МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПОСТКОНФЛИКТНАЯ
КОРРЕКЦИЯ
ЛИЧНОСТИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки (специальность)
030300.62 – Психология
Бакалавриат
Направление подготовки (специальность)
030300.68 – Психология
Магистратура
Ставрополь
2014
Стр.1
УДК 159,923,2/947 (075.8)
ББК 88.53 я73
П 63
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
П 63 Постконфликтная коррекция личности: учебное пособие /
авт.-сост. Н. В. Козловская. – Ставрополь: Изд-во СКФУ,
2014. – 298 с.
Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС
ВПО по направлению подготовки 030300 – Психология», а также
ФГОС 3+ по направлению 37.04.01 и 37.03.01 – Психология; в нем
представлены наиболее существенные и интересные с позиции современных
требований к практике направления, методы и технологии
работы психолога, занимающегося психокоррецией потсконфликтных
состояний клиентов, оказанием помощи клиентам в преодолении
межличностных / внутриличностных конфликтов и кризисных
состояний.
Предназначено для студентов-психологов, а также практических
психологов, чья работа связана с оказанием психологической
помощи населению.
УДК 159,923,2/947 (075.8)
ББК 88.53 я73
Автор-составитель
канд. психол. наук, доцент Н. В. Козловская
Рецензенты:
д-р психол. наук, профессор Н. И. Медведева
д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина (СГМУ)
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная кризисная ситуация развития общества, конфликтогенный
характер межнационального и межличностного взаимодействия,
перманентное возникновение угрозы для жизнедеятельности
людей в мирное время приводят к тому, что базовые потребности
человека в физической / психологической безопасности не
удовлетворяются, а это, в свою очередь, провоцирует нарастание
тревоги, возникновение депрессивных реакций, фрустрационной
интолерантности среди населения, нуждающегося в профессиональной
психологической помощи. Вероятность возникновения
кризисных состояний личности резко возрастает у жертв террористических
актов и насилия, а также профессионального контингента,
участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Отсюда
повышаются требования к подготовке психолога-практика, чья
профессиональная деятельность самым тесным образом связана
с человеком, его развитием и совершенствованием.
Исходя из этого целью предлагаемого вниманию студентов и
преподавателей пособия является углубление и систематизация
знаний о практической работе психолога в рамках психокоррекции
и психотерапии потсконфликтных состояний клиентов, оказания
помощи клиентам в преодолении межличностных / внутриличностных
конфликтов, кризисных состояний. В результате освоения курса
у студентов должно сформироваться целостное представление об
основных научных концепциях, оказавших влияние на развитие
отечественной психокоррекции, о классических и современных методах,
технологиях работы с клиентом в рамках различных теоретических
направлений.
Предлагаемое вниманию читателей пособие носит теоретический
и прикладной характер, основано на современных научных
концепциях в области психотерапии и психокоррекции, а также
накопленном психологами-практиками реальном опыте в области
оказания психологической помощи.
При его создании автор ставил перед собой следующие основные
задачи:
– познакомить с основными концепциями в области психокоррекции,
с тем чтобы расширить научный кругозор и повысить культуру
психологического мышления студентов, сформировать высокий
уровень мотивации к освоению теории психокоррекции;
3
Стр.3
– сформировать представления о специфике коррекционной
работы и имеющихся способах оказания психологической помощи
клиентам;
– дать представление об основных направлениях, подходах, видах
психокоррекции, классических и наиболее перспективных психокоррекционных
методиках и технологиях, чтобы повысить уровень
профессиональной компетентности будущих специалистов;
– развить способность выявлять и разрешать социальнопсихологические
проблемы, критические с точки зрения личности и
общества;
– обучить будущих психологов грамотно применять полученные
теоретические знания в процессе планирования и осуществления
психокоррекционной деятельности в рамках оказания психосоциальной
помощи нуждающимся;
– развить профессионально важные личностные качества, необходимые
в деятельности практического психолога, готовность к самостоятельному
осуществлению психокоррекционных мероприятий.
Мы хотим, чтобы знакомство с материалом этой книги дало
возможность начинающим психологам не только расширить свои
представления о практической работе в рамках психокоррекции и
психотерапии постсконфликтных состояний клиентов, но и вызвало
желание двигаться дальше по пути профессионального и личностного
становления и развития.
Конечно, в ограниченных рамках пособия невозможно охватить
все вопросы, связанные с практической работой психолога по
оказанию помощи населению. Мы постарались выделить наиболее
существенные, интересные и с нашей точки зрения, и с позиции современных
требований к практике, направления, методы и технологии
работы, не забывая о том, что сегодня именно эклектический
подход является общепризнанным и эффективным в построении
коррекционного процесса.
Желаем удачи и профессионального роста по мере освоения
книги!
Помните, что психолог должен научить клиента действовать
в соответствии с древней мудростью:
Боже, дай мне силы преодолеть то, что я могу.
Дай мне терпение переносить то, что я не могу преодолеть.
И дай мне мудрость отличить первое от второго.
4
Стр.4
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Современные возможности психокоррекции с учетом новейших
технологий и разработок. Методические основы организации
психологической коррекции. Компоненты коррекционной деятельности.
Типы коррекционной работы. Особенности получения и использования
психологической информации для организации психологической
коррекции. Позиции психолога по отношению к клиенту
в практике коррекционной работы. Формы работы психолога.
Человек сам знает, куда ему нужно измениться прямо сейчас и
вообще. Может быть, он не понимает своего знания, но знание это
у него есть. А у психолога есть опыт и квалификация, которые нужны
человеку. Чтобы использовать как инструмент. Клиент может и
хочет, чтобы мы сделали «его человека», но не человека, как хотим
мы, а как хочет он. Даже если сначала он и не знает, как он хочет.
Тимур Гагин
Как часто в практике оказания психологической помощи бывают
ситуации, когда человеку нужен, например, опыт позитивного
мышления, а ему предлагают переживание
близости. Или нужен
опыт доверия, а его учат правильно
двигаться; нужен опыт
принятия себя и любви к себе,
а ему объясняют… В этих ситуациях
психологу, наверное, не
стоит удивляться, если хорошая и
рабочая техника начала давать
сбой: видимо ее применили не по
назначению. Видимо, она придумана
для другой разновидности
опыта, для другого его уровня. Поэтому прежде чем выбрать технику,
надо разобраться с тем, на каком уровне находятся проблема и
желаемый результат. С точки зрения Тимура Гагина, психолог должен
работать на том же уровне или же на уровень выше. Правда,
возможны исключения, но все-таки общее правило заключается в
том, что уровень коррекционного вмешательства должен совпадать
с уровнем задачи или располагаться выше.
Психокоррекция – управление
состоянием и поведением
человека. Инструментальная
технология создания устойчивой
модели поведения, или
замена существующей модели
поведения, или подавления
доминирующей модели поведения
человека.
5
Стр.5