Тебиев; д-р психол. наук, профессор Н. И. Медведева ISBN 978-5-9296-0723-3 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014 ПРЕДИСЛОВИЕ Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. <...> Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. <...> Психология развития – наука о развитии человека Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии (раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике животных и человека, а также эволюцию поведения и психики в процессе антропогенеза) в конце XIX века. <...> Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. <...> Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то время как психология развития – это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии человека. <...> Психическое развитие характеризуется способностью к накоплению, надстраиванию новых изменений над предшествующими, психическое развитие определяется закономерностями своего протекания. <...> Психология развития – это сфера знаний, содержащих информацию о законах возрастного преобразования человека, направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. <...> Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять. <...> Степень различий в полученных показателях на первом и третьем этапах исследования – свидетельство адекватности избранных экспериментатором условий, способных <...>
Психология_развития.pdf
УДК159.923.2 (075.8)
ББК 88.2 я73
А 86
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Артеменко О. Н., Макадей Л. И.
А 86 Психология развития: учебное пособие (курс лекций). –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 305 с.
ISBN 978-5-9296-0723-3
Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС
ВПО к направлениям подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое
образование и 37.05.01 – Клиническая психология. Содержит
курс лекций по дисциплине, контрольные вопросы для самопроверки,
глоссарий, приложения, литературу.
Предназначено для студентов, обучающихся по программам
бакалавриата.
УДК159.923.2 (075.8)
ББК 88.2 я73
Рецензенты:
д-р пед. наук, д-р эконом. наук, профессор АНО ВПО
«Московский региональный социально-экономический институт»,
профессор ФГОБУ ВПО «Российский государственный
гуманитарный университет» (РГГУ), Президент Международной
педагогической академии, редактор-издатель
научно-методического журнала «Прикладная психология
и психоанализ» (г. Москва) Б. К.-Г. Тебиев;
д-р психол. наук, профессор Н. И. Медведева
ISBN 978-5-9296-0723-3
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Предмет, задачи, проблемы возрастной психологии.................6
2. Стратегии и методы возрастной психологии..............................13
3. Теории психического развития......................................................22
4. Закономерности психического развития....................................40
5. Психическое развитие, деятельность, общение и обучение....51
6. Проблема возраста в возрастной психологии............................67
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ СТАДИЯХ
7. Младенческий возраст.....................................................................79
8. Раннее детство....................................................................................94
9. Дошкольное детство. Особенности развития личности,
игровой деятельности и познания в дошкольном возрасте.............117
10. Дошкольный возраст. Особенности развития восприятия
в дошкольном возрасте.............................................................................128
11. Дошкольный возраст. Особенности процесса общения
дошкольников.............................................................................................140
12. Дошкольный возраст. Развитие воли у дошкольников.......149
13. Дошкольный возраст. Психологическая готовность детей
к школе..........................................................................................................158
14. Младший школьный возраст.....................................................164
15. Подростковый возраст.................................................................177
16. Юношеский возраст.....................................................................186
17. Психология зрелых возрастов. Психологическая
характеристика взрослости.....................................................................209
18. Психология зрелых возрастов. Психологическая
характеристика зрелости..........................................................................228
19. Психология старости....................................................................238
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................251
ГЛОССАРИЙ........................................................................................252
303
Стр.303
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................260
Темы практических занятий, вопросы и задания
на выявление освоения компетенций...................................................260
Методические рекомендации к организации
самостоятельной работы студентов.......................................................283
Контрольно-тестовые задания.........................................................286
304
Стр.304