Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Управление начальной школой

Управление начальной школой №7 2014 (201,04 руб.)

0   0
Страниц84
ID312976
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №7 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312976 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№7/июль/2014 www.menobr.ru Формирование регулятивных УУД у обучающихся на уроках английского языка Воспитание культуры поведения у младших школьников через игровую деятельность Организация кукольного театра в начальной школе Сценарий праздника «В гостях у матушки Гусыни» Держим в курсе событий menobr.ru resobr.ru Общайтесь с коллегами, получайте свежие новости и следите за изменениями в сфере образования даже в отпуске! <...> 4 Внеурочная и урочная деятельность младших школьников: разграничение понятий Понятие «внеурочная деятельность». <...> Нормативные документы, содержащие основные положения, установки, влияющие на организацию внеурочной деятельности обучающихся. <...> Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки младших школьников, согласно СанПиН 2.4.2.2821-10. <...> 11 Приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у школьников на уроках английского языка Регулятивные универсальные учебные действия. <...> Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у школьников на уроках английского языка: организация целеполагания учащимися; формирование у обучающихся действий планирования, прогнозирования, контроля, оценки и коррекции. <...> Задания на развитие у школьников действий контроля и самоконтроля: тестово-диагностическая и проверочная работы по английскому языку во 2-м классе по теме «The Present Simple Tense». <...> Копилка современных форм воспитательной работы Хирьянова И.С., Суховая К.К. <...> 20 Воспитание культуры поведения у младших школьников через игровую деятельность Примерный тематический план занятий, направленных на повышение уровня культуры поведения у младших школьников. <...> Подробное описание игр и игровых занятий, направленных на повышение уровня культуры поведения у младших школьников: «Волшебное зеркало», «Этический заряд», «Школа вежливости», «Доброе слово, что ясный день», «Ребята, давайте жить дружно!», «Волшебные сундучки», «Культура поведения <...>
Управление_начальной_школой_№7_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№7_2014.pdf
Учредитель и издатель: ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор МЦФЭР Образование – Дулинов М.В. ИЮЛЬ/2014 №7 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт МЦФЭР Образование Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт МЦФЭР Образование Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56», г. Санкт-Петербург Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно», г. Москва Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. МЦФЭР Образование Коммерческий директор – Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Пинашина Т.А. tpinashina@mcfr.ru Редакторы: Сайкова Н.В. nsaykova@mcfr.ru Кашкина С.Ю. Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами: Тел.: (495) 937-90-82, 933-63-17; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте: по факсу: (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 30.05.2014. Дата выхода в свет 19.06.2014. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6215. Заказ № 585-ОП ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15. Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru. © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2071-2251 07 9 772071 225149
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Новый образовательный стандарт в действии Чернобай Е.В., Баграмян Э.Р. 4 Внеурочная и урочная деятельность младших школьников: разграничение понятий Понятие «внеурочная деятельность». Нормативные документы, содержащие основные положения, установки, влияющие на организацию внеурочной деятельности обучающихся. Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки младших школьников, согласно СанПиН 2.4.2.2821-10. Режим внеурочных занятий. Отличия внеурочных занятий от урочных. Карта реализации основных разделов основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Методическая мастерская Кузнецова О.В., Филичева Н.А. 11 Приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у школьников на уроках английского языка Регулятивные универсальные учебные действия. Многобалльное оценивание на критериальной основе. Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у школьников на уроках английского языка: организация целеполагания учащимися; формирование у обучающихся действий планирования, прогнозирования, контроля, оценки и коррекции. Цели тестово-диагностических работ. Задания на развитие у школьников действий контроля и самоконтроля: тестово-диагностическая и проверочная работы по английскому языку во 2-м классе по теме «The Present Simple Tense». Копилка современных форм воспитательной работы Хирьянова И.С., Суховая К.К. 20 Воспитание культуры поведения у младших школьников через игровую деятельность Примерный тематический план занятий, направленных на повышение уровня культуры поведения у младших школьников. Подробное описание игр и игровых занятий, направленных на повышение уровня культуры поведения у младших школьников: «Волшебное зеркало», «Этический заряд», «Школа вежливости», «Доброе слово, что ясный день», «Ребята, давайте жить дружно!», «Волшебные сундучки», «Культура поведения на переменах». Притча о добре и зле.
Стр.4
Открытый урок Клебанова Ю.В., Маншилина И.Е. 58 «Корзина с еловыми шишками» Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4-м классе. Описание хода урока. Праздник в начальной школе Развитие творческой активности учащихся Лазарева Г.Е. 35 Организация кукольного театра в начальной школе Влияние театральной деятельности на развитие детей. Цели, задачи и особенности программы «Кукольный театр “Теремок”». Методические принципы работы кукольного театра. Планируемые результаты освоения программы. Учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование занятий в рамках программы школьного кукольного театра «Теремок». Описание занятия в школьном кукольном театре по сказке «Битый небитого везет». Документы 46 Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в 2014/15 учебном году Извлечения из приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Мацько Г.Р. 64 «В гостях у матушки Гусыни» Литературный час для учащихся 2–3-х классов, посвященный ознакомлению детей с английским фольклором. Стихотворения, загадки, творческие задания. Список английских стихотворений в переводе С.Я. Маршака, Г.Л. Варденги и др. для инсценировки (выразительного чтения) младшими школьниками. А также 76 Календарь знаменательных событий и памятных дат августа 79 Веселая переменка От редакции Уважаемые читатели! Отправляя письма с материалами в редакцию, не забывайте указывать свои контактные данные: телефон, e-mail.
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 7/2014 Новый образовательный стандарт в действии В статье рассмотрены ключевые понятия, связанные с внеурочной деятельностью учащихся в ходе реализации основной образовательной программы начального общего образования. Также приводится карта реализации основных разделов основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Е.В. Чернобай, д-р пед. наук, директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Э.Р. Баграмян, канд. пед. наук, зам. директора Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Внеурочная и урочная деятельность младших школьников: разграничение понятий Понятие «внеурочная деятельность» Недопонимание термина «внеурочная деятельность» порождает множество проблем при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС). Рассмотрим это понятие подробнее. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) общеобразовательной организации*. Внеурочная деятельность служит достижению основных целей, задач и планируемых результатов ООП каждого из уровней образования. Известно, что ООП любого уровня образования в соответствии с требованием ФГОС реализуется общеобразовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяются общеобразовательной организаци4 * См.: письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». – Примеч. ред.
Стр.6
Новый образовательный стандарт в действии Это полезно знать Основные положения, установки, влияющие на организацию внеурочной деятельности учащихся, представлены в следующих нормативных документах: • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». ей самостоятельно в соответствии с ее типом, видом, целями и задачами, а также запросами всех участников образовательного процесса*. Важно понимать, что по целям, задачам и содержанию обучения образовательная деятельность в рамках реализации ООП каждого уровня общего образования делится на учебную и внеучебную. Именно этот вопрос вызывает недопонимание в среде педагогов. Учебная (по целям, задачам и содержанию) деятельность по форме организации подразделяется: • на урочную – учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классноурочной форме; • внеурочную – учебные занятия в формах, отличных от классно-урочной, проводимые в рамках учебного плана по предметным областям, по программе формирования и развития универсальных учебных действий, программе коррекционной работы, программе формирования ИКТ-компетенций, программе учебно-исследовательской и проектной деятельности, другим подпрограммам ООП общего образования; научно-практические конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т. д. Внеучебная (по содержанию) деятельность по форме организации является внеурочной, осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальные практики, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, военно-патриотические объединения и т. д.). Недельная образовательная нагрузка Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных организациях» (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. постановлением Главного государствен* См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (пп. 16, 17, 19.3, 19.6, 19.10). – Примеч. ред. 5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 7/2014 Новый образовательный стандарт в действии ного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”». В таблице представлены гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки учащихся, заданные СанПиН 2.4.2.2821-10. Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки учащихся Классы 1– 226 326 426 Режим внеурочных занятий Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 6-дневной неделе не более при 5-дневной неделе не более 21 23 23 23 Режим внеурочных занятий может быть следующим: • внеурочные занятия организуются для одного класса, групп на параллели, групп на уровне образования; • внеурочные учебные занятия проводятся в рамках расписания учебных занятий (в т. ч. нелинейного); • внеурочные внеучебные занятия проводятся за рамками расписания учебных занятий, в т. ч. в выходные дни и в каникулярное время. Длительность занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 мин в день для обучающихся 1–2-х классов и не более 1,5 ч в день – для обучающихся остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов следует проводить не чаще двух раз в неделю, с ограничением длительности просмотра до 1 ч для обучающихся 1–3-х классов и 1,5 ч – для обучающихся 4–8-х классов. Организационным механизмом реализации ООП является план внеурочной деятельности. Он определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов учащихся и возможностей общеобразовательной организации (приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»). Для реализации программы курсов внеурочных занятий предполагается 6 как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (аудиторных, внеаудиторных) со школьниками, так и возможность организации занятий крупными блоками (походы, экспедиции, экскурсии, коллективно-творческие дела и т. д.). Возможно использование части часов внеурочной деятельности в
Стр.8
Новый образовательный стандарт в действии период каникул – для организации тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательной организации и образовательных учреждений дополнительного образования детей. В результате введения ФГОС возникает синергетический эффект учебной и внеучебной деятельности (в т. ч. урочной и внеурочной деятельности) обучающихся. Карта реализации основных разделов ООП через урочную и внеурочную деятельность представлена в приложении. Одним из педагогических рисков в работе по ФГОС является перегрузка обучающихся. Причина ее – проведение внеурочных занятий в той же форме, что и классно-урочных. Учащиеся сидят за теми же партами, где 20–30 мин назад проходил урок, на внеурочных занятиях используются те же самые формы и методические приемы организации учебного процесса. Родители учащихся порой даже называют внеурочные занятия «второй сменой». Педагогам важно это учитывать при организации внеурочной деятельности младших школьников. Отличия внеурочных занятий от урочных Между тем внеурочные занятия, безусловно, должны отличаться от урочных по ряду существенных признаков: • они имеют практико-деятельностную основу; • дают возможность детям выбирать виды деятельности; • учащимся разрешается свободное передвижение по кабинету (местности), в котором проводится внеурочное занятие; • не предусматривается выставление отметок по итогам деятельности детей; • педагог имеет возможность организации взаимодействия детей на основе проектной деятельности; • педагог выполняет ряд новых функций: тьютора, фасилитатора, навигатора, руководителя проекта. Проведение внеурочных занятий должно обеспечивать снижение общей перегрузки младших школьников. На каждом уровне общего образования предлагается свой вариант использования часов внеурочной деятельности: в начальной и средней школе определена максимально возможная нагрузка школьников – до 1350 и 700 ч соответственно; для основной школы общеобразовательная организация самостоятельно определяет объем. Как правило, общий объем распределяется по годам и неделям, при этом отсутствие минимальной границы нагрузки обусловливает вариативность подходов к решению задачи внеурочной деятельности. 7
Стр.9