МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Я. В. Погребная СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 032700.68 – Филология Программа «Теория литературы» Магистратура Ставрополь 2014 УДК 82.091 (075.8) ББК 83.3 я 73 П 43 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета П 43 Погребная Я.В. <...> В пособии представлены развернутые планы лекций со списками литературы, темы и планы практических занятий с библиографическими списками, терминологическим и теоретическим инструментарием, а также задания для контроля владения компетенциями и инновационные творческие задания. <...> Предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению 032700.68 – Филология по программе «Теория литературы». <...> УДК 82.091 (075.8) ББК 83.3 я 73 Рецензенты: канд. филол. наук, доцент О. А. Ганжара, канд. филол. наук, доцент А. М. Горбачев © Издательство Северо-Кавказского федерального университета, 2014 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целями освоения дисциплины «Сравнительно-историческое литературоведение» являются: - комплексное изучение содержания данной учебной дисциплины; -формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций магистранта, направленных на повышение общего интеллектуального уровня, совершенствования и развития аналитических и исследовательских навыков; -приобретение и продуктивное освоение предусмотренного программой объема знаний; Результатом освоения содержания дисциплины выступает формирование ряда общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. <...> Однако обращение к ранее изученным историческим периодам в развитии всемирной литературы, равно, как и репрезентация уже известных из историколитературных дисциплин и из истории отечественной и зарубежной <...>
Сравнительно-историческое_литературоведение.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Я. В. Погребная
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 032700.68 – Филология
Программа «Теория литературы»
Магистратура
Ставрополь
2014
Стр.1
УДК 82.091 (075.8)
ББК 83.3 я 73
П 43
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
П 43
Погребная Я.В.
Сравнительно-историческое литературоведение: учебнометодическое
пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. –
89 с.
В пособии представлены развернутые планы лекций со
списками литературы, темы и планы практических занятий с библиографическими
списками, терминологическим и теоретическим
инструментарием, а также задания для контроля владения компетенциями
и инновационные творческие задания.
Предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению
032700.68 – Филология по программе «Теория литературы».
УДК 82.091 (075.8)
ББК 83.3 я 73
Рецензенты:
канд. филол. наук, доцент О. А. Ганжара,
канд. филол. наук, доцент А. М. Горбачев
© Издательство Северо-Кавказского
федерального университета, 2014
2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целями освоения дисциплины «Сравнительно-историческое
литературоведение» являются:
- комплексное изучение содержания данной учебной дисциплины;
-формирование
ряда общекультурных и профессиональных
компетенций магистранта, направленных на повышение общего
интеллектуального уровня, совершенствования и развития аналитических
и исследовательских навыков;
-приобретение и продуктивное освоение предусмотренного
программой объема знаний;
Результатом освоения содержания дисциплины выступает
формирование ряда общекультурных, общепрофессиональных
и профессиональных компетенций.
Образовательная цель, достигаемая в процессе освоения содержания
дисциплины и его продуктивной интерпретации,
направлена на формирование общекультурных компетенций,
таких как:
- развитие интеллектуального и общекультурного уровня (ОК-1);
- формирование способности к самостоятельному обучению
новым методам филологического исследования (ОК-2);
- формирование способности порождать новые идеи, развитие
креативности мышления и научного творчества (ОК-6).
Общепрофессиональные компетенции, формируемые в результате
освоения данной дисциплины следующие:
- готовность осуществлять профессиональную коммуникацию
на государственном (русском) языке (ОПК-1);
- способность осуществлять профессиональное и личностное
самообразование, проектировать дальнейший образовательный
маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).
Дисциплина, в первую очередь, имеет целью сформировать у
будущих магистрантов соответствующие профессиональные
компетенции:
- способность демонстрировать знания современной научной
парадигмы в области сравнительного литературоведения и динамики
ее развития, системы методологических принципов и методических
приемов филологического исследования (ПК-1);
3
Стр.3
- способность демонстрировать углубленные знания в области
сравнительного литературоведения (ПК-2);
- сформировать способность к углублению и расширению
знаний по теории литературы и сравнительно-историческому литературоведению
(ПК-4);
- овладеть системой принципов и приемов филологического исследования
в области сравнительно-исторического литературоведения,
с использованием современных методик и технологий (ПК-6);
- в области научно-исследовательской деятельности:
- сформировать способность к углублению и расширению
знаний по теории литературы и компаративистике (ПК-4);
- развить навыки самостоятельного научно-исследовательского
творчества; овладеть системой принципов и приемов филологического
исследования в области компаративистики (ПК-5);
- овладение системой принципов и приемов филологического
исследования в области сравнительного литературоведения, с использованием
современных методик и технологий (ПК-6);
- в области педагогической деятельности:
- овладение навыками квалифицированной интерпретации
различных типов текстов, приобретение компетенций и навыков
педагогического и учебно-методического творчества (ПК-8),
- приобретение способности к составлению методических рекомендаций,
распределению материала по лекционным и практическим
занятиям (ПК-10);
- в области проектной деятельности, определять динамику
развития сравнительного литературоведения и его интеграцию с
другими областями гуманитарного знания (ПК-16).
В учебно-методическом пособии по специальной дисциплине
магистратуры «Сравнительно-историческое литературоведение»
представлены развернутые планы лекций со списками литературы
и темы практических занятий с вопросами для обсуждения и списками
литературы. Такое построение пособия вызвано тем, что содержание
практических занятий выступает продолжением и развитием
теоретического содержания дисциплины, репрезентируемого
на лекциях, и направлено на трансформацию полученного теоретического
знания в продуктивный статус.
В системе занятий по «Сравнительно-историческому литературоведению»
в магистратуре по программе «Теория литературы»
4
Стр.4
теоретическое содержание дисциплины полностью уравновешено
его адаптацией на практике. Такая дистрибуция содержания дисциплины
предоставляет преподавателю возможность реализовать специфичность
магистерского образования, в полной мере осуществить
адекватный перевод теоретических знаний в область практического
литературоведческого анализа, то есть достичь продуктивного
качества приобретенного магистрантами знания. Кроме того,
продуктивное знание будет гармонично дополнено актуализацией
ранее приобретенного репродуктивного: итоговый, обобщающий характер
дисциплины позволяет осуществить в ретроспективном порядке
актуализацию ранее приобретенных фактических знаний, а
также уже выработанных компетенций в области осуществления
практического литературоведческого анализа. Однако обращение к
ранее изученным историческим периодам в развитии всемирной литературы,
равно, как и репрезентация уже известных из историколитературных
дисциплин и из истории отечественной и зарубежной
литератур произведений, не означает их репродуктивного повторения.
Содержание дисциплины, направленной на актуализацию одного
из классических и чрезвычайно перспективных методов исследования
литературного процесса, творчества отдельного художника,
равно как и автономно рассматриваемого произведения (произведений),
предполагает сопоставительный анализ отечественной и зарубежной
литератур в различных аспектах и на разных уровнях диахронической
погруженности.
Целью практических занятий выступает, таким образом,
выработка соответствующих профессиональных компетенций и
общекультурных компетенций в области научно-исследовательской,
педагогической и проектной деятельности.
Практические занятия по данной специальной дисциплине
вместе с самостоятельной контролируемой работой составляют
единую систему практического освоения магистрантом теоретического
содержания дисциплины. Темы практических занятий не
дублируются в самостоятельной контролируемой работе. Оба типа
работы направлены на развитие разных профессиональных и
общекультурных компетенций магистранта в процессе освоения
дисциплины. Так работа магистранта на практических занятиях,
в первую очередь, направлена на развитие профессиональных
компетенций, на способность применения и адаптации
5
Стр.5