Вера Шабельникова Слово «интеллигент» пришло к нам из латыни, но в иностранные словари вошло с пометкой «русское». <...> Можно сколько угодно спорить о сходстве и различии в значении этих слов, но граница между ними все равно останется 88 Первые русские интеллигенты, по словам Дмитрия Сергеевича Лихачева, появились в конце XVIII – начале XIX века. <...> Но более всего об этом феномене сумел рассказать миру Антон Павлович Чехов. <...> Конечно, он не ставил та кую задачу, но его поступки, вза имоотношения с людьми, пись ма, а главное – его произведе ния открывают суть того, что на зывается интеллигентностью. <...> Чехов не писал эпохальных ро манов, но сумел дать полное представление о русской жизни, причем не только своего времени, но и сегодняшней. <...> Той повседнев ной жизни, в которой чувства, со прикасаясь с бытом и трудностя ми, мелеют и покрываются ржав чиной. <...> У Чехова был абсолютный слух на «многоликую и вездесущую» (по слову Горького) пошлость. <...> Это не обвинение, а грусть – по поводу нашего несо вершенства. <...> И понимание, и со чувствие, и приглашение к умной и тонкой беседе о самом важном: о смысле и сути всего, что мы де лаем на этом свете. <...> Он сочувствует Гурову и Анне Сергеевне из «Дамы с собач кой»: «И казалось, что еще не много – и решение будет найде но, и тогда начнется новая, пре красная жизнь; и обоим было яс но, что до конца еще далекода леко и что самое сложное и труд ное только еще начинается». <...> Другой пример – неоднознач ное отношение Чехова к благо творительности. <...> У человека есть еще одно чувство – пошлость. <...> Никто так ясно не открывал в человеке это го шестого могучего чувства, как Антон Павлович. <...> Никто с такой жалостью к человеку не обрисо вал этого чувства, как он». <...> С легкой руки Чехова катего рия пошлости расширилась, в нее попали такие свойства, как фальшь, косность, грубость, бестактность, глухость к чужой беде, самодовольство. <...> У каж дого из этих качеств есть антаго нист, и если все <...>