Лариса
Габуева
д-р экон. наук., проф.,
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Т.В. Абанкина – канд. экон.
наук, директор Института
развития образования
Государственного
университета – Высшей
школы экономики
А.С. Бараховский –
генеральный директор
Центра исследования
бюджетных отношений,
г. Москва
И.Н. Колчина – начальник
отдела методологии
финансового обеспечения
и оказания государственных
услуг Департамента бюджетной
методологии Минфина
России
А.Н. Кривенец – заместитель
начальника Управления
бюджетного учета
и отчетности Федерального
казначейства
Т.А. Мороз – руководитель
отдела учета и отчетности,
главный бухгалтер
администрации г. Ставрополя
Е.В. Мухтиярова –
заместитель министра
финансов Московской
области
С.В. Романов – директор
Департамента бюджетной
методологии Минфина России
Т.В. Саакян – заместитель
директора Департамента
бюджетной методологии
Минфина России
В.В. Сидоренко – директор
Департамента экономики
и финансов Правительства
Российской Федерации
зав. кафедрой экономики и управления
в социальной сфере РАНХиГС
при Президенте РФ
Эксперт номера
Кому выгодно
государственночастное
партнерство
Государственно-частное
партнерство (упрощенно – ГЧП)
в здравоохранении существует давно. В нем участвуют все
основные представители государственной и негосударственной
систем здравоохранения.
Уточним, что когда мы говорим о государственной системе,
то имеем в виду государственные и муниципальные
бюджетные, казенные и автономные медицинские, санаторно-курортные,
аптечные и иные учреждения и унитарные
предприятия, а также органы управления здравоохранением
и обязательным медицинским страхованием.
Негосударственная система представлена кабинетами частнопрактикующих
врачей, клиниками, аптеками, страховыми
медицинскими организациями, производителями и поставщиками
фармацевтической продукции, медицинских изделий
и т. п.
Партнерство – это симбиоз, реализация возможностей
контрагентов. То есть каждая из сторон выполняет то, что
ей удается лучше всего.
Читайте
продолжение
на с. 6
Стр.3
Учредитель
и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Максим Межанский
Издательский дом МЦФЭР
Директор
Валентин Гирихиди
Главный редактор
Екатерина Богданова
«МЦФЭР Госфинансы»
Руководитель
Наталья Зимина
nbzimina@mcfr.ru
Объединенная редакция
Руководитель
Алексей Смирнов
Заместитель руководителя
Марина Уткина
mutkina@mcfr.ru
Выпускающий редактор
Анастасия Сафонова
Верстка
Галина Радимова
Группа маркетинга
Руководитель
Татьяна Железняк
tzheleznyak@mcfr.ru
Бренд-менеджер
Наталья Молчановская
nmolchanovskaja@mcfr.ru
Размещение рекламы
Руководитель
Наталья Синицина
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
nsinitsina@mcfr.ru
Адрес редакции:
г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17.
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем:
129164, г. Москва, а / я 9. E-mail: mp@mcfr.ru
http://www.gosfi nansy.ru, www.profl it.ru
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 933-63-22, (495) 937-90-82
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62;
e-mail: pressa@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать»:
83545 (полугодовой), 83550 (годовой)
«Почта России»:
99077 (полугодовой), 99083 (годовой)
«Пресса России»:
44836 (полугодовой), 44838 (годовой)
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением
авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных
в журнале «Госуслуги: планирование, учет, налоги»,
допускается только с письменного согласия
редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-45688 от 07.07.2011.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 25.12.2014. Формат 70 Ч 108 1/16.
Усл. печ. л. 7,0. Тираж 7100 экз.
Изд. № 6752. Зак. № 1174-ОП.
Дата выхода в свет 19.01.2015
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25 / 20
Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1»
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр. И. Яковлева, 15.
Тел. +7(8352) 28-77-98, 57-01-87
www.volga-print.ru
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ
Кирилл Чагин
Поможет ли компенсация ликвидировать
очередников
Решаем проблему дефицита мест
в детских садах
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Наталья Фирсанова
К какой статье расходов отнести ремонт
авто
Отражение различных фактов хозяйственной жизни
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Игорь Гейц
ISSN 2226-1788
02
Матрица расчета имущественного
вычета
Новые положения налогового законодательства
2
9 772226 178153
№ 2 февраль 2015
24
18
12
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
Лариса Габуева, РАНХиГС при Президенте РФ
Кому выгодно государственно-частное
партнерство
Госучреждения и бизнес в конкурентной среде
6
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Изменения законодательства,
вступившие в силу, и актуальные
комментарии к ним
4
Стр.4
КАДРЫ И ОПЛАТА ТРУДА
Александр Даньшин
Не ходил в отпуск –
сам виноват?
Обзор судебной практики
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Ольга Монако
Без отражения резервов
отчетность будет
неполной
Анализируем особенности
счета 401 60
ДОКУМЕНТООБОРОТ
Валентина Бушуева
Первичка на контроле
Изменения в Инструкции № 157н
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Лариса Поломаренко
В Пенсионном фонде РФ
открыты новые сервисы
Сдаем расчет по форме РСВ-1 ПФР
ГОСЗАКУПКИ
Татьяна Бахтина
Заключаем контракт
с посредником
Чем отличаются агентские договоры
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
51
47
ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
Оценка результативности социального
стационарного обслуживания
Стимулирующие выплаты
в коллективном договоре
Новые формы документов
для размещения на сайте госзакупок
3
42
36
32
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Мария Миллиард
При реорганизации кассовые
выплаты уточнять не надо
Разбираемся с остатками субсидий
присоединенных учреждений
СПРАШИВАЛИ – ОТВЕЧАЕМ
Актуальные вопросы наших
читателей
ДАЙДЖЕСТ-NEWS
Мужской день
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
Инструкция № 157н – приказ Минфина России от 01.12.2010
№ 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского
учета для органов государственной власти (государственных
органов), органов местного самоуправления, органов
управления государственными внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных (муниципальных)
учреждений и Инструкции по его применению»
Инструкция № 174н – приказ Минфина России от 16.12.2010
№ 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета
бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
Инструкция № 183н – приказ Минфина России от 23.12.2010
№ 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета
автономных учреждений и Инструкции по его применению»
Указания № 65н – приказ Минфина России от 01.07.2013
№ 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации»
60
64
57
Стр.5
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Экспертные разъяснения
всех изменений законодательства
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
УСТАНОВЛЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ
Документ
Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 № 1339
«О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005»
Банковская гарантия можеть оформляться в письменной форме
на бумажном носителе или в форме электронного документа,
подписанного усиленной неквалифицированной электронной
подписью лица, имеющего право действовать от имени
банка, на условиях, определенных гражданским законодательством
и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В банковской
гарантии обязательно указывается: 1) право заказчика
представлять письмен ное требование об уплате денежной
суммы или ее час ти в случае ненадлежащего выполнения или
невыполнения поставщиком обязательств, обеспеченных гарантией;
2) перечень документов, представляемых заказчиком
банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты
денежной суммы по гарантии.
Также установлены требования и положения, которые недопустимо
включать в банковскую гарантию.
ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ИЗМЕНИЛСЯ
Документ
Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316
«О предельной величине базы для начисления страховых
взносов в Фонд социального страхования Российской
Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации
с 1 января 2015 г.»
В 2015 году коэффициент индексации предельной величины
базы для начисления страховых взносов на обязательное соцстрахование
на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством равен 1,073. С учетом индексации предельная
величина базы составит 670 000 руб. Предельная величина
базы для начисления взносов на пенсионное страхование с
учетом повышающего коэффициента 1,7, составит 711 000 руб.
Отметим также, что в 2015 г. и плановом периоде 2016–2017 гг. размеры
и порядок уплаты страховых тарифов на обязательное социальное
страхование не изменится и будет осуществляться в соответствии
с Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ (данная
норма установлена Федеральным законом от 01.12.2014 № 401-ФЗ).
4
№ 2 февраль 2015
Стр.6
Региональные
нормативные документы
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПОСОБИЯ НА ДЕТЕЙ ПРОИНДЕКСИРОВАНЫ
Документ
Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
Размер индексации пособий гражданам, имеющим детей, составляет
1,055. Напомним, что согласно письму ФСС РФ от
28.12.2011 № 14-03-18/05-16244 сумма пособия не округляется
до целых рублей. Его величину с учетом прошлогодней индексации
следует умножить на новый коэффициент. Так, в 2015 г.
размер пособий составляет: 1) единовременное пособие при
рождении ребенка – 14 497 руб. 80 коп. (13 741,99 Ч 1,055); 2) пособие
за постановку на учет в ранние сроки беременности –
543 руб. 67 коп. (515,33 Ч 1,055). Минимальный размер ежемесячного
пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до
1,5 лет – 2718 руб. 34 коп. (2576,63 Ч 1,055), за вторым и последующими
детьми – 5436 руб. 67 коп. (5153,24 Ч 1,055).
Законом о бюджете также увеличен размер материнского капитала.
Теперь он составляет 453 026 руб.
УТВЕРЖДЕНЫ НОВЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ СВЕДЕНИЙ О ЗАКУПКАХ
Документ
Письмо Федерального казначейства от 09.12.2014
№ 42-7.4-05/5.7-747 «О направлении форм документов
и указаний по их применению»
Сведения на сайт zakupki.gov.ru предоставляются согласно Порядку
регистрации заказчиков и иных лиц, на которых распространяется
действие Федерального закона от 05.04.2013 №
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд», за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» для размещения
информации о размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), утв.
приказом Федерального казначейства от 25.03.2014 № 4н.
С 1 января 2015 г. формы документов «Запрос на подтверждение
Сведений об организации», «Уведомление о подтверждении
(аннулировании) Запроса на подтверждение» передаются
по форме согласно приложениям № 5 и 6 к указанному письму.
Более не подлежат применению письма Федерального казначейства
от 19.12.2012 № 42-7.4-05/5.2-722; от 16.12.2013 № 42-7.405/3.2-809;
от 18.04.2014 № 42-7.4-05/5.7-260.
Об осуществлении госзакупок с применением агентских договоров
читайте на с. 51.
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
5
Стр.7
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
Лариса Габуева,
д-р экон. наук., проф.,
зав. кафедрой экономики
и управления в социальной
сфере РАНХиГС при
Президенте РФ
Кому выгодно
государственночастное
партнерство
В
последнее время органы власти все активнее
призывают организации к развитию государственно-частного
партнерства. С помощью
этого направления предполагается в т. ч. усилить
конкуренцию между госучреждениями и бизнесом и, как
следствие, – повысить качество предоставления государственных
услуг. Каким образом выстраиваются взаимоотношения
с частниками в сфере здравоохранения, рассказывает
наш эксперт.
обходимости
– Сегодня много говорят о неразвития
государственно-частного
партнерства, в
т. ч. в сфере здравоохранения. Какое
партнерство имеется в виду,
если медицинские организации и
сейчас покупают практически все
необходимые им товары и услуги у
коммерческих партнеров?
– В системе государственно-частного
партнерства (ГЧП) ключевым направлением
деятельности государства
является
реализация
своих
публичных
обязательств перед населением,
регулирование процессов
оказания бесплатных для населения
медицинских услуг в соответствии со
стратегическими приоритетами страны
и демографической ситуацией в
различных регионах. Для частного
сектора важно получать выгоду при
оказании возмездных услуг и реали6
зации
товаров, участвовать в государственных
проектах и программах.
Иногда участие частных медицинских
организаций в выполнении территориальной
программы государственных
гарантий оказания гражданам
РФ бесплатной медицинской
помощи (включая территориальные
программы ОМС)
рассматривается
как наиболее приемлемый на современном
этапе вид ГЧП.
Однако в отрасли этот вид партнерства
воспринимается неоднозначно –
перераспределяются
объемы
государственного
задания, а значит, и
финансовые средства консолидированных
бюджетов здравоохранения.
Есть и другая сторона: существующее
регулирование системы оказания
медицинской помощи требует
единства тарифов, способов планирования
и оплаты оказанных меди№
2 февраль 2015
Стр.8
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
цинских услуг (в последнее время –
по законченному случаю лечения
в стационаре и по подушевому нормативу
в поликлинике). Это обязывает
частные организации соблюдать
порядки и стандарты оказания медицинской
помощи.
На мой взгляд, сейчас ГЧП в сфере
здравоохранения предполагает использование
не только «традиционных»
подходов – нужно сформировать
новые региональные концепции такого
партнерства. В их основе должны
быть учтены приоритеты структурных
преобразований
бесплатной медицинской помощи, ее
перераспределение между
видов и объемов
государственными
и частными организациями
в интересах граждан и региональной
системы здравоохранения.
– Обычно упоминаются две задачи,
которые планируется решить
с помощью ГЧП: привлечение инвестиций
и повышение эффективности
деятельности. Но в стране
только что закончилась программа
модернизации здравоохранения
и были сделаны значительные
вложения в материально-техническую
базу. Насколько сейчас актуально
привлечение инвестиций?
– Оценка медицинской и социальной
эффективности деятельности государственных
учреждений, понимаемой
как достижение установленных
показателей общественного здоровья
на
региональном и федеральном
уровнях управления здравоохранением,
невозможна без сопоставления
достигнутых результатов с затратами.
В этой связи перенос части затратных
функций (например, питания
больных, стирки белья, уборки помещений
и т. п.) с собственных служб учреждения
на
частные
организации позволяет выГОСУСЛУГИ:
планирование учет налоги
специализированные
свободить часть времени менеджмента,
оптимизировать штатные расписания
лечебно-профилактических учреждений
(ЛПУ) и, как следствие,
повысить экономическую эффективность
деятельности.
Аутсорсинг так называемых обеспечительных
процессов и модернизация
изношенных основных средств за счет
средств частного инвестора – это то,
что находилось, как правило, вне рамок
проведенных программ модернизации,
которые были направлены
прежде всего на обновление материально-технической
базы для обеспечения
лечебно-диагностического
процесса.
Справедливости ради следует
сказать, что при выполнении ряда
жестких
требований
модернизация
могла быть осуществлена и в отношении
иного оборудования.
Нужно также вспомнить, что на момент
начала программ модернизации
не был завершен процесс принятия
федеральных порядков и стандартов
оказания медицинской помощи.
Часть этих документов была утверждена
после завершения региональных
программ модернизации. Новые порядки
и стандарты потребовали инвентаризации
балансовых основных
средств, и ревизия, проведенная в
2013–2014 гг., выявила их дефицит или
избыток по сравнению с «табельным»
оснащением. Все это говорит об актуальности
механизмов ГЧП как в части
аутсорсинга обременительных вспомогательных
процессов, так и в части
лизинга основных средств за счет вложений
частного инвестора – для укомплектования
оборудованием в соответствии
с порядками, что позволит
выполнять стандарты оказания медицинской
помощи в полном объеме.
Иногда государственному учреждению
целесообразно поручить частной
медицинской организации, участвую7
Стр.9