УДК 316.62:179.8
ББК 88.5+87.8
Ш40
В. Завадников (председатель), П. Горелов, Дж. Дорн, М. ван Кревельд, Д. Лал,
Б. Линдси, Я. Романчук, Т. Палмер
Редакционный совет серии:
Редколлегия: Ю. Кузнецов, А. Якимчук, Е. Болотова,
И. Комарова, А. Нагайцев, Е. Белова
Редактор серии: Ю. Кузнецов
Перевод: В. Кошкин
Научный редактор: Ю. Кузнецов
Ш40
Шёк, Гельмут.
Зависть: теория социального поведения / Г. Шёк ; пер. с англ.
В. Кошкина. — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 539 с. — Москва ; Челябинск
: Социум, 2020. — (Социология). — Систем. требования:
Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст :
электронный.
ISBN 978-5-91603-568-1
В работе немецкого социолога Гельмута Шёка, ставшей классической,
представлен всесторонний анализ зависти, как социально-психологического
и социального явления и как мотива социального поведения человека. Исследуется
роль этой эмоции в поддержании социальной структуры традиционного
общества, в возникновении радикальных уравнительных и социалистических
движений. Показано, что институционализированная зависть
является одним из главных препятствий на пути экономического роста развивающихся
стран. На обширном материале изучается также роль зависти в
современной политике и институтах развитых обществ. Предмет исследования
рассматривается с междисциплинарных позиций с привлечением материалов
антропологии, этнографии, психологии (психоанализа), литературоведения
и других дисциплин.
УДК 316.62:179.8
ББК 88.5+87.8
Электронное издание на основе печатного издания: Зависть: теория социального
поведения / Г. Шёк; пер. с англ. В. Кошкина. — Москва : ИРИСЭН, 2008. — (Социология).
— 544 с. — ISBN 978-5-91066-033-9. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-91603-568-1
© 1966 by Helmut Schoeck
© АНО «ИРИСЭН», 2008
Стр.5
Оглавление
ОТ ИЗДАТЕЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК ЗАВИДУЮЩИЙ . . . . . . . . . . . . 13
Мир с точки зрения завистника . . . . . . . . . . . . 15
Одиночество завистливого человека . . . . . . . . . . 19
Везение и невезение . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Вытеснение концепта зависти? . . . . . . . . . . . . 24
Как если бы зависти не было . . . . . . . . . . . . . . 27
ГЛАВА 2. ЗАВИСТЬ В ЯЗЫКЕ . . . . . . . . . . . . . . . 29
Зависть и ревность в английском языке . . . . . . . . . 29
Зависть и соперничество . . . . . . . . . . . . . . . 33
Каузальный бред в зависти . . . . . . . . . . . . . . 36
Одно немецкое определение . . . . . . . . . . . . . . 37
Зависть в пословицах . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Выявление мотива зависти . . . . . . . . . . . . . . 43
Признание в зависти . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
ГЛАВА 3. ЗАВИСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО КУЛЬТУРА . . . 47
Есть ли общества, свободные от зависти?. . . . . . . 48
ГЛАВА 4. ЗАВИСТЬ И «ЧЕРНАЯ МАГИЯ» . . . . . . . . . . 55
Зависть и подозрения в колдовстве . . . . . . . . . . 57
Враг среди нас . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Ловеду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Конкуренция невозможна . . . . . . . . . . . . . . . 67
«Черная магия» по отношению к незнакомцам:
зависть к более легкому будущему других. . . . . . . 69
Зависть между поколениями . . . . . . . . . . . . . 72
ГЛАВА 5. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ:
БАРЬЕР ЗАВИСТИ . . . . . . . . . . . . . . . 75
Институционализированная зависть . . . . . . . . . 75
Страх перед «дурным глазом» . . . . . . . . . . . . 81
«Любой, кто помогает мне, — мой враг» . . . . . . . . 82
Покупатель — это вор . . . . . . . . . . . . . . . . 84
«Потеря лица» в Китае и избегание зависти . . . . . . . 87
Привычное избегание ненависти
и сдерживание развития . . . . . . . . . . . . . . 89
5
Стр.6
Оглавление
Зависть в качестве барьера для вертикальной
мобильности в этнически стратифицированных
обществах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Преступление лидерства. . . . . . . . . . . . . . . 92
Страх перед успехом . . . . . . . . . . . . . . . . 95
ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЯ ЗАВИСТИ. . . . . . . . . . . . . 99
Взгляды Зигмунда Фрейда на зависть . . . . . . . . . 102
Социальная функция сексуальной ревности. . . . . . . 109
Иные психоаналитические аспекты . . . . . . . . . . 111
Вина и стыд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Стремятся ли животные избежать зависти? . . . . . 115
Другие этологические исследования агрессии . . . . . . 118
Ранг в иерархии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Социально-психологические эксперименты
и реальность зависти . . . . . . . . . . . . . . . 123
Конформизм и страх перед завистью . . . . . . . . . 125
Эксперимент с бахвалом . . . . . . . . . . . . . . . 127
ГЛАВА 7. ВЗГЛЯД СОЦИАЛЬНЫХ НАУК НА ЗАВИСТЬ . . . 133
Индивид и группа . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Власть и подчинение. . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Зависть в социологии конфликта . . . . . . . . . . . 138
Конфликт без зависти . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Социологическая амбивалентность . . . . . . . . . . 141
Георг Зиммель о зависти . . . . . . . . . . . . . . . 143
Ревность или зависть? . . . . . . . . . . . . . . . 144
Недовольство преимуществами других . . . . . . . . 146
Социология сексуальной ревности . . . . . . . . . . . 146
Слепое пятно в отношении зависти
в современных науках о поведении . . . . . . . . . . 148
Теории враждебности . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Вина жертвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Откуда берется идеал общества независтливых
и равных? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
ГЛАВА 8. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ
ИЗ ЗАВИСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Убийство из зависти. . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Вандализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Завистливое строительство . . . . . . . . . . . . . 170
Насилие из мести . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Глава 9. ЗАВИСТЬ БОГОВ И КОНЦЕПТ СУДЬБЫ . . . . . 175
Возвращение Агамемнона . . . . . . . . . . . . . . . 177
6
Стр.7
Оглавление
Греческая идея судьбы . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Немезида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Действуя перед лицом божественной зависти . . . . . 185
«Удовольствия запрещены!» . . . . . . . . . . . . . 188
Час судьбы в скандинавской мифологии. . . . . . . . . 190
Стыд и вина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Религия без зависти . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Этика Нового Завета и современный мир . . . . . . . 196
ГЛАВА 10. ЗАВИСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ . . . 199
Герман Мелвилл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Нежелание приписывать зависть . . . . . . . . . . . 204
Слепое пятно у исследователей Мелвилла в отношении
мотива зависти в «Билли Бадде» . . . . . . . . . . 205
Эжен Сю: «Фредерик Бастьен: зависть» . . . . . . . 210
Психотерапия зависти . . . . . . . . . . . . . . . 213
«Зависть» Юрия Олеши: проблема зависти
в советском обществе . . . . . . . . . . . . . . . 215
Зависть и комиссар . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
«Меня не любят вещи» . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Утопический роман
Л. П. Хартли «Справедливость налицо» . . . . . . . 220
Центр по выравниванию (лиц) . . . . . . . . . . . . 223
Зависть и равенство в Утопии . . . . . . . . . . . . 223
Чосер и Мильтон . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Завистливые интриги среди интеллигентов . . . . . . 232
ГЛАВА 11. ЗАВИСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. . . . . 235
Аристотель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Фрэнсис Бэкон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Тактика против зависти . . . . . . . . . . . . . . 237
Закладная в мировом банке фортуны?. . . . . . . . . 239
Адам Смит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Иммануил Кант. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Психология неблагодарности . . . . . . . . . . . . . 245
Шопенгауэр о зависти . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Серен Кьеркегор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Эпоха выравнивания . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Фридрих Ницше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Зависть у древних греков . . . . . . . . . . . . . . . 258
Schadenfreude . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Рессентимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Макс Шелер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Рессентимент и месть . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Типы рессентимента . . . . . . . . . . . . . . . . 266
7
Стр.8
Оглавление
Николай Гартман . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Социальный эвдемонизм . . . . . . . . . . . . . . . 268
Эжен Рега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Зависть-возмущение . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Зависть во Франции . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Завистливые политические партии . . . . . . . . . . 277
ГЛАВА 12. ПОЛИТИКА И УМИРОТВОРЕНИЕ ЗАВИСТИ .
. 281
Привлекательность зависти в политике . . . . . . . 283
Зависть как ловушка для диктаторов . . . . . . . . . 289
Основная ошибка социализма . . . . . . . . . . . . . 290
Терновый венец из золота: президентские выборы
1896 года в США в контексте зависти . . . . . . . . 292
Призрак золота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Остракизм — демократия и зависть
в Древней Греции. . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
ГЛАВА 13. ХВАЛА БЕДНОСТИ: ОТ ЗАКОНОВ О РОСКОШИ
ДО ПРЕЗРЕНИЯ К ОБЩЕСТВУ ИЗОБИЛИЯ . . . 305
Истина и благосостояние . . . . . . . . . . . . . . 306
«Преступление» Гете . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Социальный агностицизм . . . . . . . . . . . . . . 309
Высокие доходы: «социально справедливые»
в социалистическом обществе дефицита,
«несправедливые» в «капиталистическом»
обществе изобилия. . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Роскошь
Запреты на роскошь . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Предаваться роскоши —
значит провоцировать зависть . . . . . . . . . . . 317
«Нескромное потребление» . . . . . . . . . . . . . . 318
Каким образом роскошь остается
политически приемлемой. . . . . . . . . . . . . . 321
Культ бедности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
Хилиастические движения . . . . . . . . . . . . . . 327
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 312
ГЛАВА 14. ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ
И ИДЕЯ РАВЕНСТВА .
.
.
.
.
.
.
Свобода и равенство . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
Везение и невезение, удача и возможность .
.
Удовлетворение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
Равенство возможностей. . . . . . . . . . . . . . . 345
Неравенство возможностей как алиби . . . . . . . . . 348
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 338
. 342
8
.
.
.
.
.
.
. 333
Чувство несправедливости . . . . . . . . . . . . . . 335
Рессентимент и требование равенства .
Стр.9
Оглавление
«Социальная справедливость» — частная медицина,
но не частное образование . . . . . . . . . . . . . 350
Зависть к жилищу. . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Фальшивое равенство
и демонстративное потребление . . . . . . . . . . 354
Легитимная и нелегитимная зависть . . . . . . . . . 355
Социализм и зависть. . . . . . . . . . . . . . . . . 356
Как распознать оправданную зависть? . . . . . . . . 360
Завистливый человек в качестве доносчика. . . . . . . 363
Общество, «очищенное от зависти» . . . . . . . . . 364
Сочувствие к мятежнику. . . . . . . . . . . . . . . 366
ГЛАВА 15. ВИНА ЗА НЕРАВЕНСТВО . . . . . . . . . . . . 369
Поль Турнье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
«Социально разрешенный» отдых . . . . . . . . . . . 374
Современное «решение»: виноват тот,
кому завидуют . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
Непоправимая вина . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
Социальная справедливость . . . . . . . . . . . . . 380
Мазохизм западного человека . . . . . . . . . . . . . 382
Этика – чувства или разум? . . . . . . . . . . . . . 383
«Любовь к дальнему» как оправдание отсутствия
любви к ближнему . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
Эмоциональная потребность в подтверждении. . . . . 386
Уязвимость классовой системы . . . . . . . . . . . . 388
ГЛАВА 16. ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ
В ОБЩЕСТВЕ РАВНЫХ . . . . . . . . . . . . . 391
Социальная совесть эгалитарной личности . . . . . . 394
Зарплата министров . . . . . . . . . . . . . . . . 395
Симона де Бовуар и Сартр . . . . . . . . . . . . . . 397
Артур Кестлер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
Буть тем, что ты есть . . . . . . . . . . . . . . . 400
Завистливый гость . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Один из случаев, описанных Дэвидом Рисманом . . . . . 403
ГЛАВА 17. УТОПИЯ: ОБЩЕСТВО, СПАСЕННОЕ
ОТ ЗАВИСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407
Чувство справедливости и свобода от зависти . . . . . 408
Кибуц как лаборатория равенства . . . . . . . . . . 409
Форма будущего общества? . . . . . . . . . . . . . 411
Проблема власти в кибуце . . . . . . . . . . . . . . 413
Мотивы основателей . . . . . . . . . . . . . . . . 416
Дети кибуца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
Грех частной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
9
Стр.10
Оглавление
Мартин Бубер и кибуцы . . . . . . . . . . . . . . . 422
Ревность в группе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424
Свобода от зависти: задача для индивида,
а не для общества .
Утопии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
ГЛАВА 18. СОБСТВЕННОСТЬ — ЭТО КРАЖА? .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 426
. 431
Экономическая политика наименьшей зависти
для наибольшего количества людей . . . . . . . . . 433
Экономика благосостояния . . . . . . . . . . . . . . 436
Означает ли социальная справедливость,что всем
достанется меньше?. . . . . . . . . . . . . . . . 440
Частная собственность .
Аренда вместо собственности . . . . . . . . . . . . 446
ГЛАВА 19. СОЦИАЛЬНОЕ НЕГОДОВАНИЕ . . . . . . . . . 451
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 442
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». . . . . . . . . 452
Личная предусмотрительность — антисоциальна . . . 456
Зависть между товарищами по несчастью. . . . . . . 458
ГЛАВА 20. ЗАВИСТЬ КАК СБОРЩИК НАЛОГОВ . . . . . . 461
Прогрессивное налогообложение . . . . . . . . . . . . 463
Этнографические данные, важные для понимания
причины радикальной налоговой прогрессии . . . . . 467
ГЛАВА 21. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. . . . . . . . . . 471
Типы революционной ситуации . . . . . . . . . . . . 473
Антиколониальные движения . . . . . . . . . . . . . 474
Мишени зависти до революции . . . . . . . . . . . . 475
Освальд Шпенглер о революции . . . . . . . . . . . . 478
Инновации и роль завистливого человека . . . . . . . . 480
Культурные контакты .
Зависть и Французская революция .
.
.
.
.
.
.
.
.
Примитивные бунтари и «социальные разбойники» .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Зависть как фактор истребления населения
в развивающихся странах
.
ГЛАВА 22. ТЕОРИЯ ЗАВИСТИ
В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. . . . . . . . . . . 493
Власть, окультуренная завистью. . . . . . . . . . . 496
Пределы зависти .
Давление зависти как цивилизующий фактор .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Значение зависти в филогенезе человека . . . . . . . . 502
Капитуляция перед завистниками . . . . . . . . . . 506
.
.
.
.
.
.
. 498
. 500
10
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 489
. 483
. 485
. 487
Стр.11