Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Философские науки  / №4 2014

БЕРДЯЕВ О ДОСТОЕВСКОМ: ТЕОДИЦЕЯ И СВОБОДА* (150,00 руб.)

0   0
АвторыВ.К. КАНТОР
Страниц13
ID301961
АннотацияАвтор рассматривает одну из ключевых проблем философской мысли, в том числе и российской, – проблему теодицеи и свободы. Первым поставил в России эту проблему Достоевский. Анализируя его творчество, Бердяев принимает его позицию, что Бога можно оправдать только через свободу. Но это действие личности. В ХХ в. массы (в нацизме и большевизме) вышли из поля свободы, а потому и из пространства, где решаются нравственные проблемы.
БЕРДЯЕВ О ДОСТОЕВСКОМ: ТЕОДИЦЕЯ И СВОБОДА* / В.К. КАНТОР // Философские науки .— 2014 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/301961 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФН – 4/2014 Из истории отечественной философии БЕРДЯЕВ О ДОСТОЕВСКОМ: ТЕОДИЦЕЯ И СВОБОДА* В.К. КАНТОР Одна из самых известных фраз Достоевского (из письма к брату 1839 г.): «Человек есть тайна. <...> Близость мировоззрений Бердяева и Достоевского настолько очевидна – в страстности, в неприятии тоталитарного и массового психоза несвободы, в попытке увидеть трансцендентную реальность за приметами земного бытия – что уже сама эта близость становится загадкой, ибо она была не подражанием, не повтором, а внутренним проникновением в ту же проблематику человеческого бытия, которой был одержим Достоевский. <...> Там раскрывает Достоевский человеческую бесконечность, бездонность человеческой природы. <...> Соотечественники, признавая значение Бердяева, постоянно подчеркивали, что отнюдь не Бердяев выразитель русского духа, тем более – русского православия, и лишь смерть философа, бунтовавшего против всех коллективных и социально жестких структур, включая и эмигрантское православие (об этом позже), примирила с ним, показав истинное значение умершего. <...> Стоит отметить одно соображение Бердяева: «Наша духовная и умственная история XIX в. разделяется явлением Достоевского. <...> Явление Достоевского означало, что в России родились новые души. <...> Как писали многие, в том числе и западные мыслители, «в конечном итоге действия героев Достоевского определяются религиозными силами и мотивами, под влиянием 54 Из истории отечественной философии которых и принимаются те или иные решения. <...> Свою книгу о Достоевском он начал словами: «Я написал книгу, в которой не только пытался раскрыть миросозерцание Достоевского, но и вложил очень многое от моего собственного миросозерцания»6 . <...> Это и был главный вопрос Бердяева, это проблема его теодицеи. <...> Стоит, однако, подчеркнуть его личную позицию, позицию «рыцаря свободы», как его называли. <...> Более того, он был ориентиром, на который, споря с ним, не принимая его, тем не менее, смотрели разные 56 Из истории <...>