Большинство авторов, отбрасывая различия формулировок, сходятся в том, что «конкурентоспособность» − это способность компании быть привлекательнее для потребите1 © Леонид Евгеньевич Копылов, аспирант Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. <...> Ключевые слова: финансы, финансовая система, финансовые отношения, деньги, личные финансы, домашнее хозяйство, семья, дети, фонды денежных средств. <...> Состояние экономического статуса индивида в системе других его статусов – социальном, правовом, образовательном, психологическом и т.д. – играет основную, определяющую роль, и главной его характеристикой выступают личные финансы как индикатор материальных и нематериальных активов человека. <...> ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ Экономический статус, измерительной шкалой которого выступают личные финансы, играет важную роль в жизни индивида, в рейтинге его оценки и самооценки как со стороны личности, так и со стороны общества. <...> В финансовой системе государства появился децентрализованный сектор экономики, в составе которого выделились финансы хозяйствующих субъектов и финансы населения, под которыми в научной литературе понимаются финансы домашних хозяйств, финансы семьи, личные финансы индивидов. <...> У каждого из нас существуют различные семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение, разное отношение к деньгам как символу благополучия, от бережливости до расточительности, но общество развивается, не стоит на месте, и финансовые стратегии, которые устраивали родителей, подходящие для соответствующего исторического периода и формы государственного устройства, могут не устраивать повзрослевших детей и быть не похожими на применяемые модели организации индивидуального финансового менеджмента родственников, не соответствовать привычной организации личных финансов каждого члена семьи. <...> ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ченными знаниями и умениями, в иерархии их положения в обществе <...>
_Территория_новых_возможностей._Вестник_Владивостокского_государственного_университета_экономики_и_сервиса_№3_2011.pdf
I. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
I. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
УДК 338.001.36
Л. Е. Копылов1
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ
МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ДЛЯ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА
Вопрос оценки конкурентоспособности стоит остро в любой компании, в
любом бизнесе и в любой отрасли. Многими авторами предложено большое
количество не только определений конкурентоспособности, но и методов
её расчета. Но при этом, в случае страхового бизнеса, понятие
«Конкурентоспособность» часто подменяется или смешивается с понятием
«Финансовая устойчивость». В рамках настоящей статьи автор
рассматривает существующие методы оценки конкурентоспособности и
их применимость в страховом бизнесе, а также формулирует требования
к методу оценки конкурентоспособности страховой компании.
Ключевые слова: конкурентоспособность, оценка конкурентоспособности,
страхование, страховая компания, финансовая устойчивость, метод
оценки конкурентоспособности.
Вопрос оценки конкурентоспособности стоит остро в любой компании,
в любом бизнесе, в любой отрасли. Большинство авторов, отбрасывая
различия формулировок, сходятся в том, что «конкурентоспособность»
− это способность компании быть привлекательнее для потребите1
© Леонид Евгеньевич Копылов, аспирант Владивостокского государственного университета
экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail:
glavred@primmarketing.ru.
- 7 -
Стр.1
Л. Е. Копылов АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ …
лей, партнеров, поставщиков и рабочей силы, чем её конкуренты. Таким
образом, выходит, что конкурентоспособность компании является катализатором
прибыли, генерирующейся на каждом этапе деятельности организации.
Конкурентоспособность позволяет продать товар в больших количествах
или по большей цене потребителю, получить более выгодные
условия у поставщиков, привлечь более удобных партнеров на более выгодных
условиях и получить наиболее ценных сотрудников с наименьшими
затратами и усилиями.
Каждый участник экономической деятельности находится в условиях
постоянного соперничества с прямыми конкурентами или товарамизаменителями.
Не удивительно, что сама по себе конкуренция давно исследуется.
Существует большое количество методов оценки силы и интенсивности
конкуренции на рынке, с которыми трудно не согласиться. В
вопросах оценки конкурентоспособности такой конкретики не наблюдается.
Напротив, большинство методов оценки либо теоретизированы, либо
подходят к очень узкому сегменту рынка.
Существуют отрасли, в которых такое явление, как конкурентоспособность,
вовсе не рассматривается (например, финансовые услуги, в частности
страхование). При изучении различных источников автор статьи
не обнаружил ни одного метода, который можно было бы на практике
применить для оценки конкурентоспособности страховой компании. В
данной статье мы предлагаем рассмотреть существующие методы оценки
силы конкуренции и конкурентоспособности и сформулировать критерии,
которым должна соответствовать практическая модель оценки конкурентоспособности
предприятия.
Для начала рассмотрим методы оценки силы конкуренции:
Для оценки силы конкуренции в отрасли и оценки конкурентоспособности
применяют различные методики. Например, в работе
Г. Л. Азоева приводится ряд методик, оценивающих силу конкуренции.
С 1968 по 1984 гг. Департамент юстиции США применял четырехдольный
показатель, характеризующий силу конкуренции в отрасли:
,
где – объем продаж продукции данной ассортиментной группы i-й
фирмой, i = 1, 2, 3, 4; – объем рынка данной ассортиментной группы
продукции.
При значении
больше 0,75 вводились ограничения на слияния
фирм. Этот показатель рассчитывался также для 8, 20 и 50 фирм. В Германии,
Англии, Канаде он рассчитывается для 3, 6 и 10 фирм.
- 8 -
Стр.2
I. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
Начиная с 1984 г. в США применяется индекс ХерфиндалаХершмана
(ИХХ), который определяется по формуле:
,
где – доля на рынке i-й фирмы, доли единицы.
Если показатель больше 0,18, речь идет о низкой интенсивности
(силе) конкуренции и высокой концентрации рынка, что требует вмешательства
государства для нормализации ситуации на рынке. Если в этой
ситуации слияние фирм ведет к увеличению индекса на 0,05 (или на
50 пунктов из 1000), то такое слияние запрещается антитрестовским законодательством
США.
Безопасный с точки зрения монополизации рынок (ИХХ менее 1000)
предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм. Причем доля
крупнейших из них не может превышать 31%, двух крупнейших – 44%,
трех – 54% и четырех – 63%.
Большое количество факторов конкурентной борьбы учитывает
обобщающий показатель интенсивности конкуренции, который определяется
по формуле:
,
где – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий рентабельность
рынка; − показатель интенсивности конкуренции, учитывающий
доли конкурентов на данном рынке; − показатель интенсивности
конкуренции, учитывающий темпы роста объема продаж;
,
где − рентабельность рынка, доли единицы; П – прибыль рынка, денежная
единица; − объем рынка, денежная единица;
,
где n – количество конкурирующих фирм на данном рынке товара (услуг);
− доля i-го конкурента на рынке, доли единицы;
,
где 140 и 70 – предельные значения годовых темпов роста объемов продаж;
− годовой темп роста объема продаж на рассматриваемом товарном
рынке без учета инфляции, %.
- 9 -
Стр.3