Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Управление начальной школой

Управление начальной школой №10 2014 (201,04 руб.)

0   0
Страниц84
ID312979
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №10 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312979 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Разработка адаптированной образовательной программы начального общего образования Оценивание индивидуальных образовательных достижений младших школьников Математическая олимпиада для учащихся начальной школы Сценарий конкурсноигрового мероприятия «Суперсемья» Открыта подписка на I полугодие 2015 года Журнал «Управление начальной школой» Выгодно! <...> ОКТЯБРЬ/2014 №10 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56», г. Санкт-Петербург Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно <...>
Управление_начальной_школой_№10_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№10_2014.pdf
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. ОКТЯБРЬ/2014 №10 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56», г. Санкт-Петербург Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно», г. Москва Отдел по работе с клиентами: Тел.: (495) 937-90-82, 933-63-17; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте: по факсу: (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. МЦФЭР Образование Коммерческий директор – Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Пинашина Т.А. tpinashina@mcfr.ru Редактор: Сайкова Н.В. nsaykova@mcfr.ru Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 03.10.2014. Дата выхода в свет 19.09.2014. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6446. Заказ № 4486 ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт: www.chpd.ru, тел./факс: 8(495)988-63-87 © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2071-2251 10 9 772071 225149
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Новый образовательный стандарт в действии Науменко Ю.В., Науменко О.В. 4 Разработка адаптированной образовательной программы начального общего образования Содержательные особенности пояснительной записки и раздела «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования». Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования детьми с ОВЗ. Подбор программ отдельных учебных предметов и курсов. Особенности составления учебного плана. Примерная схема тематического планирования рабочей программы, когда ребенок с ОВЗ учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации. Контроль и оценка результатов обучения Кузнецова М.И. 16 Оценивание индивидуальных образовательных достижений младших школьников (на примере предмета «Русский язык») Основные характеристики качественных контрольно-измерительных материалов. Контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить образовательные результаты, важные с точки зрения основных нормативных документов. Контрольно-измерительные материалы, позволяющие максимально объективно оценить уровень достижений учащихся. Контрольно-измерительные материалы, способствующие повышению качества образования благодаря обеспечению надежной обратной связи. Организация учебного процесса Белозерова Н.Н. 31 Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе Методические рекомендации для учителей начальной школы по организации работы младших школьников в паре и группе для развития навыков сотрудничества со сверстниками. Инновации и перемены Игнатьева А.С. 36 Виртуальное путешествие как форма внеурочных занятий в начальной школе Организация виртуального путешествия. Создание виртуальной экскурсии с учащимися 3–4-х классов. Технологическая карта проекта «Мой прекрасный город».
Стр.4
Копилка современных форм воспитательной работы Шишкова А.П. 41 Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в рамках программы «Моя малая родина» Методы проведения занятий в рамках программы «Моя малая родина». Формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Учебно-тематический план реализации проекта «Моя малая родина» по классам: 1-й класс «Основы знаний по истории города», 2-й класс «Красота и неповторимость нашей природы», 3-й класс «Люди нашего края и их достижения», 4-й класс «Наша область – часть огромной России». Методическая мастерская Сырицына С.И. 52 Математическая олимпиада для учащихся начальной школы Положение о проведении математической школьной олимпиады «Эрудит» для учащихся 2–4-х классов. Программа проведения математической школьной олимпиады «Эрудит». Задания школьной математической олимпиады по классам. Хирьянова И.С. 58 Телекоммуникационный проект для младших школьников «Путешествие Лунтика по городу» Поэтапное описание телекоммуникационного проекта для младших школьников «Путешествие Лунтика по городу», разработанного с целью формирования у обучающихся осознанного и ответственного отношения к выполнению правил безопасности. Каждый этап посвящен безопасности Лунтика на дороге, дома, за компьютером. Открытый урок Куминова Е.Н. 67 «Путешествие по странам» Классный час по толерантности для учащихся 2-го класса. Описание хода классного часа. Праздник в начальной школе Зоричева Е.П. 73 «Суперсемья» Сценарий конкурсно-игрового мероприятия для младших школьников. Описание конкурсов для семей-участников: «Визитка», «Эрудит», «Очумелые ручки», «Генеалогическое древо», «Семейная самодеятельность». А также 78 Веселая переменка От редакции Уважаемые читатели! Отправляя письма с материалами в редакцию, не забывайте указывать свои контактные данные: телефон, e-mail.
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 10/2014 Новый образовательный стандарт в действии Ю.В. Науменко, д-р пед. наук, проф. кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», О.В. Науменко, канд. пед. наук, доцент кафедры «Теория и методика начального образования» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Разработка адаптированной образовательной программы начального общего образования В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») есть однозначные ориентиры для организации инклюзивного образования: • адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст. 2); • дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) (ст. 55); • образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 79); • отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ (ст. 79); 4 • Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, который может создаваться органами местного самоуправления, оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации адаптированных общеобразовательных программ,
Стр.6
Новый образовательный стандарт в действии обу чения и воспитания обучающихся, в т. ч. включая помощь в разработке адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ (ст. 42). Таким образом, возможны три ситуации, связанные с организацией обучения ребенка с ОВЗ: 1) ребенок с ОВЗ учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации; 2) ребенок с ОВЗ учится в массовой общеобразовательной организации, но в отдельном классе совместно со сверстниками, имеющими схожие проблемы в психофизическом развитии; 3) ребенок с ОВЗ учится вместе со сверстниками, имеющими схожие проблемы в психофизическом развитии, в отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. Ситуации 2 и 3 автоматически предполагают, что ребенок с ОВЗ не только посетил ПМПК, но и его родители согласились, что ему необходимы специальные условия для получения образования (ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Эти специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ спроектированы в адаптированной образовательной программе, которая в этих ситуациях является единственно возможным нормативным документом, регламентирующим образовательный процесс для гомогенной группы детей с ОВЗ. Ситуация 1 предполагает, что несмотря на то что ребенок с ОВЗ учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации, родители согласны, что ему необходимы специальные условия для получения образования, которые рекомендованы ПМПК. Но в этой ситуации не проектируется отдельная самостоятельная образовательная программа для ребенка с ОВЗ, т. к. уже существует и реализуется основная образовательная программа (далее – ООП) для нормативно развивающихся одноклассников. Эта ООП должна быть адаптирована (модифицирована) с учетом психофизиологических возможностей и образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. Помощь педагогам массовой общеобразовательной организации в проектировании, реализации и отслеживании результатов адаптированной образовательной программы должны оказать специалисты территориального Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся. Сколько адаптированных образовательных программ может быть в массовой общеобразовательной организации? Очевидно, несколько – в зависимости от количества обучающихся с ОВЗ и от различий в их психофизиологических возможностях. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС), определено, что ООП начального общего образования (соот5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 10/2014 Новый образовательный стандарт в действии ветственно и адаптированная образовательная программа) должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: а) пояснительную записку; б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП начального общего образования; в) систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: а) программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; б) программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; в) программу духовнонравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; г) программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; д) программу коррекционной работы. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации ООП. Организационный раздел включает: а) учебный план начального общего образования; б) план внеурочной деятельности; в) систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации ООП начального общего образования. Рассмотрим теперь подробнее содержательные особенности некоторых разделов адаптированной образовательной программы, которые, по нашему мнению, представляют наибольшую сложность в проектировании. Содержательные особенности пояснительной записки В пояснительной записке адаптированной образовательной программы необходимо охарактеризовать психофизиологические особенности ребенка с ОВЗ, которые провоцируют трудности в освоении ООП, создают потенциальные препятствия к обучению, развитию и социальной адаптации. Также необходимо указать принципы и подходы к организации образова6 тельной деятельности ребенка с ОВЗ и уточнить специальные условия для получения образования ребенком с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание образовательной организации и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ ребенком с ОВЗ (ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Стр.8
Новый образовательный стандарт в действии В ситуации 3 специальные условия получения образования ребенком с ОВЗ должны соответствовать рекомендациям ПМПК и гарантировать в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Согласно ст. 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь должна включать в себя: а) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей); б) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; в) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; г) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Если массовая общеобразовательная организация не может предоставить весь комплекс (или какую-то часть) психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ребенку с ОВЗ, то она может и должна установить сетевое взаимодействие с территориальным или региональным Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 15, 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В этом случаи в пояснительной записке должны быть прописаны формы взаимодействия и степень ответственности массовой общеобразовательной организации и Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Обращаем внимание, что в пояснительной записке все эти вопросы должны быть отражены конспективно (на уровне фактов), т. к. подробно они будут описаны в разделе «Система условий реализации адаптированной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования». Содержательные особенности раздела «Планируемые результаты освоения ООП» В разделе «Панируемые результаты освоения ООП начального общего образования» необходимо уточнить и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися ООП. Для описания образа выпускника, личностных и метапредметных результатов мы разделяем детей с ОВЗ на четыре категории (независимо от конкретного вида нарушения, установленного ПМПК). В качестве отличительного признака мы взяли готовность ребенка к обучению, которая определяется: 1) тяжестью нарушения его психического развития; 2) эффективностью ранней коррекционной помощи. Группа А – дети, которым эффективная ранняя коррекционная помощь помогла минимизировать последствия незначительных нарушений психического развития. К моменту поступления в школу они достигли уровня развития, близкого к возрастной норме. Они имеют положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Поэтому могут получить в полном объеме образование в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, находясь в среде здоровых сверстников и в те же календарные сроки. По отношению к ним можно говорить о полноценном цензовом образовании (качество образования). 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.