№9 Симон Соловейчик Юбилей Симона Львовича Соловейчика, публициста, педагога и фи лософа, можно отмечать как День учителя: 1 октября этого года ему исполнилось бы 80 лет. <...> Он работал учителем, писал статьи и книги, основал газету «Первое сентября» – и везде отстаивал идеи воспи тания свободного человека. <...> По вкладу в педагогику его можно срав нить с Янушем Корчаком. <...> Главное дело его жизни – книга «Педагоги ка для всех», отрывки из которой мы предлагаем читателям У каждого из нас естественная тяга к наведению порядка. <...> Постепен но начинает казаться, что это правило распространяется и на людей: будто и в человеке все поправимо, надо лишь прило жить старание. <...> Отстающие ча сы и не сказавший «спасибо» сын – это, кажется нам, явления одного рода. <...> 55 Ребенка нельзя починить Но человек, ребенок – не вещь, он принципиально не под дается исправлению. <...> Семья – не бюро ремонта природного бра ка, а школа – не бюро ремонта семейного брака. <...> Требует времени для понимания, нравственных усилий, требует перемены взгля дов, педагогической веры. <...> Ремонтный подход к жизни, ремонтная психология («тяп ляп – ничего, потом передела ем»), ремонтное отношение к ребенку, истовая вера в воспи тание как в постоянный, на всю жизнь, ремонт. <...> Будем воспитывать нашего ребенка – сколько бы ему ни бы ло сейчас, – чтобы он не нуждал ся в педагогическом ремонте. <...> Выражение «никогда не поздно», редко приложимое к вещам, яв ляется абсолютной правдой в приложении к детям. <...> 56 Считается, что для воспита ния необходимо понимать воз растные особенности детей. <...> Что поддается ремонту, а чего и касаться нельзя? <...> Внутренний мир человека – это и есть его личность. <...> Целеустремленный мир Вот чем внутренний космос со вершенно не похож на внешний: материальный мир, если взять его в целом, не имеет нужды, не имеет цели. <...> В нем все целесооб разно, все развивается по стро гим законам, но общей идеи, це ли развития нет. <...> Это его основ ное свойство <...>