МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
О. П. Макушина
ПСИХОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ
Учебная программа курса
и планы семинарских занятий для вузов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Психология времени» относится к блоку
«Дисциплины (модули)» Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.04.01
Психология (магистратура) и входит в вариативную часть этого блока.
Цель изучения учебной дисциплины – формирование у студентов
общего представления о психологическом времени и жизненном пути и
обучение их методам психологической диагностики и коррекции временных
структур личности.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
1) ознакомление студентов с психологией жизненного пути как основой
исследования психологического времени личности; 2) формирование
у студентов представлений о категории психологического времени и
его составляющих: прошлом, настоящем и будущем; 3) анализ научных
подходов к изучению психологического времени, разработанных в отечественной
и зарубежной психологии; 4) освоение методов и методик эмпирического
изучения представлений личности о времени жизни; 5) знакомство
с результатами научных исследований психологического времени на
разных возрастных этапах и в специфических условиях социализации; 6)
обсуждение способов оказания психологической помощи человеку в случаях
трансформаций временных структур.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь
теоретическую подготовку по истории зарубежной психологии 19 – 20 вв.,
актуальным проблемам теории и практики современной психологии.
У студентов должны быть сформированы элементы следующих компетенций:
–
способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования,
на основе анализа достижений современной психологической
науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое
обеспечение исследования (теоретического, эмпирического)
(ПК-1) – в части владения навыками анализа психических процессов и состояний
современного человека с позиций различных психологических
школ и теорий XIX–XX веков;
– способность анализировать базовые механизмы психических процессов,
состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических,
анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности
человека в фило-социо- и онтогенезе (ПК-3) – в части знаний психологических
закономерностей и механизмов функционирования и развития психики,
особенностей развития человека в социально-психологическом, возрастном,
гендерном, этническом, профессиональном и других аспектах на
разных этапах онтогенеза;
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Понятие времени. Изучение времени в разных научных дисциплинах:
физике, астрономии, биологии, геологии, истории, философии.
Восприятие времени в истории человечества: в первобытности, период
античности, эпоху Средневековья, период Нового времени, в 21 веке.
История изобретения часов: солнечные, водяные, песочные, огненные,
механические, электронные и т.д.
Единицы измерения времени: короткие (сутки, час, минута, секунда),
длинные (век, год, месяц, неделя), редкие (квартал, декада, академический
час, «фрейдовский час» и др.). Эталоны времени.
Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ
Восприятие времени животными. Анатомические основы восприятия
времени человеком. «Чувство времени».
Понятие психологического времени. «Чистое» время и память о времени.
Основные процессы восприятия времени: отражение и переживание.
Свойства времени: динамические (длительность, последовательность, темп
и т.д.) и структурные (непрерывность/прерывность, необратимость/обратимость,
универсальность/локальность и т.д.).
Психологические подходы к изучению времени: квантовый, событийный,
причинно-целевой и т.д. Психосемантическое исследование времени.
Восприятие человеком временных промежутков. Связь точности
восприятия временных интервалов с общим интеллектом. Индивидуальнопсихологические
типы восприятия времени (брадихронический и тахихронический).
Законы
восприятия времени: закон заполненного временного отрезка
С. Л. Рубинштейна, основной закон восприятия времени В. Вундта, закон
6
Стр.6
эмоционально детерминированной оценки времени С. Л. Рубинштейна.
Неравномерность течения времени.
Свойства внутреннего времени личности: изменение хода времени,
плотность переживания времени, обратимость времени и др. Течение времени
в сновидениях.
Методы экспериментального изучения восприятия времени.
Тема 3. ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ
Возрастные особенности восприятия времени. Свойства темперамента
и восприятие времени. Этнокультурные особенности восприятия времени.
Влияние профессии на восприятие времени. Восприятие времени в экстремальных
жизненных ситуациях. Влияние психоактивных веществ на
восприятие времени. Восприятие времени лицами, страдающими психическими
заболеваниями. Нарушения восприятие времени.
Тема 4. ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОШЛОЕ,
НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
Понятие временной перспективы, ее характеристика и структура.
Цели, планы и ожидание будущего в «теории поля» К. Левина. Влияние
будущих ожиданий на мотивацию личности. Когнитивный и эмоциональный
аспекты временной перспективы. Длина временной перспективы.
Жизненная позиция, жизненная линия и жизненная перспектива в концепции
личностной организации времени К. А. Абульхановой-Славской. Темпоральная
активность личности.
Возрастные особенности восприятия временной перспективы. Временная
децентрация. Невроз предвосхищения и невроз ретроспективы.
Методы изучения временной перспективы («Семантический дифференциал
времени (СДВ) Л. И. Вассермана, «Временные ориентации в ассоциативном
эксперименте»).
7
Стр.7
Тема 5. СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Понятие субъективной картины жизненного пути. Межсобытийные
связи и отношения. Детерминационные связи: причинные и целевые. Реализованные,
актуальные и потенциальные связи. Жизненные планы и обстоятельства.
Жизненная программа.
Биографические кризисы, их типы: кризис нереализованности, кризис
опустошенности, кризис бесперспективности. Деформации картины
жизненного пути. Мотивационная недостаточность.
Методы изучения субъективной картины жизненного пути (компьютерная
программа LifeLine и др. ).
Тема 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЛИЧНОСТИ
Понятие возраста в психологии. Виды возрастов (хронологический,
паспортный, биологический, умственный, психологический и др.).
Психологический возраст и самосознание. Психологический возраст
личности, его характеристики: обратимость, многомерность и др. Ожидаемая
продолжительность жизни. Чувство реализованности. Коэффициент
взрослости. Искажения психологического возраста. Проблема завышенного
и заниженного психологисческого возраста.
Методы изучения психологического возраста (Методика определения
5-летних интервалов А. А. Кроника, Каузометрия Е. И. Головахи,
А. А. Кроника, Самооценка реализованности А. А. Кроника и др.).
Тема 7. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ
Понятие удовлетворенности жизнью. Психологические подходы к
пониманию удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность жизнью и насыщенность
ее событиями, переживание счастья, осмысленность жизни.
Половозрастные особенности удовлетворенности жизнью. Причины
и факторы удовлетворенности/неудовлетворенности жизнью.
8
Стр.8
Тема 8. ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ
Понятие тайм-менеджмента. История развития попыток организации
времени. Основные процессы организации времени: планирование, распределение,
постановка целей, делегирование, анализ временных затрат,
мониторинг, расстановка приоритетов, контроль достижения цели и др.
Организация рабочего времени. Причины дефицита рабочего времени.
Методы тайм-менеджмента (анализ АВС, принцип Эйзенхауэра, метод
Парето, метод «помидора», устранение «пожирателей времени» и др.).
Проблема организации свободного времени.
Феномен прокрастинации: характеристика, причины, последствия.
Отличия прокрастинации от лени. Техники преодоления прокрастинации.
Тема 9. УРГЕНТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Понятие и критерии ургентной зависимости. Личностные особенности
зависимых от нехватки времени. Ургентная зависимость и трудоголизм.
Мотивы и причины возникновения ургентной зависимости. Лечение
и профилактика ургентной зависимости.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Москва : Ин-т
1. Нестик Т. А. Социальная психология времени / Т. А. Нестик. –
психологии РАН, 2014. – 496 с. –URL:https://biblioclub.lib.vsu.ru/index.php?page=book_view&book_id=271656
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути /
под ред. А. А. Кроника. – Москва : «Прогресс»-«Культура», 1993. – 230 с.
2. Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова,
Т. Н. Березина. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 299 с.
9
Стр.9
3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности /
К. А. Абульханова- Славская // Психология личности и образ жизни. – Москва
: Наука, 1987. – С.137–145.
4. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. – Москва : Прогресс,
1990. – 336 с.
5. Березина Т. Н. Многомерная психика : Внутренний мир личности /
Т. Н. Березина. – Москва : Per Se, 2012. – 319 с.
6. Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально / А. Бишоф,
К. Бишоф. – Москва : Омега-Л, 2006. – 128 с.
7. Болотова А. К. Психология организации времени / А. К. Болотова.
– Москва : Аспект Пресс, 2006. – 254 с.
8. Бороздина Л. В. Возрастные изменения временнóй трансспективы
субъекта / Л. В. Бороздина, И. А. Спиридонова // Психол. журн. – 1998. –
Т. 19, № 2. – С. 40–50.
9. Геллерштейн С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции
/ С. Г. Геллерштейн. – Москва : Медгиз, 1958. – 148 с.
10. Головаха Е. И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение
молодежи / Е. И. Головаха. – Киев : Наукова думка, 1988. –
144 с.
11. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха,
А. А. Кроник. – Киев : Наукова думка, 1984. – 207 с.
12. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического
исследования) / под ред. Л. В. Сохань. – Киев :
Наукова думка, 1987. – 128 с.
13. Захаренко Г. В. Тайм-менеджмент / Г. В. Захаренко. – СанктПетербург
: Питер, 2004. – 126 с.
14. Зимбардо Ф. Парадокс времени. Новая психология времени, которая
улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Д. Бойд. – Санкт-Петербург :
Речь, 2010. – 349 с.
10
Стр.10