89 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА АНДРЕЯ БЕЛОГО В БИОГРАФИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.Ф. <...> За внешней изменчивостью Андрея Белого, настаивал В.Ф. Ходасевич, стоит цельность, формирующая всю непростую личность автора «Петербурга». <...> Социально-духовный кризис, в котором находятся современная цивилизация и личность, делает неизбежным процесс формирования оригинальных, позитивно ориентированных жизнетворческих стратегий. <...> Актуальность обращения к мемуарнобиографическому творчеству В.Ф. Ходасевича (1886–1939) определяется тем, что в нем представлена и теоретически обоснована концепция личности русских писателеймодернистов как жизнетворческая модель. <...> В мемуарно-биографическом творчестве В.Ф. Ходасевича проясняются как потенциально деструктивные, так и телеологическипозитивные для литературного и общественного сознания жизнетворческие коды русских писателей-модернистов. <...> Генезис жизнетворческой модели современных писателей-постмодернистов, которая в настоящее время переживает свой расцвет, уходит корнями в русскую литературу конца XIX – начала XX веков. <...> Для понимания тенденций современного литературного процесса оказывается релевантным изучение ходасевичевской концепции личности русских писателей Серебряного века. <...> К числу наиболее эффективных биографических проектов В.Ф. Ходасевича по созданию концептуального видения творческой личности в условиях культуры Серебряного века можно отнести его концепцию личности Андрея Белого. <...> Пастернака, который считал, что «изъян излишнего одухотворения превратил его гений из силы производительной в бесплодную и разрушительную силу» [16: 438], и Ф.А. Степуна, который видел в писателе «интеллигентакоммуноида» [21: 132]. <...> К.В. Мочульский напишет о нем: «Творчество Ходасевича – чистое золото классической лиры» [15: 101], добавив, что Ходасевич «сохранил свою душу цельной и тихой <…> творчество ясно и спокойно <…> <...> По воспоминаниям современников, приведенных <...>