Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник классного руководителя

Справочник классного руководителя №1 2015 (275,00 руб.)

0   0
Страниц84
ID312886
АннотацияПрактический журнал по организации воспитательной работы, учебного процесса и внеурочной деятельности в школе для классного руководителя. Лучшие примеры из практики и рекомендации ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права, приведенные на страницах журнала, помогут классному руководителю проводить эффективную воспитательную работу, успешно проходить проверки контролирующих органов и контролировать учебный процесс.
Справочник классного руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №1 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312886 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№1/январь/2015 И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО www.menobr.ru Организация физического воспитания Особенности отношения младших школьников к детям с ОВЗ Общение подростков со сверстниками Рефлексивно-деловая игра для классных руководителей ЛУЧШЕЕ ИЗ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Реклама Директ-папка «МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ», выпуск 2014 года «Реализация Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в разъяснениях и примерах» Принимаемые в развитие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты вызывают у руководителей образовательных организаций много вопросов и требуют дополнительных разъяснений. <...> : 8 (495) 937-9082, 933-6317 E-mail: ap@mcfr.ru В интернет-магазине: www.proflit.ru/edu На почте по каталогам: «Роспечать» – 36904 «Почта России» – 99682 «Пресса России» – 88064  Формирование структуры ОООрганизация образовательного процесса  Требования к педагогическим работникам  Сетевое взаимодействие ОО  Использование средств обучения и воспитания образовательных организаций № 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. <...> Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики Департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры развития образования <...>
Справочник_классного_руководителя_№1_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_классного_руководителя_№1_2015.pdf
№ 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики Департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Шавринова Е.Н. – к. п. н., заведующий Институтом развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования № 1 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Управляем воспитательным процессом Нечаев М.П. 4 Управленческая деятельность заместителя руководителя образовательной организации по воспитательной работе Принципы деятельности. Основные задачи. Направления работы Водяницкая О.И. 10 Организация физического воспитания в образовательной организации: основные понятия о здоровье Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Распределение обучающихся на медицинские группы. Освобождение и допуск к занятиям. Ограничения и противопоказания для занятия физической культурой Анисимова М.В., Бегун И.С. 22 Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий и осуществление контроля за их проведением. Музыкальное сопровождение комплексов физических упражнений. Рекомендации по проведению гимнастики с обучающимися начальной школы Растем профессионально Безруких М.М., Филиппова Т.А. 29 Влияние школьных факторов риска и факторов семейного риска на здоровье детей Социальные и экологические условия. Условия учебно-воспитательного процесса. Характеристика школьных факторов риска Ерхова М.В. 38 Обучение классных руководителей способам вовлечения школьников в воспитательные мероприятия через развитие их внутренней мотивации Рефлексивно-деловая игра «Способы вовлечения школьников в воспитательные мероприятия» Обласова Л.С., Шарикова Л.А. 43 Информационный семинар «Стрессы. Первая помощь в острой стрессовой ситуации» Признаки и стадии стресса. Стресс и дистресс. Первая помощь в острой стрессовой ситуации. Методы повышения стрессоустойчивости 2
Стр.4
№ 1 • 2015 Работаем с классом Широбокова Т.С. 49 Особенности общения подростков со сверстниками Возрастные особенности общительности. Дружба и товарищество. Чувство одиночества. Подростковый жаргон. Тест «Оценка уровня общительности» Общаемся с родителями Щербакова А.М. 57 Особенности отношения младших школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья Источник информации и отношение к детям-инвалидам Работаем с документами 63 Обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам» 69 Перечень видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» (извлечение) Календарь 74 Международный день без Интернета В фокусе 77 Новости образования 3
Стр.5
УПРАВЛЯЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ М.П. Нечаев, д-р пед. наук, проф. кафедры управления развитием образовательных систем ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования Управленческая деятельность заместителя руководителя образовательной организации по воспитательной работе Заместитель руководителя образовательной организации по воспитательной работе (далее – зам. руководителя по ВР) – непосредственный и основной организатор воспитательного процесса в школе. От уровня его профессиональной компетентности зависит не только качество воспитательной системы школы, но и уровень организации жизнедеятельности общешкольного коллектива. Принципы деятельности Сегодня, в связи со сменой обра зовательной парадигмы, заметно меняются содержание, формы и методы его работы. Начинают доминировать системно-деятельностный, компетентностный, программно-целевой, вариативный подходы 4
Стр.6
№ 1 • 2015 Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников служат квалификационные характеристики, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» (в ред. от 31.05.2011). к о рганизации воспитательного процесса, гуманистическая направленность последнего. Исходя из этого, можно представить следующую иерархию основн ых принципов деятельности зам. руководителя по ВР: 1. Гуманистическая направленность: в центре внимания личность обучающегося в ее развитии, обеспечение прав и свобод ребенка. 2. Принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса: участие в нем самих воспитанников, их родителей, педагогов, работающих с ученическим коллективом. 3. Принцип системности: обеспечение системы субъект-субъектного взаимодействия всех участников воспитательного процесса в образовательной организации (далее – ОО). 4. Принцип целесообразности и природосообразности: выбор конкретных форм организации воспитательного процесса проводится с учетом реальных целей воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их ценностных ориентаций, уровня развития общешкольного коллектива. Специфика деятельности зам. руководителя по ВР определяется типом ОО, контингентом обучающихся и педагогов, сложившейся в нем воспитательной системой, традициями. Она отражается в особенностях организации жизнедеятельности общешкольного коллектива, доминирования тех или иных форм и методов воспитания, осуществляемых на основе тесной интеграции урочной и внеурочной деятельности. Приоритетом организации воспитательной деятельности зам. руководителя по ВР является формирование нравственно-ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность личности, соответствующих насущным интересам детей и социальному заказу органам воспитания, отраженному в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» устанавливаются меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей. Среди них: – внед рение современных программ гражданскопатриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации; – обесп ечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей; – внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей. 5
Стр.7
Управляем воспитательным процессом Основные задачи Зам. руководителя по ВР, учитывая особенности детского, педагогического и родительского коллективов, осуществляет необходимую управленческую деятельность для создания благоприятной микросреды и комфортного психологического климата в учебном заведении, а также координирует усилия всех взрослых участников процесса воспитания. В силу этого его основными задачами являются: 1. Обеспечение условий каждой личности для вхождения в социальную жизнь на данном уровне культуры с учетом возрастных особенностей. 2. Формирование общешкольного коллектива как воспитательной системы. 3. Создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с педагогическим и родительским коллективами, внешкольными общественными организациями и учреждениями, создание предметной среды). 4. Организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения. 5. Диагностика, регулирование и коррекция воспитательного процесса в ОО, Направления работы индивидуального пути развития каждого воспитанника. Целью управленческой деятельности зам. руководителя по ВР является организация функционирования системы «педагог – обучающийся – родитель». Работа с педагогическими кадрами Цель работы с педагогическими кадрами – организация взаимодействия классных коллективов. 1. Методическая работа с классными руководителями. Цель: повышение научно-методического уровня профессиональных знаний, умений, навыков классных руководителей. Содержание: управление воспитательным процессом в классном коллективе, освоение современных технологий и методик воспитания, разработка сценариев коллективных творческих дел, развитие ученического самоуправления, организация классных собраний и классных часов, психолого-педагогическое обеспечение процесса воспитания, исследовательская работа в классе, диагностический анализ в воспитании личности школьников и т. д. Основные формы и методы: методические объединения, лекции, семинары, дискуссии, круглые столы, педагогические чтения, деловые игры, «мозговой штурм», психолого-педагогические консилиумы, открытые воспитательные мероприятия. Результат: удовлетворенность классных руководителей занятиями и практическое использование обсуждаемых вопросов в работе при организации жизнедеятельности классного коллектива. 2. Инструктивно-методическая работа с педагогами. Цель: анализ и оценка организации жизнедеятельности общешкольного коллектива, координация работы всех участников воспитательного процесса для достижения поставленной цели. Содержание: информация и разъяснение нормативных актов и документов; освещение событий, происходящих в ОО; организация взаимодействия обще6
Стр.8
№ 1 • 2015 школьного коллектива; сообщение о результатах проделанной работы и ее анализ; постановка новых целей и задач и т. д. Основные формы и методы: оперативные совещания, планерки, отзывы, информирование, анализ и самоанализ, отчеты и самоотчеты. Результат: информированность педагогов, гласность, ритмичность в работе, своевременная коррекция и устранение недостатков, скоординированность и согласованность действий, четкая организация труда. 3. Индивидуальная работа с педагогами. Цель: оказание помощи педагогам в практической деятельности. Содержание: состоит из запланированной и незапланированной частей. Определяется конкретными потребностями и запросами педагогов. Основные формы и методы: консультации, беседы, советы, практический показ. Результат: использование рекомендаций в работе педагога. 4. Обмен опытом работы. Цель: обобщение передового педагогического опыта воспитательной работы в ОО. Содержание: охватывает все категории воспитания (цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, технологии и т. д.). Основные формы и методы: педагогические советы, научно-практические конференции, круглые столы, педагогические чтения, дискуссии, открытые воспитательные мероприятия. Результат: практическое использование обсуждаемого опыта работы. 5. Координация работы с предметными методическими объединениями. Цель: выработка единых подходов и педагогических требований к этике взаимоотношений, согласование планов организации внеурочной деятельности обучающихся по предметным циклам, реализация целей воспитания в учебном процессе. Содержание: рассмотрение педагогических требований как этических норм взаимоотношений, методика реализации воспитательных функций урока, планирование познавательных видов деятельности с обучающимися и общешкольных коллективных творческих дел. Основные формы и методы: заседания предметных методических объединений, педагогические советы, доклады, выступления, публикации, методические разработки, планирование. Результат: скоординированность и согласованность в действиях на основе единого планирования, определенные воспитательные традиции, гуманистический дух взаимоотношений, единство воспитательных взаимодействий педагогов на основе педагогической этики. 6. Работа с педагогами дополнительного образования. Цель: оказание методической помощи педагогам, координация их деятельности с общешкольным планом воспитательной работы. Содержание: планирование деятельности с обучающимися по подготовке общешкольных коллективных творческих дел, их разработка и организация, методическая учеба. 7
Стр.9