Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера

ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера №1 2015 (1408,00 руб.)

0   0
Страниц152
ID312437
АннотацияВ журнале освещаются актуальные тенденции отрасли ЖКХ, реализация программ ресурсосбережения; предлагаются современные управленческие решения, рассказывается об эффективных приемах привлечения инвестиций, приводится практика модернизации жилищно-коммунального комплекса; судебная практика и отраслевые нормативные документы с комментариями экспертов. Публикуется большое количество материалов, касающихся налогообложения, льгот предприятий сферы ЖКХ. Подписчики знакомятся с практическим опытом решения сложных ситуаций в сфере ЖКХ. Публикуются максимально развернутые комментарии экспертов со ссылками на конкретные нормативные документы. В журнале публикуются только авторские материалы. Издание предоставляет специалисту сферы ЖКХ проверенные алгоритмы действий в рамках действующего правового поля.
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №1 .— 152 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312437 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1’2015 часть I www.gkh.ru ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЖКХ ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА РЕФОРМА ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД ТАРИФЫ И ИНВЕСТИЦИИ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ № 1 январь 2015 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ М.Э. <...> Попов 23 Определение источников финансирования капитального ремонта многоквартирных домов 3 Об институте операторов коммерческого учета ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД И.И. <...> Иванов 58 Цветность воды 64 Критерии выбора поставщика насосного оборудования СОВРЕМЕННЫЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ Ю.Ф. <...> © ЗАО «МЦФЭР», 2015 9 771727 669153 www.gkh.ru СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Об институте операторов коммерческого учета ко Субъекты бизнеса, оперирующие на рынке потребления энергоресурсов, столкнулись с весьма сложной ситуацией. <...> Правила коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя** не содержат требований к обязательной комплектации узлов учета устройствами автоматизированной связи с диспетчерскими системами. <...> М.Э. Семенов, эксперт журнала Ситуация с информатизацией учета энергопотребления Обязательства по предоставлению информации о показаниях общедомовых приборов учета (ПУ) действующим законодательством возложены на потребителей коммунальных ресурсов, в частности на управляющие организации. <...> А аккумулировать всю эту информацию должен как раз оператор коммерческого учета. <...> Источник: Интернет-портал сообщества ТЭК 5 № 1 • 2015 • Часть I ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД Муниципальный жилищный контроль: опыт Архангельска В рамках совместного проекта Правительства РФ и Международного банка реконструкции и развития «Реформа ЖКХ в России» проходит изучение лучших практик в сфере ЖКХ. <...> И.И. Егорова, эксперт проекта «Реформа ЖКХ в России» В процессе изучения опыта городов-участников особое внимание специалистов отрасли ЖКХ привлекла работа муниципального жилищного контроля (МЖК) в Архангельске. <...> Городские власти смогли создать эффективно работающий орган власти, направленный <...>
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№1_2015.pdf
№ 1 январь 2015 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ М.Э. Семенов Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль”» Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ А.М. Шилина, руководитель ashilina@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция Г.Х. Жафярова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru РЕФОРМА А.В. Гернес, В.Н. Дронова 12 Плата за наем жилого помещения: новации жилищного законодательства ОПЫТ ОТРАСЛЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Е.С. Павлюк, А.В. Лупачёв, М.Г. Гуляев 16 Реализация современной технологии изготовления продукции в пенополиуретановой изоляции на основе циклопентана ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА С.О. Попов 23 Определение источников финансирования капитального ремонта многоквартирных домов 3 Об институте операторов коммерческого учета ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД И.И. Егорова 6 Муниципальный жилищный контроль: опыт Архангельска Часть I
Стр.3
№ 1 январь 2015 Часть I БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И.Е. Романов 29 Как правильно осуществить реорганизацию ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Р.М. Попов 35 К вопросу о заверении доверенностей управляющими организациями Е.В. Шестакова 40 Судебные споры в части оплаты жилищно-коммунальных услуг КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА Л.Н. Чернышов 47 Современные инструменты модернизации производства и закрепления кадров коммунальных предприятий К.В. Пламеннова, Т.Ю. Коршунова 54 Производственные советы работников ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ М.П. Иванов 58 Цветность воды 64 Критерии выбора поставщика насосного оборудования СОВРЕМЕННЫЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ Ю.Ф. Федоров 67 Проверка общедомовых приборов учета А.А. Сердюков 72 Однотрубная система отопления с естественной или комбинированной циркуляцией теплоносителя ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ 77 ЖКХ – мощнейший сегмент российской экономики ISSN 1727-6691 01 Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Н.В. Кащеева, руководитель Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 57-80 nkcom@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 937-90-82 (многоканальный), 933-63-17. Факс: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 10.12.2014 Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 10,0 + вкл. 0,25. Изд. № 6722. Заказ № К-2420. Дата выхода в свет 26.12.2014. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13. © ЗАО «МЦФЭР», 2015 9 771727 669153
Стр.4
www.gkh.ru СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Об институте операторов коммерческого учета ко Субъекты бизнеса, оперирующие на рынке потребления энергоресурсов, столкнулись с весьма сложной ситуацией. Исполняя требования законодательства об энергосбережении*, они должны производить начисления за поставленные ресурсы, основываясь на показаниях приборов учета. Однако же возможность оперативного сбора и комплексной обработки данных у них отсутствует. Правила коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя** не содержат требований к обязательной комплектации узлов учета устройствами автоматизированной связи с диспетчерскими системами. Создавшаяся ситуация требует законодательного разрешения***. М.Э. Семенов, эксперт журнала Ситуация с информатизацией учета энергопотребления Обязательства по предоставлению информации о показаниях общедомовых приборов учета (ПУ) действующим законодательством возложены на потребителей коммунальных ресурсов, в частности на управляющие организации. За контроль работы приборов и достоверизацию данных о потреблении ресурсов отвечают ресурсоснабжающие организации (РСО). А обработкой собранной информации и осуществлением соответствующих начислений занимаются расчетно-информационные центры (РИЦ). За последнее время парк приборов учета лавинообразно вырос. А поскольку в подавляющем большинстве управляющих организаций не могут похвастаться наличием сотрудников, обладающих требуемой для содержания и обслуживания данной аппаратуры квалификацией, стал развиваться рынок сервисных услуг. Его формируют специализированные организации, работающие на данном рынке, занимающиеся монтажом узлов учета, обслуживанием приборов, а также развитием автоматизированных информационно-измерительных систем, обеспечивающих сбор данных с узлов учета (АИИС). Процесс выглядит следующим образом. Какой-либо хозяйствующий субъект, озаботившись исполнением законодательства и желающий иметь реальную картину энергопотребления, заказывает монтаж автоматизированной системы, которая должна осуществлять сбор данных с узлов учета. В качестве каналов для передачи этих данных, как правило, используются каналы операторов сотовой связи. В какой-то мере для данного субъекта * Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». ** Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». *** См.: «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера». 2015. № 1. Ч. II. С. 29–32. 3 № 1 • 2015 • Часть I
Стр.5
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ К СВЕДЕНИЮ Автоматизированная информационно-измерительная система учета – совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение, обработку и отображение измерительной информации со счетчиков электроэнергии, тепла, газа, воды и др. для финансовых взаиморасчетов между производителями и потребителями энергоресурсов. задачи решаются, но вот ни систематизации, ни доступности этой информации для остальных участников рынка такими методами не достигнешь. Отсутствие системного подхода, разрозненность и эпизодичность производимых в этом направлении работ, разнородность используемых для решения указанных вопросов АИИС явились причинами формирования так называемой локальной диспетчеризации. Поскольку сейчас активно развиваются государственные информационные системы (ГИС ТЭК и ГИС ЖКХ), а информационными базами владеют чаще всего субъекты малого бизнеса, которые не могут обеспечить соответствие требованиям этих систем в части полноты и регламента представления информации, проявилась проблема «последней мили» при внедрении АИИС. Тем более что все эти разрозненные автоматизированные системы ожидает моральное старение (рынок не стоит на месте), источник их модернизации законодательством не установлен, а коммерческие организации нацелены главным образом на извлечение прибыли. К слову, в действующем законодательстве отсутствует также однозначная трактовка источников финансирования и работ по созданию и обслуживанию системных АИИС. А ведь их эксплуатация должна осуществляться на основе постоянного финансирования. Можно предложить несколько вариантов к рассмотрению: • стоимость устройств связи для АИИС включается в стоимость работ по установке и обслуживанию узлов учета; • РСО финансирует АИИС из собственных средств; • граждане, проживающие в многоквартирном жилищном фонде, осуществляют требуемое финансирование; 4 • бюджетное субсидирование по целевым программам. Если методы решения задач по систематизации данных с приборов учета будут оставаться по-прежнему разрозненными, ни о каком достоверном топливно-энергетическом балансе любого уровня не может вестись речи. А в отсутствие системно предоставляемой полноценной и достоверной информации об энерго- и ресурсопотреблении невозможна объективная оценка реализации Закона об энергосбережении. А вот вероятность образования очередной «экономической дыры», напротив, достаточно велика. А это может повлечь и рост тарифов в ЖКХ, и потребность в дополнительном бюджетном финансировании, и дестабилизацию в социальной сфере. Правовой вакуум в отношении регулирования процессов систематизации данных приборов учета, отсутствие единых подходов в организации контроля данной деятельности и основ ее финансирования будет тормозить развитие приборного учета и может оказать негативное влияние на эффективность региональных программ энергосбережения. О едином информационном пространстве Чтобы рынок потребления энергоресурсов успешно функционировал и развивался, требуется построить модель системы, которая поместит всех участников рынка в единое информационное поле. В центр указанной системы логично поставить оператора коммерческого учета. Право доступа к информации, поступающей от приборов учета, должны получить все участники рынка – управляющие организации, расчетные центры, ресурсоснабжающие организации (но в определенных границах). А аккумулировать всю эту информацию должен как раз оператор коммерческого учета. Такая модель, будучи интегрирована в ГИС ЖКХ, позволит на субъектовом и федеральном уровнях отслеживать информацию о производстве и потреблении энергоресурсов, анализировать ее и оперативно реагировать, направляя политику энергоэффективности в городе, регионе или даже в стране. Заме
Стр.6
www.gkh.ru тим, что реализация такого проекта поможет рынку энергоресурсов выйти на качественно новый уровень. А для его осуществления необходимо задействовать механизм государственно-частного партнерства, поскольку при проведении столь масштабных преобразований требуется государственное регулирование и прямое участие государства. К основным преимуществам данной концепции можно отнести: • обеспечение прозрачности всех этапов расчетов потребителей с поставщиками энергоресурсов; • снятие социальной напряженности благодаря подконтрольности для жителей их расходов за потребленные энергоресурсы; • увеличение инвестиционной привлекательности данной сферы жилищно-коммунальной отрасли; • получение возможности на основании достоверных и оперативных данных анализировать ситуацию и планировать политику энергоэффективности в регионах. Сформированный на основе сертифицированных систем сбора и передачи доРегиональный сегмент ГИС ЖКХ Население РСО ОКУ РИЦ УК АССВ АССВ АССВ Структура единого информационного пространства стоверной информации о производимых и потребляемых ресурсах институт операторов коммерческого учета облегчит взаимодействие с государственными информационными системами (ГИС ТЭК и ГИС ЖКХ) и послужит стимулом к решению задач энергоэффективности в субъектах РФ. В этом плане его можно рассматривать как эффективный инструмент мониторинга процессов энергосбережения в отрасли. АССВ В ФОКУСЕ О хищениях электроэнергии Энергетиками дочернего предприятия МРСК Северного Кавказа «Дагэнергосеть» за 9 месяцев 2014 г. составлено 3907 актов безучетного потреб ления электроэнергии. В общей сложности недобросовестными потребителями похищено более 112 346 тыс. кВт·ч. Сумма ущерба – 267,2 млн руб. На юридические лица, среди которых превалируют представители малого бизнеса, составлено 608 актов на сумму 193 370 тыс. руб., на потребителейфизлиц – 3299 актов на сумму 73 862 тыс. руб. Также составлено 864 акта на бездоговорное потребление электроэнергии: 734 в отношении физлиц и 130 – юрлиц. Ущерб от действий недобросовестных граждан составил без малого 4263 тыс. руб. В ходе плановых проверок за 9 месяцев 2014 г. специалисты филиала ОАО «МРСК Центра» – «Липецкэнерго» выявили 1180 фактов безучетного и 971 случаев бездоговорного подключения к сети. Общий объем незаконно потребленной электроэнергии составил около 11,4 млн кВт·ч. Наибольший объем незаконного потребления электроэнергии зафиксирован в бытовом секторе. Безучетное и бездоговорное потребление электроэнергии наносит урон не только энергетикам, но и представляет серьезную угрозу качественному и надежному энергоснабжению потребителей. При самовольном присоединении снижается напряжение в сети и ухудшается качество электроэнергии. В результате противоправных действий подключившихся незаконно лиц добросовестные потребители могут пострадать от пожаров, вызванных замыканием электропроводки, или из-за выхода из строя бытовой техники по причине скачков напряжения. Потребление электроэнергии регулируется нормативноправовыми актами. Недобросовестные потребители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности (ст. 165 УК РФ). С ноября 2013 г. штрафные санкции за несанкционированное подключение к сетям и потребление электрической энергии увеличены в несколько раз: для физлиц штраф составляет 3–4 тыс. руб., для должностных лиц 6–8 тыс. руб., для юрлиц – 60–80 тыс. руб. Источник: Интернет-портал сообщества ТЭК 5 № 1 • 2015 • Часть I
Стр.7
ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД Муниципальный жилищный контроль: опыт Архангельска В рамках совместного проекта Правительства РФ и Международного банка реконструкции и развития «Реформа ЖКХ в России» проходит изучение лучших практик в сфере ЖКХ. Осуществляется поиск новых решений, технологий, методик и мероприятий, направленных на улучшение ситуации в отрасли и повышение качества жилищно-коммунальных услуг. И.И. Егорова, эксперт проекта «Реформа ЖКХ в России» В процессе изучения опыта городов-участников особое внимание специалистов отрасли ЖКХ привлекла работа муниципального жилищного контроля (МЖК) в Архангельске. Городские власти смогли создать эффективно работающий орган власти, направленный на защиту прав нанимателей и собственников помещений в многоквартирных домах (МКД). Изучив опыт работы МЖК в Архангельске, специалисты проекта «Реформа ЖКХ в России» приняли решение рекомендовать его для ознакомления и внедрения в других регионах России. Возможность проведения МЖК появилась в 2012 г., когда в Жилищный кодекс РФ были внесены изменения, наделившие органы муниципального самоуправления функцией жилищного контроля. Из-за сложности с распределением полномочий между государственным и муниципальным контролем в разных регионах России работа МЖК была организована не одинаково успешно. В Архангельске на изменение федерального законодательства оперативно отреагировало региональное правительство, разработав нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок исполнения функции контроля, а также порядок взаимодействия МЖК с государственной жилищной инспекцией. В Архангельской области такими актами стали: • закон Архангельской области от 24.09.2012 № 543-33-03 «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного контроля Архангельской области с органами муниципального жилищного контроля»; • постановление правительства Архангельской области от 01.10.2013 № 454-пп «Об утверждении административного регламента взаимодействия государствен ной жилищной инспекции Архангельской области с органами муниципального жилищного контроля при орга6
Стр.8
www.gkh.ru низации и осуществлении ре гионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля»; • изменения в закон Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-03 «Об административных правонарушениях» в части прав МЖК по составлению протоколов об административных правонаруше ниях (ст. 12.1). Позиция власти «На всех уровнях власти сейчас отмечают высокую роль общественного контроля, даже его приоритетность перед административным контролем. Но я полагаю, что сфера управления МКД – это та сфера, где затрагиваются интересы самого дорогого, что есть у граждан, – их жилья. Я являюсь сторонником административных мер контроля и считаю, что за тем бизнесом, который ведется в сфере ЖКХ, государственным и муниципальным органам власти нужно смотреть внимательно», – говорит Андрей Валерьевич Белов, начальник управления МЖК Департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска. Одновременно с созданием соответствующей региональной законодательной базы перед мэрией города встал вопрос об организационной форме МЖК. На этапе предварительного обсуждения обозначились две диаметрально противоположные схемы реализации функций. Первая – распределить обязанности по осуществлению МЖК между несколькими структурными подразделениями. И схема вторая – создать отдельное структурное подразделение, наделенное соответствующими полномочиями. После обсуждений целесообразным был признан второй вариант, и принято решение о создании в структуре Департамента городского хозяйства мэрии города обособленного подразделения в количестве шести человек. Департамент городского хозяйства стал базовой структурой для создания МЖК, поскольку является отраслевым органом мэрии, созданным в целях управления городским хозяйством на территории города. На департамент возложено большое количество задач, в т. ч. организация обеспечения МКД коммунальными услугами. Департамент городского хозяйства создает условия для управления многоквартирным жилищным фондом Архангельска. В Архангельске муниципальный жилищный контроль осуществляется путем проведения проверок по заявлениям жителей – плановых и внеплановых. Особое внимание при проведении проверок обращается на соблюдение требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот закон накладывает ограничение на периодичность проведения проверок юридических лиц со стороны государственных и муниципальных органов. Отклонение от установленного федеральным законом порядка приводит к отмене результатов контрольных мероприятий. А также может стать основанием для привлечения должностных лиц муниципального контроля к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.6.1 КоАП РФ. В качестве наказания ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА АРХАНГЕЛЬСКА Общая площадь жилых помещений в МКД – 7472,6 тыс. кв. м, в т. ч. муниципальная доля – 1384,6 тыс. кв. м. Жилищный фонд характеризуется крайней неоднородностью по своей структуре. Количество МКД – 5762 дома, из них 4278 деревянных (около 80%). Ветхий жилищный фонд – 1452 дома. Управление домами осуществляют более 90 управляющих организаций и около 300 ТСЖ. Большое количество МКД расположено на островных территориях, доступ в которые возможен только на водном транспорте или в зимнее время по ледовым переправам. Это определяет специфику содержания жилищного фонда и процесса контроля данной деятельности. 7 № 1 • 2015 • Часть I
Стр.9
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№1_2015_(1).pdf
№ 1 январь 2015 ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль”» Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ А.М. Шилина, руководитель ashilina@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция С.Ю. Титова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru 33 <О признании частично недействующим абз. 4 п. 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения> (извлечения из определения Верховного Суда РФ от 31.07.2014 № АПЛ14-295) НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 36 Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности (постановление Правительства РФ от 29.10.2014 № 1115) ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА 29 Об организации коммерческого учета энергоресурсов на розничном рынке ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3 О применении ст. 15 Закона о защите конкуренции в случае непроведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций 10 Итоги применения социальной нормы в Ростовской области 14 Об оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды 17 О плате за размещение отходов 19 Об исполнении предписаний антимонопольного органа КОММЕНТАРИЙ К ДОКУМЕНТУ 22 Анализ основных изменений нормативного регулирования порядка расчета платы за коммунальные услуги Часть II
Стр.3
№ 1 январь 2015 Часть II 39 Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утвержден приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701) 47 <Об исчислении налога на имущество унитарного предприятия исходя из кадастровой стоимости> (письмо Минфина России от 19.05.2014 № 03-05-04-01/23641) 49 <О применении НДС по рекламным конструкциям> (письмо Минфина России от 11.08.2014 № 03-07-11/39940) 50 Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (приложение к приказу ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э) 56 О налоге на имущество организаций (письмо ФНС России от 14.08.2014 № ПА-4-11/16089) 58 О реконструкции объектов недвижимости (письмо Росреестра от 23.06.2014 № 14-исх/07086-ГЕ/14) Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Н.В. Кащеева, руководитель Тел.: 8 (495) 937-90-80 доб. 57-80 nkcom@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82 (многоканальный), 933-63-17. Факс: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 10.12.2014 Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,0. Изд. № 6723. Заказ № К-2421. Дата выхода в свет 26.12.2014. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия». 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13. © ЗАО «МЦФЭР», 2015 ISSN 1727-6691 01 www.gkh.ru – Знак-указатель на документы, полный текст которых приводится на портале www.gkh.ru 9 771727 669153
Стр.4
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Во исполнение пп. 49 и 70 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2014 г. «Рекомендации по применению ст. 15 Федерального закона “О защите конкуренции” в случае непроведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами (МКД)», а также «Об обобщении практики антимонопольных органов, выявлении проблем при проведении органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» ФАС России представляет рекомендации. О применении ст. 15 Закона о защите конкуренции в случае непроведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций* 1. В рамках мониторинга применения положений ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России установлено, что некоторые территориальные органы зачастую неверно определяют случаи, когда в соответствии с жилищным законодательством орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 (далее – Порядок). Согласно п. 3 Порядка конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в т. ч. в следующих случаях: • собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквар* Рекомендации по применению ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае непроведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, утв. ФАС России. 3 № 1 • 2015 • Часть II
Стр.5
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ тирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; • по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в т. ч. в следующих случаях: • большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ; • собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; • не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 ЖК РФ; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; 4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме 4 обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем 16; • управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; • управление управляющей организацией. Таким образом, если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято, а также по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято, органом местного самоуправления проводится открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. В соответствии со ст. 45 и 46 ЖК РФ решение о выборе способа управления считается принятым только в случае присутствия при проведении общего собрания более 50% собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления многоквартирным домом управляющей организацией в соответствии со ст. 162 ЖК РФ с каждым собственником
Стр.6
www.gkh.ru помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. В случае незаключения договора с управляющей организацией собственниками помещений в данном доме, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, или при незаключении договора управления всеми собственниками помещений многоквартирного дома способ управления многоквартирным домом не реализован. Таким образом, орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет и не позднее чем в течение 40 дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с ч. 4 данной статьи открытый конкурс. В течение 10 дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ. Согласно ч. 1.1 ст. 162 ЖК РФ в случае, предусмотренном ч. 13 ст. 161 ЖК РФ, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем 50% от их общего числа. Таким образом, орган местного самоуправления обязан проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома. Однако собственники помещений многоквартирного дома в соответствии с ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 и 13 ст. 161 ЖК РФ, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем 50%, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, 5 № 1 • 2015 • Часть II
Стр.7
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ. Таким образом, в указанном случае также необходимо проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации. Помимо случаев, установленных Правилами проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации, также предусмотрено проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации в случаях, установленных ст. 199 и 200 ЖК РФ, которые вступили в силу с 1 сентября 2014 г. Статьей 199 ЖК РФ установлена возможность аннулирования лицензии управляющей организации по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15% от общей площади помещений в многоквартирных домах и более, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд. Согласно ч. 4 ст. 200 ЖК РФ в течение 15 дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом. В соответствии с ч. 5 ст. 200 ЖК РФ в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 200 ЖК РФ, о выборе спо6 соба управления таким домом не принято и (или) не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с ч. 4 ст. 200 ЖК РФ, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в ч. 4 ст. 200 ЖК РФ срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. Таким образом, в случае аннулирования, прекращения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, либо исключение из реестра лицензий субъекта РФ орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в таком многоквартирном доме собственниками помещений МКД на общем собрании не выбран новый способ управления, не выбрана управляющая организация, способ управления домом не реализован, или такое собрание не проведено или не имело кворума. Частями 4 и 5 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлено, что в случае если в срок до 1 апреля 2015 г. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, не обратились в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осу
Стр.8
www.gkh.ru ществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном ст. 197 ЖК РФ, обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение 15 дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в соответствии с Порядком, а также в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. Также собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем 16, в случае непосредственного управления таким домом в срок до 1 апреля 2015 г. обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления. В случае если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в соответствии с Порядком, а также в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. При этом согласно п. 39 Порядка в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается. Следовательно, во всех перечисленных случаях орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Стоит отметить, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Таким образом, действия (бездействие) органа местного самоуправления по непроведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в установленных законодательством порядке и случаях содержат нарушение ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 2. Основной проблемой, с которой сталкиваются органы местного самоуправления при проведение конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее – Конкурс), а также антимонопольные органы при осуществлении антимонопольного контроля, является определение победителя Конкурса. Также наиболее частыми нарушениями при проведении Конкурсов со стороны 7 № 1 • 2015 • Часть II
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ