№ 8 • 2010
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. – первый заместитель директора,
главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии
Международного университета «Дубна»
Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования
ГАОУ ВПО «Московский институт
открытого образования»
Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование»
Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР
ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой
г. Москвы
Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной
политики Департамента образования г. Москвы
Тараданова И.И. – заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере общего образования
Минобрнауки России
Седова С.В. – руководитель структурного подразделения
школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576
г. Москвы
Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры
развития образования ФГАОУ ДПО «Академия
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования»
Шавринова Е.Н. – к. п. н., заведующий Институтом развития
образования Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования
№ 1
2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Управляем воспитательным процессом
Нечаев М.П.
4 Управленческая деятельность заместителя
руководителя образовательной организации
по воспитательной работе
Принципы деятельности. Основные задачи. Направления работы
Водяницкая О.И.
10 Организация физического воспитания
в образовательной организации: основные понятия
о здоровье
Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
Распределение обучающихся на медицинские группы. Освобождение и допуск
к занятиям. Ограничения и противопоказания для занятия физической
культурой
Анисимова М.В., Бегун И.С.
22
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
в режиме учебного дня
Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий и осуществление
контроля за их проведением. Музыкальное сопровождение комплексов
физических упражнений. Рекомендации по проведению гимнастики с обучающимися
начальной школы
Растем профессионально
Безруких М.М., Филиппова Т.А.
29 Влияние школьных факторов риска и факторов
семейного риска на здоровье детей
Социальные и экологические условия. Условия учебно-воспитательного процесса.
Характеристика школьных факторов риска
Ерхова М.В.
38 Обучение классных руководителей способам
вовлечения школьников в воспитательные
мероприятия через развитие их внутренней мотивации
Рефлексивно-деловая игра «Способы вовлечения школьников в воспитательные
мероприятия»
Обласова Л.С., Шарикова Л.А.
43 Информационный семинар «Стрессы. Первая помощь
в острой стрессовой ситуации»
Признаки и стадии стресса. Стресс и дистресс. Первая помощь в острой
стрессовой ситуации. Методы повышения стрессоустойчивости
2
Стр.4
№ 1 • 2015
Работаем с классом
Широбокова Т.С.
49 Особенности общения подростков со сверстниками
Возрастные особенности общительности. Дружба и товарищество. Чувство
одиночества. Подростковый жаргон. Тест «Оценка уровня общительности»
Общаемся с родителями
Щербакова А.М.
57 Особенности отношения младших школьников к детям
с ограниченными возможностями здоровья
Источник информации и отношение к детям-инвалидам
Работаем с документами
63 Обучение детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья
Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 № ВК-2422/07 «О сохранении сети
отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам»
69 Перечень видов информации, причиняющей вред
здоровью и (или) развитию детей
Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических
материалов для обеспечения информационной безопасности детей
при использовании ресурсов сети Интернет» (извлечение)
Календарь
74 Международный день без Интернета
В фокусе
77
Новости образования
3
Стр.5
УПРАВЛЯЕМ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ
ПРОЦЕССОМ
М.П. Нечаев,
д-р пед. наук, проф. кафедры управления
развитием образовательных систем ГАОУ ВПО
«Московский институт открытого образования»,
чл.-корр. Международной академии наук
педагогического образования
Управленческая
деятельность заместителя
руководителя
образовательной
организации
по воспитательной работе
Заместитель руководителя образовательной организации по воспитательной
работе (далее – зам. руководителя по ВР) – непосредственный и основной организатор
воспитательного процесса в школе. От уровня его профессиональной
компетентности зависит не только качество воспитательной системы школы, но и
уровень организации жизнедеятельности общешкольного коллектива.
Принципы
деятельности
Сегодня, в связи со сменой обра зовательной парадигмы, заметно меняются
содержание, формы и методы его работы. Начинают доминировать системно-деятельностный,
компетентностный, программно-целевой, вариативный подходы
4
Стр.6
№ 1 • 2015
Основой для разработки должностных
инструкций, содержащих конкретный
перечень должностных обязанностей
работников, с учетом особенностей организации
труда и управления, а также прав, ответственности
и компетентности работников
служат квалификационные характеристики,
утв. приказом Минздравсоцразвития
России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов
и служащих, раздел “Квалификационные
характеристики должностей работников
образования”» (в ред. от 31.05.2011).
к о рганизации воспитательного процесса, гуманистическая
направленность последнего. Исходя из этого,
можно представить следующую иерархию основн ых
принципов деятельности зам. руководителя по ВР:
1. Гуманистическая направленность: в центре
внимания личность обучающегося в ее развитии,
обеспечение прав и свобод ребенка.
2. Принцип коллегиальности в организации
воспитательного процесса: участие в нем самих воспитанников,
их родителей, педагогов, работающих
с ученическим коллективом.
3. Принцип системности: обеспечение системы
субъект-субъектного взаимодействия всех участников
воспитательного процесса в образовательной
организации (далее – ОО).
4. Принцип целесообразности и природосообразности: выбор конкретных
форм организации воспитательного процесса проводится с учетом реальных
целей воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
их ценностных ориентаций, уровня развития общешкольного коллектива.
Специфика деятельности зам. руководителя по ВР определяется типом ОО,
контингентом обучающихся и педагогов, сложившейся в нем воспитательной системой,
традициями. Она отражается в особенностях организации жизнедеятельности
общешкольного коллектива, доминирования тех или иных форм и методов
воспитания, осуществляемых на основе тесной интеграции урочной и внеурочной
деятельности.
Приоритетом организации воспитательной деятельности зам. руководителя
по ВР является формирование нравственно-ценностных ориентаций обучающихся,
определяющих общую гуманистическую направленность личности, соответствующих
насущным интересам детей и социальному заказу органам воспитания,
отраженному в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761
«О национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012–2017 годы» устанавливаются
меры, направленные на развитие воспитания
и социализацию детей. Среди них:
– внед рение современных программ гражданскопатриотического
воспитания, направленных на
формирование российской гражданской идентичности,
культуры толерантности, социальной
компетентности в сфере этнического и межконфессионального
взаимодействия, готовности
к защите Отечества и позитивного отношения
у молодых людей к службе в рядах Вооруженных
Сил Российской Федерации;
– обесп ечение проведения комплексной профилактики
негативных явлений в детской среде;
обновление форм и методов борьбы с детской
безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом,
преступностью, проституцией; разработка эффективных
механизмов профилактики девиантного
поведения детей;
– внедрение эффективных механизмов сотрудничества
органов управления образованием, гражданского
общества, представителей различных
конфессий, средств массовой информации, родительских
сообществ в области воспитания
и социализации детей.
5
Стр.7
Управляем воспитательным процессом
Основные задачи
Зам. руководителя по ВР, учитывая особенности детского, педагогического
и родительского коллективов, осуществляет необходимую управленческую деятельность
для создания благоприятной микросреды и комфортного психологического
климата в учебном заведении, а также координирует усилия всех взрослых
участников процесса воспитания. В силу этого его основными задачами являются:
1.
Обеспечение условий каждой личности для вхождения в социальную жизнь
на данном уровне культуры с учетом возрастных особенностей.
2. Формирование общешкольного коллектива как воспитательной системы.
3. Создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие
с педагогическим и родительским коллективами, внешкольными общественными
организациями и учреждениями, создание предметной среды).
4. Организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные
социализирующие отношения.
5. Диагностика, регулирование и коррекция воспитательного процесса в ОО,
Направления
работы
индивидуального пути развития каждого воспитанника.
Целью управленческой деятельности зам. руководителя по ВР является организация
функционирования системы «педагог – обучающийся – родитель».
Работа с педагогическими кадрами
Цель работы с педагогическими кадрами – организация взаимодействия
классных коллективов.
1. Методическая работа с классными руководителями.
Цель: повышение научно-методического уровня профессиональных знаний,
умений, навыков классных руководителей.
Содержание: управление воспитательным процессом в классном коллективе,
освоение современных технологий и методик воспитания, разработка сценариев
коллективных творческих дел, развитие ученического самоуправления, организация
классных собраний и классных часов, психолого-педагогическое обеспечение
процесса воспитания, исследовательская работа в классе, диагностический
анализ в воспитании личности школьников и т. д.
Основные формы и методы: методические объединения, лекции, семинары,
дискуссии, круглые столы, педагогические чтения, деловые игры, «мозговой
штурм», психолого-педагогические консилиумы, открытые воспитательные мероприятия.
Результат:
удовлетворенность классных руководителей занятиями и практическое
использование обсуждаемых вопросов в работе при организации жизнедеятельности
классного коллектива.
2. Инструктивно-методическая работа с педагогами.
Цель: анализ и оценка организации жизнедеятельности общешкольного коллектива,
координация работы всех участников воспитательного процесса для
достижения поставленной цели.
Содержание: информация и разъяснение нормативных актов и документов;
освещение событий, происходящих в ОО; организация взаимодействия обще6
Стр.8
№ 1 • 2015
школьного коллектива; сообщение о результатах проделанной работы и ее анализ;
постановка новых целей и задач и т. д.
Основные формы и методы: оперативные совещания, планерки, отзывы, информирование,
анализ и самоанализ, отчеты и самоотчеты.
Результат: информированность педагогов, гласность, ритмичность в работе,
своевременная коррекция и устранение недостатков, скоординированность и согласованность
действий, четкая организация труда.
3. Индивидуальная работа с педагогами.
Цель: оказание помощи педагогам в практической деятельности.
Содержание: состоит из запланированной и незапланированной частей.
Определяется конкретными потребностями и запросами педагогов.
Основные формы и методы: консультации, беседы, советы, практический показ.
Результат:
использование рекомендаций в работе педагога.
4. Обмен опытом работы.
Цель: обобщение передового педагогического опыта воспитательной работы
в ОО.
Содержание: охватывает все категории воспитания (цели, задачи, принципы,
содержание, формы, методы, технологии и т. д.).
Основные формы и методы: педагогические советы, научно-практические
конференции, круглые столы, педагогические чтения, дискуссии, открытые воспитательные
мероприятия.
Результат: практическое использование обсуждаемого опыта работы.
5. Координация работы с предметными методическими объединениями.
Цель: выработка единых подходов и педагогических требований к этике взаимоотношений,
согласование планов организации внеурочной деятельности
обучающихся по предметным циклам, реализация целей воспитания в учебном
процессе.
Содержание: рассмотрение педагогических требований как этических норм
взаимоотношений, методика реализации воспитательных функций урока, планирование
познавательных видов деятельности с обучающимися и общешкольных
коллективных творческих дел.
Основные формы и методы: заседания предметных методических объединений,
педагогические советы, доклады, выступления, публикации, методические
разработки, планирование.
Результат: скоординированность и согласованность в действиях на основе
единого планирования, определенные воспитательные традиции, гуманистический
дух взаимоотношений, единство воспитательных взаимодействий педагогов на
основе педагогической этики.
6. Работа с педагогами дополнительного образования.
Цель: оказание методической помощи педагогам, координация их деятельности
с общешкольным планом воспитательной работы.
Содержание: планирование деятельности с обучающимися по подготовке
общешкольных коллективных творческих дел, их разработка и организация, методическая
учеба.
7
Стр.9