Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558332)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Зависть: теория социального поведения (319,00 руб.)

0   0
Первый авторШёк Гельмут
АвторыКошкин В.
ИздательствоМ.: Социум
Страниц539
ID719326
АннотацияВ работе немецкого социолога Гельмута Шёка, ставшей классической, представлен всесторонний анализ зависти, как социально-психологического и социального явления и как мотива социального поведения человека. Исследуется роль этой эмоции в поддержании социальной структуры традиционного общества, в возникновении радикальных уравнительных и социалистических движений. Показано, что институционализированная зависть является одним из главных препятствий на пути экономического роста развивающихся стран. На обширном материале изучается также роль зависти в современной политике и институтах развитых обществ. Предмет исследования рассматривается с междисциплинарных позиций с привлечением материалов антропологии, этнографии, психологии (психоанализа), литературоведения и других дисциплин.
ISBN978-5-91603-568-1
УДК316.62:179.8
ББК88.5+87.8
Шёк, Г. Зависть: теория социального поведения = Envy: A Theory of Social Behaviour [Электронный ресурс] / пер.: В. Кошкин, Г. Шёк .— 2-е изд. (эл.) .— М. : Социум, 2020 .— 539 с. — (Социология) .— Пер. с англ.; Электрон. изд. на основе печат. изд. (М.: ИРИСЭН, 2008) ; Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 539 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-91603-568-1 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/719326

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Зависть_теория_социального_поведения.pdf
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Зависть_теория_социального_поведения.pdf
УДК 316.62:179.8 ББК 88.5+87.8 Ш40 В. Завадников (председатель), П. Горелов, Дж. Дорн, М. ван Кревельд, Д. Лал, Б. Линдси, Я. Романчук, Т. Палмер Редакционный совет серии: Редколлегия: Ю. Кузнецов, А. Якимчук, Е. Болотова, И. Комарова, А. Нагайцев, Е. Белова Редактор серии: Ю. Кузнецов Перевод: В. Кошкин Научный редактор: Ю. Кузнецов Ш40 Шёк, Гельмут. Зависть: теория социального поведения / Г. Шёк ; пер. с англ. В. Кошкина. — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 539 с. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — (Социология). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. ISBN 978-5-91603-568-1 В работе немецкого социолога Гельмута Шёка, ставшей классической, представлен всесторонний анализ зависти, как социально-психологического и социального явления и как мотива социального поведения человека. Исследуется роль этой эмоции в поддержании социальной структуры традиционного общества, в возникновении радикальных уравнительных и социалистических движений. Показано, что институционализированная зависть является одним из главных препятствий на пути экономического роста развивающихся стран. На обширном материале изучается также роль зависти в современной политике и институтах развитых обществ. Предмет исследования рассматривается с междисциплинарных позиций с привлечением материалов антропологии, этнографии, психологии (психоанализа), литературоведения и других дисциплин. УДК 316.62:179.8 ББК 88.5+87.8 Электронное издание на основе печатного издания: Зависть: теория социального поведения / Г. Шёк; пер. с англ. В. Кошкина. — Москва : ИРИСЭН, 2008. — (Социология). — 544 с. — ISBN 978-5-91066-033-9. — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-91603-568-1 © 1966 by Helmut Schoeck © АНО «ИРИСЭН», 2008
Стр.5
Оглавление ОТ ИЗДАТЕЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК ЗАВИДУЮЩИЙ . . . . . . . . . . . . 13 Мир с точки зрения завистника . . . . . . . . . . . . 15 Одиночество завистливого человека . . . . . . . . . . 19 Везение и невезение . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Вытеснение концепта зависти? . . . . . . . . . . . . 24 Как если бы зависти не было . . . . . . . . . . . . . . 27 ГЛАВА 2. ЗАВИСТЬ В ЯЗЫКЕ . . . . . . . . . . . . . . . 29 Зависть и ревность в английском языке . . . . . . . . . 29 Зависть и соперничество . . . . . . . . . . . . . . . 33 Каузальный бред в зависти . . . . . . . . . . . . . . 36 Одно немецкое определение . . . . . . . . . . . . . . 37 Зависть в пословицах . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Выявление мотива зависти . . . . . . . . . . . . . . 43 Признание в зависти . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 ГЛАВА 3. ЗАВИСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО КУЛЬТУРА . . . 47 Есть ли общества, свободные от зависти?. . . . . . . 48 ГЛАВА 4. ЗАВИСТЬ И «ЧЕРНАЯ МАГИЯ» . . . . . . . . . . 55 Зависть и подозрения в колдовстве . . . . . . . . . . 57 Враг среди нас . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Ловеду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 Конкуренция невозможна . . . . . . . . . . . . . . . 67 «Черная магия» по отношению к незнакомцам: зависть к более легкому будущему других. . . . . . . 69 Зависть между поколениями . . . . . . . . . . . . . 72 ГЛАВА 5. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ: БАРЬЕР ЗАВИСТИ . . . . . . . . . . . . . . . 75 Институционализированная зависть . . . . . . . . . 75 Страх перед «дурным глазом» . . . . . . . . . . . . 81 «Любой, кто помогает мне, — мой враг» . . . . . . . . 82 Покупатель — это вор . . . . . . . . . . . . . . . . 84 «Потеря лица» в Китае и избегание зависти . . . . . . . 87 Привычное избегание ненависти и сдерживание развития . . . . . . . . . . . . . . 89 5
Стр.6
Оглавление Зависть в качестве барьера для вертикальной мобильности в этнически стратифицированных обществах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Преступление лидерства. . . . . . . . . . . . . . . 92 Страх перед успехом . . . . . . . . . . . . . . . . 95 ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЯ ЗАВИСТИ. . . . . . . . . . . . . 99 Взгляды Зигмунда Фрейда на зависть . . . . . . . . . 102 Социальная функция сексуальной ревности. . . . . . . 109 Иные психоаналитические аспекты . . . . . . . . . . 111 Вина и стыд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Стремятся ли животные избежать зависти? . . . . . 115 Другие этологические исследования агрессии . . . . . . 118 Ранг в иерархии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Социально-психологические эксперименты и реальность зависти . . . . . . . . . . . . . . . 123 Конформизм и страх перед завистью . . . . . . . . . 125 Эксперимент с бахвалом . . . . . . . . . . . . . . . 127 ГЛАВА 7. ВЗГЛЯД СОЦИАЛЬНЫХ НАУК НА ЗАВИСТЬ . . . 133 Индивид и группа . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Власть и подчинение. . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Зависть в социологии конфликта . . . . . . . . . . . 138 Конфликт без зависти . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Социологическая амбивалентность . . . . . . . . . . 141 Георг Зиммель о зависти . . . . . . . . . . . . . . . 143 Ревность или зависть? . . . . . . . . . . . . . . . 144 Недовольство преимуществами других . . . . . . . . 146 Социология сексуальной ревности . . . . . . . . . . . 146 Слепое пятно в отношении зависти в современных науках о поведении . . . . . . . . . . 148 Теории враждебности . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Вина жертвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 Откуда берется идеал общества независтливых и равных? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 ГЛАВА 8. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ИЗ ЗАВИСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 Убийство из зависти. . . . . . . . . . . . . . . . . 161 Вандализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Завистливое строительство . . . . . . . . . . . . . 170 Насилие из мести . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 Глава 9. ЗАВИСТЬ БОГОВ И КОНЦЕПТ СУДЬБЫ . . . . . 175 Возвращение Агамемнона . . . . . . . . . . . . . . . 177 6
Стр.7
Оглавление Греческая идея судьбы . . . . . . . . . . . . . . . . 178 Немезида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 Действуя перед лицом божественной зависти . . . . . 185 «Удовольствия запрещены!» . . . . . . . . . . . . . 188 Час судьбы в скандинавской мифологии. . . . . . . . . 190 Стыд и вина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 Религия без зависти . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 Этика Нового Завета и современный мир . . . . . . . 196 ГЛАВА 10. ЗАВИСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ . . . 199 Герман Мелвилл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 Нежелание приписывать зависть . . . . . . . . . . . 204 Слепое пятно у исследователей Мелвилла в отношении мотива зависти в «Билли Бадде» . . . . . . . . . . 205 Эжен Сю: «Фредерик Бастьен: зависть» . . . . . . . 210 Психотерапия зависти . . . . . . . . . . . . . . . 213 «Зависть» Юрия Олеши: проблема зависти в советском обществе . . . . . . . . . . . . . . . 215 Зависть и комиссар . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 «Меня не любят вещи» . . . . . . . . . . . . . . . . 218 Утопический роман Л. П. Хартли «Справедливость налицо» . . . . . . . 220 Центр по выравниванию (лиц) . . . . . . . . . . . . 223 Зависть и равенство в Утопии . . . . . . . . . . . . 223 Чосер и Мильтон . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 Завистливые интриги среди интеллигентов . . . . . . 232 ГЛАВА 11. ЗАВИСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. . . . . 235 Аристотель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 Фрэнсис Бэкон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 Тактика против зависти . . . . . . . . . . . . . . 237 Закладная в мировом банке фортуны?. . . . . . . . . 239 Адам Смит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 Иммануил Кант. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 Психология неблагодарности . . . . . . . . . . . . . 245 Шопенгауэр о зависти . . . . . . . . . . . . . . . . 249 Серен Кьеркегор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 Эпоха выравнивания . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 Фридрих Ницше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 Зависть у древних греков . . . . . . . . . . . . . . . 258 Schadenfreude . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 Рессентимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261 Макс Шелер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263 Рессентимент и месть . . . . . . . . . . . . . . . . 264 Типы рессентимента . . . . . . . . . . . . . . . . 266 7
Стр.8
Оглавление Николай Гартман . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 Социальный эвдемонизм . . . . . . . . . . . . . . . 268 Эжен Рега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 Зависть-возмущение . . . . . . . . . . . . . . . . 272 Зависть во Франции . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 Завистливые политические партии . . . . . . . . . . 277 ГЛАВА 12. ПОЛИТИКА И УМИРОТВОРЕНИЕ ЗАВИСТИ . . 281 Привлекательность зависти в политике . . . . . . . 283 Зависть как ловушка для диктаторов . . . . . . . . . 289 Основная ошибка социализма . . . . . . . . . . . . . 290 Терновый венец из золота: президентские выборы 1896 года в США в контексте зависти . . . . . . . . 292 Призрак золота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 Остракизм — демократия и зависть в Древней Греции. . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 ГЛАВА 13. ХВАЛА БЕДНОСТИ: ОТ ЗАКОНОВ О РОСКОШИ ДО ПРЕЗРЕНИЯ К ОБЩЕСТВУ ИЗОБИЛИЯ . . . 305 Истина и благосостояние . . . . . . . . . . . . . . 306 «Преступление» Гете . . . . . . . . . . . . . . . . 307 Социальный агностицизм . . . . . . . . . . . . . . 309 Высокие доходы: «социально справедливые» в социалистическом обществе дефицита, «несправедливые» в «капиталистическом» обществе изобилия. . . . . . . . . . . . . . . . . 310 Роскошь Запреты на роскошь . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 Предаваться роскоши — значит провоцировать зависть . . . . . . . . . . . 317 «Нескромное потребление» . . . . . . . . . . . . . . 318 Каким образом роскошь остается политически приемлемой. . . . . . . . . . . . . . 321 Культ бедности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 Хилиастические движения . . . . . . . . . . . . . . 327 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 ГЛАВА 14. ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ И ИДЕЯ РАВЕНСТВА . . . . . . . Свобода и равенство . . . . . . . . . . . . . . . . . 341 Везение и невезение, удача и возможность . . Удовлетворение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344 Равенство возможностей. . . . . . . . . . . . . . . 345 Неравенство возможностей как алиби . . . . . . . . . 348 . . . . . . . . . . . 338 . 342 8 . . . . . . . 333 Чувство несправедливости . . . . . . . . . . . . . . 335 Рессентимент и требование равенства .
Стр.9
Оглавление «Социальная справедливость» — частная медицина, но не частное образование . . . . . . . . . . . . . 350 Зависть к жилищу. . . . . . . . . . . . . . . . . . 352 Фальшивое равенство и демонстративное потребление . . . . . . . . . . 354 Легитимная и нелегитимная зависть . . . . . . . . . 355 Социализм и зависть. . . . . . . . . . . . . . . . . 356 Как распознать оправданную зависть? . . . . . . . . 360 Завистливый человек в качестве доносчика. . . . . . . 363 Общество, «очищенное от зависти» . . . . . . . . . 364 Сочувствие к мятежнику. . . . . . . . . . . . . . . 366 ГЛАВА 15. ВИНА ЗА НЕРАВЕНСТВО . . . . . . . . . . . . 369 Поль Турнье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 «Социально разрешенный» отдых . . . . . . . . . . . 374 Современное «решение»: виноват тот, кому завидуют . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 Непоправимая вина . . . . . . . . . . . . . . . . . 377 Социальная справедливость . . . . . . . . . . . . . 380 Мазохизм западного человека . . . . . . . . . . . . . 382 Этика – чувства или разум? . . . . . . . . . . . . . 383 «Любовь к дальнему» как оправдание отсутствия любви к ближнему . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 Эмоциональная потребность в подтверждении. . . . . 386 Уязвимость классовой системы . . . . . . . . . . . . 388 ГЛАВА 16. ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ РАВНЫХ . . . . . . . . . . . . . 391 Социальная совесть эгалитарной личности . . . . . . 394 Зарплата министров . . . . . . . . . . . . . . . . 395 Симона де Бовуар и Сартр . . . . . . . . . . . . . . 397 Артур Кестлер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398 Буть тем, что ты есть . . . . . . . . . . . . . . . 400 Завистливый гость . . . . . . . . . . . . . . . . . 401 Один из случаев, описанных Дэвидом Рисманом . . . . . 403 ГЛАВА 17. УТОПИЯ: ОБЩЕСТВО, СПАСЕННОЕ ОТ ЗАВИСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407 Чувство справедливости и свобода от зависти . . . . . 408 Кибуц как лаборатория равенства . . . . . . . . . . 409 Форма будущего общества? . . . . . . . . . . . . . 411 Проблема власти в кибуце . . . . . . . . . . . . . . 413 Мотивы основателей . . . . . . . . . . . . . . . . 416 Дети кибуца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417 Грех частной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 9
Стр.10
Оглавление Мартин Бубер и кибуцы . . . . . . . . . . . . . . . 422 Ревность в группе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424 Свобода от зависти: задача для индивида, а не для общества . Утопии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428 ГЛАВА 18. СОБСТВЕННОСТЬ — ЭТО КРАЖА? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426 . 431 Экономическая политика наименьшей зависти для наибольшего количества людей . . . . . . . . . 433 Экономика благосостояния . . . . . . . . . . . . . . 436 Означает ли социальная справедливость,что всем достанется меньше?. . . . . . . . . . . . . . . . 440 Частная собственность . Аренда вместо собственности . . . . . . . . . . . . 446 ГЛАВА 19. СОЦИАЛЬНОЕ НЕГОДОВАНИЕ . . . . . . . . . 451 . . . . . . . . . . . . . . 442 «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». . . . . . . . . 452 Личная предусмотрительность — антисоциальна . . . 456 Зависть между товарищами по несчастью. . . . . . . 458 ГЛАВА 20. ЗАВИСТЬ КАК СБОРЩИК НАЛОГОВ . . . . . . 461 Прогрессивное налогообложение . . . . . . . . . . . . 463 Этнографические данные, важные для понимания причины радикальной налоговой прогрессии . . . . . 467 ГЛАВА 21. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. . . . . . . . . . 471 Типы революционной ситуации . . . . . . . . . . . . 473 Антиколониальные движения . . . . . . . . . . . . . 474 Мишени зависти до революции . . . . . . . . . . . . 475 Освальд Шпенглер о революции . . . . . . . . . . . . 478 Инновации и роль завистливого человека . . . . . . . . 480 Культурные контакты . Зависть и Французская революция . . . . . . . . . Примитивные бунтари и «социальные разбойники» . . . . . . . . . . Зависть как фактор истребления населения в развивающихся странах . ГЛАВА 22. ТЕОРИЯ ЗАВИСТИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. . . . . . . . . . . 493 Власть, окультуренная завистью. . . . . . . . . . . 496 Пределы зависти . Давление зависти как цивилизующий фактор . . . . . . . . . . . . . . Значение зависти в филогенезе человека . . . . . . . . 502 Капитуляция перед завистниками . . . . . . . . . . 506 . . . . . . . 498 . 500 10 . . . . . . . . . . . . . . . . 489 . 483 . 485 . 487
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически