№ 8 • 2010
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. – первый заместитель директора,
главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии
Международного университета «Дубна»
Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования
ГАОУ ВПО «Московский институт
открытого образования»
Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование»
Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР
ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой
г. Москвы
Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной
политики департамента образования г. Москвы
Тараданова И.И. – заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере общего образования
Минобрнауки России
Седова С.В. – руководитель структурного подразделения
школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576
г. Москвы
Cпасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета
общего и профессионального образования
Ленинградской обл.
Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского
института столичного образования ГБОУ ВПО
«Московский городской педагогический
университет»
№ 7
2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Работаем с классом
4 Права и обязанности учащихся
Права учащихся образовательных организаций. Меры социальной поддержки,
гарантированные обучающимся. Защита прав обучающихся. Права обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья. Обязанности и ответственность
обучающихся.
Разбираем сложные ситуации
Гулидов П.В.
9 Как защитить права ребенка
Способы защиты прав и законных интересов ребенка. Обращение в суд для
защиты прав и интересов ребенка. Права и обязанности образовательной
организации.
Ларионов П.В.
15 Школьный травматизм: консультация юриста
Перечень травм, подлежащих расследованию и учету. Оформление акта
о получении травмы обучающимся. Правила расследования несчастных случаев
с обучающимися. Ответственность за получение травмы школьником.
Возмещение убытков. Профилактика школьного травматизма.
Чернов С.В.
24 Право ребенка на получение образования
Международные акты, регулирующие вопросы права на образование. Закрепление
права на получение образования в российском законодательстве.
Формы получения образования. Реализация права на образование детьмиинвалидами
и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ответственность
за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством
об образовании прав и свобод обучающихся.
Корсаненкова Ю.Б.
31 Право детей-инвалидов на труд
Заключение трудового договора. Установление условий труда и отдыха. Расторжение
трудового договора.
Управляем воспитательным процессом
Куницына С.М.
37 Деятельность уполномоченного по защите
прав участников образовательного процесса
в образовательных организациях
Разграничение функциональных обязанностей. Гражданско-правовое воспитание
учащихся. Умения и навыки в области правового воспитания, необходимые
школьникам. Работа школьной службы примирения. Права и обязанности
уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
2
Стр.4
№ 7 • 2014
43 Работа комиссии по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений
Порядок создания и организация работы комиссии. Положение о комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Работаем с документами
49 Положение об уполномоченном по защите прав
участников образовательного процесса
Общие положения. Основные цели и задачи уполномоченного по защите прав
участников образовательного процесса. Права и обязанности. Процедура
рассмотрения обращений участников образовательного процесса. Порядок
избрания уполномоченного по защите прав участников образовательного
процесса.
Феклин С.И.
56 Правила внутреннего распорядка обучающихся
Локальный нормативный акт, регламентирующий обязанности, ответственность
и права обучающихся.
Организуем внеурочную деятельность
Манжукова О.А.
71 Классный час «Дайджест прав человека»
Мероприятие для обучающихся, организуемое с целью формирования их правовой
культуры.
76 Правовая викторина для учащихся
Викторина для учащихся средней школы на правовую тематику.
3
Стр.5
РАБОТАЕМ С КЛАССОМ
Права и обязанности
учащихся
Учащийся – это лицо, осваивающее образовательную программу начального
общего, основного общего или среднего общего образования, а также дополнительную
общеобразовательную программу.
Права учащихся
образовательных
организаций
Права учащихся представлены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). К основным
академическим правам учащихся, согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ, относятся
права:
• на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность,
и формы получения образования;
• условия для обучения, предоставленные с учетом особенностей психофизического
развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социальнопедагогической
и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической
коррекции;
• обучение по индивидуальному учебному плану, в т. ч. ускоренное обучение,
в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке,
установленном локальными нормативными актами;
• освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями)
по осваиваемой образовательной программе любых других учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею
порядке;
• зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных
образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность;
• отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии
с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности
и военной службе»;
• уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического
и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
4
Стр.6
№ 7 • 2014
• свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов
и убеждений;
• каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха
и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании
и календарным учебным графиком;
• перевод для получения образования по другой форме обучения в порядке,
установленном законодательством об образовании;
• перевод в другую образовательную организацию (далее – ОО), реализующую
образовательную программу соответствующего уровня, в порядке,
предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования;
• участие в управлении ОО в порядке, установленном ее уставом;
• ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом,
лицензией на осуществление образовательной деятельности, со
свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией,
другими документами, регламентирующими организацию и осуществление
образовательной деятельности в ОО;
•
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами,
учебной, производственной, научной базой ОО;
• пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами,
лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры
и объектами спорта ОО;
• развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие
в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях,
спортивных мероприятиях, в т. ч. в официальных спортивных соревнованиях,
и других массовых мероприятиях;
• участие в соответствии с законодательством РФ в научно-исследовательской,
научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности,
осуществляемой ОО, под руководством научно-педагогических
работников ОО высшего образования и (или) научных работников научных
организаций;
• опубликование своих работ в изданиях ОО на бесплатной основе;
• поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной,
научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной
деятельности.
Частью 1 ст. 35 Закона № 273-ФЗ закреплено право обучающихся на бесплатное
пользование учебниками и учебными пособиями: «Обучающимся, осваивающим
основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов,
образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения
образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы,
средства обучения и воспитания».
5
Стр.7
Работаем с классом
Меры социальной
поддержки,
гарантированные
обучающимся
В части 2 ст. 34 Закона № 273-ФЗ перечислены меры социальной поддержки
и стимулирования, которые с 1 сентября 2013 г. гарантированы обучающимся
государством:
• полное государственное обеспечение, в т. ч. обеспечение одеждой, обувью,
жестким и мягким инвентарем, в случаях и порядке, которые установлены
федеральными законами, законами субъектов РФ;
• обеспечение питанием в случаях и порядке, которые установлены федеральными
законами, законами субъектов РФ;
• обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии
с Законом № 273-ФЗ и жилищным законодательством жилых помещений
в общежитиях;
• транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 Закона № 273-ФЗ;
• получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат,
предусмотренных законодательством об образовании;
Статья 40 Закона № 273-ФЗ посвящена актуальной
для жителей малонаселенных пунктов
проблеме подвоза обучающихся к месту
учебы и обратно. Согласно ч. 2 данной статьи
организация бесплатной перевозки обучающихся
в государственных и муниципальных
ОО, реализующих основные общеобразовательные
программы, между поселениями
должна осуществляться учредителями соответствующих
образовательных организаций.
Защита прав
обучающихся
• предоставление в установленном в соответствии с Законом № 273-ФЗ
и законодательством РФ порядке образовательного кредита;
• иные меры социальной поддержки, предусмотренные
нормативными правовыми актами РФ и нормативными
правовыми актами субъектов РФ, правовыми
актами органов местного самоуправления,
локальными нормативными актами.
Не все из перечисленных социальных мер напрямую
относятся к учащимся общеобразовательных учреждений,
однако руководителям нужно их знать,
а также внимательно следить за изменениями в законодательстве,
ведь согласно подп. 7 список данных мер
является открытым.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона № 273-ФЗ в целях защиты своих прав обучающиеся,
а также родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
самостоятельно или через своих представителей вправе:
• направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, обращения о применении к работникам указанных
организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся,
дисциплинарных взысканий;
• обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
• использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты
прав и законных интересов.
В соответствии с ч. 2–5 указанной статьи комиссия по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений создается в ОО из равного числа
представителей:
• совершеннолетних обучающихся;
6
Стр.8
№ 7 • 2014
Обучающиеся имеют право на посещение по своему
выбору мероприятий, которые проводятся в
организации, осуществляющей образовательную
деятельность, и не предусмотрены учебным планом,
в порядке, установленном локальными нормативными
актами. Привлечение обучающихся без их
согласия и несовершеннолетних обучающихся без
согласия их родителей (законных представителей)
к труду, не предусмотренному образовательной программой,
запрещается (ч. 4 ст. 34 Закона № 273-ФЗ).
• родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся;
• работников организации.
Основная задача комиссии – урегулирование
разногласий между участниками образовательных
отношений по вопросам реализации
права на образование, в т. ч. в случаях применения
локальных нормативных актов и обжалования
решений о применении к обучающимся
дисциплинарного взыскания. Ее решения являются
обязательными для исполнения всеми
участниками образовательных отношений в образовательной
организации, но могут быть обжалованы в установленном законодательством
РФ порядке.
Права
обучающихся
с ограниченными
возможностями
здоровья
Права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
конкретизированы в разделе III Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.
Так, согласно п. 23 Порядка в образовательных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются
специальные условия для получения образования учащимися с ОВЗ.
Для обучающихся с ОВЗ по зрению:
• адаптация официальных сайтов ОО в сети Интернет с учетом особых потребностей
инвалидов по зрению с приведением сайтов к международному
стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
• размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими,
местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей)
справочной информации о расписании лекций, учебных занятий
(должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см)
рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована
шрифтом Брайля);
• присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
• обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов
(крупный шрифт) или аудиофайлов;
• обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего
собаку-поводыря, к зданию ОО, располагающему местом для размещения
собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося.
Для учащихся с ОВЗ по слуху:
• дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных
занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции
субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять
с учетом размеров помещения));
7
Стр.9