 5. Березина Т. Н. Многомерная психика : Внутренний мир личности / Т. Н. Березина. – Москва : Per Se, 2012. – 319 с. 6. Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально / А. Бишоф, К. Бишоф. – Москва : Омега-Л, 2006. – 128 с. 7. Болотова А. К. Психология организации времени / А. К. Болотова. – Москва : Аспект Пресс, 2006. – 254 с. 8. Бороздина Л. В. Возрастные изменения временнóй трансспективы субъекта / Л. В. Бороздина, И. А. Спиридонова // Психол. журн. – 1998. – Т. 19, № 2. – С. 40–50. 9. Геллерштейн С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции / С. Г. Геллерштейн. – Москва : Медгиз, 1958. – 148 с. 10. Головаха Е. И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. – Киев : Наукова думка, 1988. – 144 с. 11. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. – Киев : Наукова думка, 1984. – 207 с. 12. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / под ред. Л. В. Сохань. – Киев : Наукова думка, 1987. – 128 с. 13. Захаренко Г. В. Тайм-менеджмент / Г. В. Захаренко. – СанктПетербург : Питер, 2004. – 126 с. 14. Зимбардо Ф. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Д. Бойд. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 349 с. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически